Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения - ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh_-_odna_iz_sostavlyayushchih_rechevogo_razvitiya.docx | 12.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух — одна из главных составляющих речевого развития.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения - ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают слова. В логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем:
1) Игры на развитие слухового внимания:
- «Узнай, что звучит?»
- «Узнай, где звучит?»
- «Что ты слышишь?»
- «Назови звуки улицы»
- «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»
- «Жмурки с колокольчиком»
- «Угадай по звуку, что делает?»
2) Игры на развитие фонематического восприятия:
- Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.
Стали громко петь Еноты, даже разучили… (слова, ноты, стихи)
Приготовлены постели для Ежей у старой… (ели, липы, сосны)
Съел Сережа на обед Целых пять больших… (сосисок, блинов, котлет)
Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, гриб)
Раскрывает Жаба рот, Громко песенку… (кричит, поет, квакает)
- Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя: АУИО, ИАУО, УИОА.
- Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками: ТУ—КА—ПО, ВЫ—КА—ТУ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика, как одна из главных составляющих в системе работы с детьми с речевыми нарушениями.
Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствуе...
Фонематический слух - одна из составляющих слухоречевого гнозиса
Полный обзор материалов развития фонематического слуха у дошкольников. От неречевых звуков до сложных форм звукового анализа....
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....
Проектная деятельность "Эти прелестные сказки" АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использоват
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо ...
НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...
Формирование речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как одной из главной составляющей функциональной грамотности.
Одно из важнейших направлений современного образования – это формирование функционально грамотных людей. Это направление является актуальным и для дошкольного образования, поскол...
Конспект в старшей группе по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"
Конспект в старшей группе по развитию речи ТНР "Развитие фонематического слуха и внимания на материале речевых звуков"...