Корекционно-развивающая программа по формированию просодической стороны речи
рабочая программа по логопедии
Программа составлена на основе методических разработок Лопатиной Л. В. и Поздняковой Л. А. из раздела «Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями», а также на основе рекомендаций, заданий и упражнений таких авторов, как: Архипова Е. Ф., Забродина Л. В., Шевцова Е. Э..
В процессе реализации коррекционно-развивающей программы использовались различные методы: игры, беседы, диалоги, драматизация, арт-терапия, инсценировки сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_proramma.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план коррекционно-развивающей программы по формированию просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией
В коррекционно-развивающей программе выделены следующие этапы:
I этап – создание условий для дальнейшей работы.
II этап – формирование восприятия и воспроизведения интонационных средств выразительности: подэтап 1 – формирование восприятия интонационных средств выразительности. На данном подэтапе проводится работа по формированию первичных представлениях о компонентах интонации и формированию восприятия и понимания компонентов интонационного оформления высказывания; подэтап 2 – формирование воспроизведения интонационных средств выразительности речи.
Тематический план
Месяц, неделя | Цели занятий | Тема занятия | Упражнения |
3я – 4я неделя января | I этап 1.Формирование правильного типа дыхания. 2. Развитие чувства ритма. 3. Развитие акустических характеристик голоса. | Занятие 1. Тема – Дыхание. | 1. Статические упражнения по развитию диафрагмального дыхания. 2. Динамические упражнения по развитию диафрагмального дыхания («Падает снег», «Дует ветер»). 3. Логоритмическое дыхательное упражнение «Погреемся». |
Занятие 2. Тема – Голос. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Логоритмическое упражнение. 3. Беседа «Наш голос». 4. Самомассаж. 5. Голосовые упражнения (протяженное произнесение и пропевание изолированных гласных, слитное произнесение двух и более гласных звуков). | ||
Занятие 3. Тема – Ритм. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Восприятие и воспроизведение изолированных, простых, акцентированных ударов. 3. Задание «Послушай и повтори»: ребёнку дают прослушать изолированные, простые, акцентированные удары, которые необходимо повторить. 4. Задание «Посмотри и отстучи»: ребёнку необходимо воспроизвести ритмически удары по карточкам, на которых изображены простые удары, акцентированные, тихие, громкие. | ||
4я-5я неделя января – 1я-4я неделя февраля | II этап (подэтап 1) 1.Формирование первичных представлений о компонентах интонации. 2. Развитие восприятия и понимания компонентов интонационного оформления высказывания. | Занятие 4. Тема – Интонационная пропедевтика. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Мимическая гимнастика. 3. Знакомство с различными жестами и мимикой. Работа с пиктограммами. 4. Игры, направленные на развитие выразительности движений: «Семья животных», «Фантазеры». |
Занятие 5. Тема – Интонационная пропедевтика. | 1. Мимическая гимнастика. 2. Работа с пиктограммами. 3. Игры, направленные на развитие способностей выражать основные эмоции: «День рождения», «Потеря», «Медведь и пчелы», «Что случилось?», «Соленый чай». | ||
Занятие 6. Тема – Основной тон высказывания. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Мимическая гимнастика. 3.Чтение рассказа: рассказ читается дважды, первый раз монотонно, второй – выразительно. Вопросы к заданию: «Какое чтение больше понравилось? Почему?» 4. Задание: «послушай предложения и подбери картинку, которая больше подходит (содержание картинки должно соответствовать основному тону высказывания), объяснить свой выбор». 5. Работа с пиктограммами. | ||
Занятие 7. Тема – Темп речи. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Беседа «Что такое темп речи?». 3. Чтение скороговорок. 4. Игры: «Что это было?», «Найди скороговорку», «Куда спешат головастики?». 5. Задание: «послушайте стихотворение и определите, от лица какого героя — Торопыжки или Увальня — оно было прочитано, объясните свой ответ». | ||
Занятие 8. Тема – Громкость голоса. | 1. Беседа «Мой голос, какой он?». 2. Игра «Выбери колыбельную». 3. Задание: «вспомни и назови ситуации, когда не следует (или, наоборот, нужно) говорить громко (тихо)». 4. Ортофонические упражнения: «Колокольчики», «Звуковая лесенка», «Веселый маляр», «Счет», «Вопрос – ответ». 5. Игра «Чье стихотворение?», «Назови настроение». | ||
