Артикуляционная гимнастика, как одна из главных составляющих в системе работы с детьми с речевыми нарушениями.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Жанна Михайловна

Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гим­настики поможет учить детей пра­вильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию на­выков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для разви­тия мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_zh.m._statya_-_noyabr.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика,

как одна из главных составляющих в системе работы с детьми с речевыми нарушениями.

Учитель-логопед   Иванова Жанна Михайловна

Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей и подобрана эта система артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно с артикуляционной на занятиях по звукопроизношению.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ    АРТИКУЛЯЦИОННОГО

И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, некосой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3.        «Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая -сверху ладонью вверх.

4.        «Желобок».

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5.        «Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6.        «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).

7.        «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8.        «Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ   АРТИКУЛЯЦИОННОГО

И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

2.        «Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

3.        «Гармошка».

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

4.        «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

5.        «Непослушный язычок»
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней

губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу

6.        «Барабан».

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

7.        «Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки

8.        «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ   УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции

1. «Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2. «Заборчик -улыбка-трубочка».

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит палевой.

3.        «Часики - качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх -
вниз,
На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4.        «Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не урони!

А руками помоги,

Чай все время подноси.

Языком выполнять движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся корту

5.        «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит ца столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6.        «Горка»
Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

7.        «Грибок»
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу!

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ро...