Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

 Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения - ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

 Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения - ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.  

              Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают слова.  В  логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем:

1) Игры на развитие слухового внимания:

- «Узнай, что звучит?»

- «Узнай, где звучит?»

- «Что ты слышишь?»

- «Назови звуки улицы»

- «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»

- «Жмурки с колокольчиком»

- «Угадай по звуку, что делает?»

2) Игры на развитие фонематического восприятия:

- Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

Стали громко петь Еноты, даже разучили… (слова, ноты, стихи)

Приготовлены постели  для Ежей у старой… (ели, липы, сосны)

Съел Сережа на обед Целых пять больших… (сосисок, блинов,     котлет)

Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на (Бармалея,  папу, гриб)

 Раскрывает Жаба рот, Громко песенку… (кричит, поет, квакает)

 - Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя: АУИО, ИАУО, УИОА.

- Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками: ТУ—КА—ПО, ВЫ—КА—ТУ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика, как одна из главных составляющих в системе работы с детьми с речевыми нарушениями.

Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гим­настики поможет учить детей пра­вильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствуе...

Фонематический слух - одна из составляющих слухоречевого гнозиса

Полный обзор материалов развития фонематического слуха у дошкольников. От неречевых звуков до сложных форм звукового анализа....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....

Проектная деятельность "Эти прелестные сказки" АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использоват

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо ...

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...

Формирование речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как одной из главной составляющей функциональной грамотности.

Одно из важнейших направлений  современного образования – это формирование функционально грамотных людей. Это направление является актуальным и для дошкольного образования, поскол...

Конспект в старшей группе по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"

Конспект в старшей группе  по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"...