Занятие 9. Тема – Тембр голоса. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Мимическая гимнастика. 3. Работа с пиктограммами. 4. Игра «Герой сказки». 5. Игра «Лесное радио». 6. Игра «Найди ошибки в сказке». | ||
Занятие 10. Тема – Словесное ударение. | 1. Задание: детям необходимо прослушать серии слогов и определить место ударного слога в серии, отхлопав предъявленную серию по образцу, выделяя сильным хлопком акцентированный слог, определить его местоположение в серии. 2. Беседа «Что такое ударение». 3. Задание: «послушайте и определите, какое слово я произнесла: длинное или короткое (путем выбора полоски бумаги соответствующей длины)». 4. Задание: «подумай и назови длинные и короткие слова». 5. Задание «Спрячь слово»: детям необходимо отхлопать ритмический рисунок слова; выделив ударный слог (на материале двусложных, трехсложных слов с различным местоположением ударного слога)». 6. Задание «Найди пару» (подбираем к словам схемы). | ||
Занятие 11. Тема – Логическое ударение. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Беседа «Главное слово». 3. Игра «Что изменилось». Детям необходимо сравнить предложения, предъявленные в двух вариантах произнесения с изменением местоположения логического ударения. 4. Задание: прослушать и определить местоположение логического ударения в предложении путем обозначения его на схеме. 5. Задание: ответить на вопросы по сюжетной картинке с помощью указательного жеста и без него. 6. Задание: выбрать картинку, соответствующую выделенному логическим ударением слову. | ||
Занятие 12. Тема – Восприятие повествовательного предложения | 1. Знакомство с повествовательной интонацией. 2. Задание: «придумайте предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса». 3. Знакомство с точкой. 4. Задание: «послушайте предложения, когда услышите повествовательное предложение, поднимите карточку с точкой». 5. Задание: «послушайте рассказ и выложите столько фишек, сколько повествовательных предложений вы услышите в тексте». | ||
Занятие 13. Тема – Восприятие вопросительного предложения | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса. 3. Игра «Слушай – не зевай!». 4. Игровое упражнение «Сосчитай вопросы». 5. Игра «Подними сигнал». 6. Игра «Назови вопросительные слова». | ||
Занятие 14. Тема – Восприятие восклицательного предложения. | 1. Знакомство с восклицательной интонацией. Работа с междометиями. 2. Задание: «посмотри на картинки и придумай к ней восклицательной предложение». 3. Игра «Рисуем настроение». 4. Игра «Удивленный»: выделение из текста восклицательных предложений. | ||
Занятие 15. Тема – Определи интонацию. | 1. Дыхательная гимнастика. 2. Уточнение обозначения предложений знаками. 3. Задание: детям необходимо прослушать предложения и определить интонацию, поднять карточку с подходящим знаком. 4.Графический диктант. | ||
1я– 3я неделя марта | II этап (подэтап 2) Цель – научить детей правилам употребления супрасегментных единиц фонетических средств языка. | Занятие 16. Тема – Изменение основного тона высказывания | 1. Беседа-повторение «Что такое основной тон высказывания?». 2. Игра «Настроение». 3. Игра «Произнеси по-разному». 4. Задание «Придумай рассказ». |
Занятие 17. Тема – Изменение громкости голоса. | 1. Повторение «Что такое громкость голоса и для чего она нужна». 2. Задание: «я прочитаю стихотворение два раза с разной громкостью. Внимательно послушайте и скажите, какая громкость больше подходит стихотворению». 3. Задание: «вспомните и расскажите о веселом, радостном (например, праздник Новый год), грустном, печальном событии (например, заболел друг)». 5. Игра «Продолжи рассказ». | ||
Занятие 18. Тема – Игры-инсценировки | 1. Игра «Слушай и повторяй». 2. Задание: детям необходимо воспроизвести заданный коммуникативный тип высказывания по предъявленному изображению знака препинания. 3. Игра «Волшебники». 4. Игра «Почемучки». 5. Игра «Шутки-сценки». 6. Игра «Изобрази голосом». | ||
Занятие 19. Тема – Закрепление материала | 1. «Конкурс пародистов». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...
Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....
Картотека по формированию просодической стороны речи
В картотеке по формированию просодической стороны речи представлены задания включающие: развитие чувства и восприятия ритма; формирование умений соотносить движения со словами;под...
Тема: «Страна Игралия» Интеграция образовательных областей: Коммуникация: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш». Физическая культура.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Формирование просодической стороны речи
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспресс...
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...