«Дифференциация звуков [К] и [К']»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Маслова Лариса

Коррекционно-развивающее занятие, способствующее формированию навыка дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_diff-tsiya_zvukov_k-k.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [К] и [К']»

Коррекционно-образовательные задачи: формирование навыка дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; обучение навыку словоизменения.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания и памяти, артикуляционной моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушка кот, картинки со звуками [К] и [К'] в единственном и множественном числе, упрощённые схемы слов, мяч, синие и зелёные семафорчики, раскраски кот и кит.

           

Ход занятия

1. Повторение.

Логопед.  Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими) Назовите твёрдый согласный звук, который мы учили на прошлом занятии (звук [к]).

2. Развитие слухового внимания.

Логопед. К нам пришёл Кот. Он приготовил для вас рассказ. Послушайте его, определите, какой звук часто повторяется в тексте, запомните слова с этим звуком.

        Логопед читает текст, выделяя звук [К], и выставляет на доске соответствующие картинки.

                                            «Как варить компот».

        На одном дворе жили кот, коза, курица, корова, кролик и конь. Однажды во двор вышел кот и закричал:

- Слушайте все! Я прочитал в старой  книге, как варить компот!

- Ну и как же его варить?

- Принесите каждый всё самое вкусное, остальное – за мной.

        Вся компания отправилась искать всё самое-самое вкусное, а кот разжёг костёр и повесил над ним котёл с водой.

        Пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица принесла пять зёрнышек кукурузы. Корова принесла арбузную корку, кролик – клевер, конь – колосок, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Кот положил всё это в котёл, и котёл закрыл крышкой.

        Через некоторое время кот позвонил в колокольчик:

- Компот готов! Кушайте на здоровье!

          Все попробовали и говорят:

- Фу, как невкусно! Компот называется! Сам ешь!

- Почему же так невкусно получилось? – подумал кот.

Г. Юдин.

Вопросы:  - Почему получилось невкусно? Из чего варят компот?

         Логопед. Какой звук часто повторяется в этом рассказе? [К]. Назовите слова со звуком [К], которые вы услышали в рассказе (с опорой и без опоры на картинки).

3. Закрепление пройденного материала.

Уточнение артикуляции и характеристика звука [К].

4. Звук [К'].

    а) Выделение общего звука в словах.

Логопед. Кот принёс ещё картинки:  

кит        кино       кенгуру       киви       кисть     кирпичи.

- Какой общий звук есть в названии этих картинок?

    б) Уточнение артикуляции звука [К'].

Логопед. Когда мы произносим звук [К'], язык тоже отодвигается назад, но не очень далеко. А спинка языка поднимается выше, к самому потолочку, и она очень напряжена.

5.  Сравнение артикуляции звуков [К] и [К'].

        Логопед рукой показывает положение языка, а дети произносят этот звук:

                   кисть руки выгнута «горкой» и отодвигается назад – [К],

                   кисть сильнее выгнута и выдвигается вперёд – [К'].

6. Преобразование слогов со звуком [К] в слоги со звуком [К'].

    Игра «Наоборот» (с мячом).

        Логопед произносит слог с твёрдым звуком [К] и бросает мяч ребёнк., Ребёнок переделывают его в слог с мягким звуком [К'] и возвращает мяч логопеду.

                Ка – кя         кэ – ке         кы – ки         ко – кё         ку – кю

7. Физкультминутка с семафорчиками.

        Логопед произносит слова со звуками [К] и [К']. Если в слове есть звук [К], дети приседают и поднимают синий семафорчик, а если [К'] – встают и поднимают зелёный семафорчик.

        Слова:   кино, ковшик, крыжовник, кисель, кеды, сок, киви, кувшин,  

                        кукуруза, компот, кефир.

8. Подбор слова к упрощённой схеме.

        На столе разложены картинки. Дети получают упрощённые схемы слов и подбирают к ним картинки.

-   кофта, конфета, кот

-   миска, сумка, такси

-   венок, сок, мак

-   кеды, кирпичи, киви

 -  носки, нитки.

         

9. Образование множественного числа существительных в именительном падеже.

Логопед. Есть слова, в которых твёрдый согласный звук [К] может превратиться в мягкий согласный звук [К']. Когда мы называем один предмет – «танк», то в слове есть твёрдый согласный звук [К], а если мы назовём такие же предметы, то в слове может появиться мягкий согласный звук [К']: «танки» (веник – веники, домик – домики, стульчик – стульчики …)

10. Подбор слов с заданным началом.

      Игра «Закончи словечко».

        Логопед выкладывает на доске слоги, дети читают их и подбирают слова, которые так начитаются.

      КА – капитан, картина, картошка, карандаш, камень, кастрюля, карета, карамель…

      КУ – кукушка, куртка, курица, купальник, кукла, кувшин…

      КИ – кино, кисточка, киоск, кит, кисель, кирпичи, килька…

11. Подведение итогов.

Логопед. Какой звук мы повторяли? Какой учили? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются? Подберите слова с твёрдым согласным звуком [К], с мягким согласным звуком [К'].

Дети подбирают слова и получают раскраски с изображением кота и кита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...