«Дифференциация звуков [К] и [К']»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Коррекционно-развивающее занятие, способствующее формированию навыка дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_diff-tsiya_zvukov_k-k.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков [К] и [К']»
Коррекционно-образовательные задачи: формирование навыка дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; обучение навыку словоизменения.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания и памяти, артикуляционной моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: игрушка кот, картинки со звуками [К] и [К'] в единственном и множественном числе, упрощённые схемы слов, мяч, синие и зелёные семафорчики, раскраски кот и кит.
Ход занятия
1. Повторение.
Логопед. Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими) Назовите твёрдый согласный звук, который мы учили на прошлом занятии (звук [к]).
2. Развитие слухового внимания.
Логопед. К нам пришёл Кот. Он приготовил для вас рассказ. Послушайте его, определите, какой звук часто повторяется в тексте, запомните слова с этим звуком.
Логопед читает текст, выделяя звук [К], и выставляет на доске соответствующие картинки.
«Как варить компот».
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова, кролик и конь. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как варить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый всё самое вкусное, остальное – за мной.
Вся компания отправилась искать всё самое-самое вкусное, а кот разжёг костёр и повесил над ним котёл с водой.
Пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица принесла пять зёрнышек кукурузы. Корова принесла арбузную корку, кролик – клевер, конь – колосок, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Кот положил всё это в котёл, и котёл закрыл крышкой.
Через некоторое время кот позвонил в колокольчик:
- Компот готов! Кушайте на здоровье!
Все попробовали и говорят:
- Фу, как невкусно! Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? – подумал кот.
Г. Юдин.
Вопросы: - Почему получилось невкусно? Из чего варят компот?
Логопед. Какой звук часто повторяется в этом рассказе? [К]. Назовите слова со звуком [К], которые вы услышали в рассказе (с опорой и без опоры на картинки).
3. Закрепление пройденного материала.
Уточнение артикуляции и характеристика звука [К].
4. Звук [К'].
а) Выделение общего звука в словах.
Логопед. Кот принёс ещё картинки:
кит кино кенгуру киви кисть кирпичи.
- Какой общий звук есть в названии этих картинок?
б) Уточнение артикуляции звука [К'].
Логопед. Когда мы произносим звук [К'], язык тоже отодвигается назад, но не очень далеко. А спинка языка поднимается выше, к самому потолочку, и она очень напряжена.
5. Сравнение артикуляции звуков [К] и [К'].
Логопед рукой показывает положение языка, а дети произносят этот звук:
кисть руки выгнута «горкой» и отодвигается назад – [К],
кисть сильнее выгнута и выдвигается вперёд – [К'].
6. Преобразование слогов со звуком [К] в слоги со звуком [К'].
Игра «Наоборот» (с мячом).
Логопед произносит слог с твёрдым звуком [К] и бросает мяч ребёнк., Ребёнок переделывают его в слог с мягким звуком [К'] и возвращает мяч логопеду.
Ка – кя кэ – ке кы – ки ко – кё ку – кю
7. Физкультминутка с семафорчиками.
Логопед произносит слова со звуками [К] и [К']. Если в слове есть звук [К], дети приседают и поднимают синий семафорчик, а если [К'] – встают и поднимают зелёный семафорчик.
Слова: кино, ковшик, крыжовник, кисель, кеды, сок, киви, кувшин,
кукуруза, компот, кефир.
8. Подбор слова к упрощённой схеме.
На столе разложены картинки. Дети получают упрощённые схемы слов и подбирают к ним картинки.
- кофта, конфета, кот
- миска, сумка, такси
- венок, сок, мак
- кеды, кирпичи, киви
- носки, нитки.
9. Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Логопед. Есть слова, в которых твёрдый согласный звук [К] может превратиться в мягкий согласный звук [К']. Когда мы называем один предмет – «танк», то в слове есть твёрдый согласный звук [К], а если мы назовём такие же предметы, то в слове может появиться мягкий согласный звук [К']: «танки» (веник – веники, домик – домики, стульчик – стульчики …)
10. Подбор слов с заданным началом.
Игра «Закончи словечко».
Логопед выкладывает на доске слоги, дети читают их и подбирают слова, которые так начитаются.
КА – капитан, картина, картошка, карандаш, камень, кастрюля, карета, карамель…
КУ – кукушка, куртка, курица, купальник, кукла, кувшин…
КИ – кино, кисточка, киоск, кит, кисель, кирпичи, килька…
11. Подведение итогов.
Логопед. Какой звук мы повторяли? Какой учили? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются? Подберите слова с твёрдым согласным звуком [К], с мягким согласным звуком [К'].
Дети подбирают слова и получают раскраски с изображением кота и кита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...