Открытое фронтальное занятие в старшей группе ФФН (1-ый год обучения) МДОУ№21 Приключения в сказочном лесу
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Луканина Галина Александровна

Автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_frontalnoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_ffn.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое фронтальное занятие в старшей группе ФФН (1-ый год обучения) МДОУ№21. Подготовила учитель-логопед Луканина Г.А.

Приключения в сказочном лесу.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей различать звуки С-Ш на материале слогов, слов и предложений;

- формировать и расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей мыслительную деятельность;

-формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

-развивать фонематические процессы;

-учить координировать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей организованность и самостоятельность;

-воспитывать самоконтроль за речью.

Предшествующая работа: фронтальные занятия по теме «Звук и буква С», «Звук и буква Ш».

Индивидуальная работа: с Князевым А., Давыдовым Д., Афанасьевым А. - постановка и автоматизация звука «С», с Купцовым К., Петриным А. – постановка и автоматизация звука «Ш».

Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель, записи звуков природы, музыка для физкультминутки, демонстрационный материал – игрушка Мишка, игрушка Слоник, игрушки – змейки, игрушка Вреднючка, Замок с гласными буквами, картинки для физкультминутки, кубики со слогами, картинки на звуки «Ш, С», панно, раздаточный материал – полоски для выкладывания звуко-буквенных схем слов, флажки с условными обозначениями звуков «С», «Ш»

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Звучит мелодия В.А. Моцарта - Времена года – Гроза. Звуки природы, шум дождя и пение птиц. Дети спокойно стоят около парт.

Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята. Я рада всех вас видеть. Давайте представим, что мы сейчас с вами в лесу. Покажите, какие там большие деревья (дети поднимают руки вверх).

- Подул теплый ветерок – Ш – Ш- Ш, зашелестели листья (дети быстро шевелят пальчиками).

- Подул холодный ветер – С- С- С, закачались сосны (дети покачиваются и машут руками).

- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (дети расслабляются) .

- Снова подул ветер (дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились).

Садятся на места.

  1. Сообщение темы занятия.

Учитель-логопед: - Как шумела листва от теплого ветерка?

Дети: - Ш-Ш-Ш.

Учитель-логопед: - Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте теплую струю воздуха.

- А как дул холодный ветер?

Дети: - С-С-С.

Учитель-логопед: - Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте холодную струю воздуха.

-Как вы думаете, какие звуки мы будем с вами сегодня сравнивать?

Дети: - Звуки С, Ш.

  1. Характеристика звуков

Учитель-логопед: - Дети, давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках

Звук С – согласный (в ротике есть преграда зубки, язык), твердый, обозначаем синей фишкой, глухой (горлышко не дрожит, голос «выключен»). Когда мы произносим звук С  язычок прячется за нижними зубками, губки улыбаются, воздушная струя холодная.

Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой. Когда мы произносим звук Ш язычок в форме ковшика стоит за верхними зубками, губки округлены и воздух теплый.

      4. Учитель-логопед: - Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Но они захотели взять с собой друзей-животных. Как вы думаете, каких животных возьмёт с собой звук С? (Дети называют животных, в названии которых есть звук С – собака, слон, носорог, свинья, ослик). А звук Ш? (Дети называют – кошка, мишка) .

-А сейчас мы посмотрим, кого же всё-таки пригласили с собой попутешествовать звуки С и Ш. (Логопед достает игрушки - мишку и слоника).

       5.  Учитель-логопед: - Ну, вот теперь наши друзья отправляются в путешествие. А вместе с ними и вы. В лесу надо быть осторожными, помогите нашим друзьям пройти по лесу, когда услышите звук Ш, как шипит змейка, поднимите карточку, на которой нарисована змейка, предупредите мишку и Слоника об опасности. А когда услышите звук С, поднимите карточку «Солнышко» и тогда друзья пройдут по тропинке без опаски.

Логопед закрывает свой артикуляционный аппарат экраном, чтобы дети не видели губ, и произносит звуки, тем временем Мишка и Слоник «идут по тропинке» и по пути им встречается либо Солнышко, либо Змейка, спрятанные под зеленым листочком. После того как дети поднимают карточки на соответствующие звуки, логопед поднимает листок и там оказывается либо Солнышко, либо Змейка. То есть происходит проверка задания.

Выбор согласного из ряда звуков:

П В Ш Ф М С Ш С Ц Ш С Ш С …

Выбор согласного из ряда слогов:

ША МА СА ШО СО ЛО ВУ ШУ СУ…

           6. Физкультминутка. Дети встают около столов и выполняют движения в соответствии с заданием. Звучит энергичная музыка.

А ну, попробуйте! 
А ну, попробуйте, ребята,
От зверей не отставать
И заданья сложные
Быстро выполнять.

Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
Сколько маленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
Сколько на лугу цветов,
Столько сделайте хлопков.
Приседайте столько раз,
Сколько шариков у нас.
(После каждого вопроса-двустишия логопед показывает соответствующую картинку. Дети считают количество нарисованных предметов и  выполняют указанное движение заданное количество раз.)

       7. Произношение звуков С и Ш в слогах.

Учитель-логопед: - Шли, шли наши путешественники и увидели перед собой Замок, в котором жили какие звуки?

Дети: - Гласные звуки.

Учитель-логопед: - Правильно. Мишка со своим звуком Ш решил познакомиться со звуком А. Какую песенку он споёт?

Дети: - ША.

(Аналогично со звуками О, У, И, Э).

Учитель-логопед: - А Слоник со своим звуком С тоже решил спеть песенки с гласными звуками. (Дети пропевают слоги) .

        8. Учитель-логопед:  -  Мишка и Слоник нашли кубики со слогами и решили в них поиграть, но они еще не умеют читать слоги. Дети, давайте им поможем!

Логопед подбрасывает кубик, а дети читают слог на его верхней грани.

         9. Учитель-логопед: - Решили Мишка и Слоник поговорить друг с другом с помощью слогов:

Слоник с радостью: СА- СА- СА. Что ответил ему Мишка?

Дети: - ША – ША – ША.

Учитель-логопед: - Слоник с грустью: СО – СО – СО. Что ответил Мишка?

Дети: - ШО – ШО – ШО.        

Учитель-логопед: - Слоник с восхищением: СУ – СУ – СУ. А Мишка?

Дети: - ШУ – ШУ – ШУ!

         10. Учитель-логопед:  - Отправились наши друзья дальше. И вдруг на дороге они увидели сундучок. Заглянули в него и удивились: «Ой, да здесь все картинки с нашими звуками! ». Решили друзья разобрать каждый свои картинки, да только боятся ошибиться. Поможем им, ребята? (Дети по одному подходят с сундучку, берут картинку, называют её и со словами «Самокат я отдам Слонику (Мишке, потому что в её названии есть звук С (Ш) », кладут возле соответствующей игрушки).

       11. Звуковой анализ слов.

Учитель-логопед: - Пошли друзья дальше и увидели странные коробочки с полосками и кружочками. Не могут они понять, для чего всё это нужно?

Давайте им покажем. Разбор слов ШУТ, СОМ, ДУШ, СОК, НОС, МИШКА  (по картинкам).

       12. Физкультминутка. Дети стоят около своих столов. Звучит энергичная музыка.

Как у наших у зверят
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топание ногами.)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)
А потом вприсядочку (Приседания.)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)
А как пустятся бежать — (Бег на месте.)
Никому их не догнать.

       13. Учитель-логопед: - Ребята, пока мы с вами веселились, наши друзья Слоник и Мишка пропали, а вместо них появилась Кукла Вреднючка. Логопед берет куклу и говорит вместо нее : - Пока вы веселились я перепутала вам все звуки  и слова, вот послушайте:

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Логопед: - Ребята, чтобы Вреднючка вернула нам наших друзей, нужно исправить все ошибки. Я буду называть слова, а вы исправьте их и произнесите правильно.

Суба, масина, шумка, шорока, шлон, дус, бабуска, дедуска, подуска

Учитель-логопед: - А теперь давайте произнесем правильно предложения Вреднючки.

        14. Вреднючка: - Молодцы ребята, вы правильно назвали все слова, но вы меня еще не победили! Вот вам второе испытание. Я запутала все слова в предложении. Попробуйте их распутать.

Хороший, детский сад, ребята, в.

Вреднючка, дружить, ребятами, хочет, с.

Вреднючка: - Молодцы ребята, вот ваши друзья Мишка и Слоник. Я больше не буду вредничать! Вы будете дружить со мной?

         15. Итог.

Учитель-логопед: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо за это нашим друзьям Мишке и Слонику. А сейчас давайте вспомним, что же мы сегодня делали в пути и что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального занятия в старшей речевой группе Тема: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ]

Тема:Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ] Цель:Коррекционно-образовательные:·...

Конспект открытого фронтального занятия в старшей группе по теме "Транспорт"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста на обобщение лексической темы "Транспорт"...

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...

Конспект НОД с элементами театрализации для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему «Приключения в сказочном лесу»

Данный конспект способствует созданию у детей радостного эмоционального состояния, через театральную деятельность формируется связная речь и культура общения. Данный конспект будет полезен воспитателя...

Открытое занятие в старшей группе Тема: " Прогулка в зимний лес.. Маленькой ёлочке хорошо в лесу"

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса»....