Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,
нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.
Возраст: с 3-х лет
Вариативность
1) Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.
Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
2) Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
· без участия речи,
· на материале гласных звуков,
· согласных звуков,
· слогов,
· слов,
· предложений ,
· фраз.
Фазы: вдох – пауза - выдох
Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо
Вдох и выдох через рот
Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох
Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох
І. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
• «Цветочек».
• «Одуванчик»
• «Узнай по запаху»
• «Свеча» («Задуй свечу»)
• «Костер» («раздуть угасающий костер»)
• «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?»
• «Погрей руки»
• «Султанчик»
• «Листья шелестят»
• «Флажок»
• «Чья птичка дальше улетит»
• «Покатай карандаш».
• «Трубочка».
• «Бурлящая вода».
• «Пускание мыльных пузырей».
• «Снежинки летят».
• «Бабочки».
• «Кто спрятался за занавеской?»
• «Кто забьет больше голов?»
• «Загони машину в гараж»
ІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале гласных звуков
Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот
с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению.
Вдох через рот – быстрый, пауза,
выдох медленный с одновременным
произношением гласных сначала шепотом,
затем громко.
ІІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале согласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
произношением согласных звуков.
ІV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале слогов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
произношением слогов.
V. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале слов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
проговариванием слов
с изменением силы и высоты голоса.
VІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале предложений, фраз
Цель. Тренировка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
произнесением фразы.
Упражнения включаем в коррекционно-развивающие занятия, индивидуально-совместную деятельность
Проводятся в кабинете логопеда, в групповом помещении, в музыкальном зале, на улице в теплый период.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,
нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.
Возраст: с 3-х лет
Вариативность
- Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.
Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
- Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
- без участия речи,
- на материале гласных звуков,
- согласных звуков,
- слогов,
- слов,
- предложений ,
- фраз.
Фазы: вдох – пауза - выдох
Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо
Вдох и выдох через рот
Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох
Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох
І. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
- «Цветочек».
- «Одуванчик»
- «Узнай по запаху»
- «Свеча» («Задуй свечу»)
- «Костер» («раздуть угасающий костер»)
- «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?»
- «Погрей руки»
- «Султанчик»
- «Листья шелестят»
- «Флажок»
- «Чья птичка дальше улетит»
- «Покатай карандаш».
- «Трубочка».
- «Бурлящая вода».
- «Пускание мыльных пузырей».
- «Снежинки летят».
- «Бабочки».
- «Кто спрятался за занавеской?»
- «Кто забьет больше голов?»
- «Загони машину в гараж»
ІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале гласных звуков
Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот
с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению.
Вдох через рот – быстрый, пауза,
выдох медленный с одновременным
произношением гласных сначала шепотом,
затем громко.
ІІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале согласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
произношением согласных звуков.
ІV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале слогов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
произношением слогов.
V. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале слов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
проговариванием слов
с изменением силы и высоты голоса.
VІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале предложений, фраз
Цель. Тренировка удлиненного выдоха
через рот с одновременным
произнесением фразы.
Упражнения включаем в коррекционно-развивающие занятия, индивидуально-совместную деятельность
Проводятся в кабинете логопеда, в групповом помещении, в музыкальном зале, на улице в теплый период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
В статье указаны проблемы преодоления развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....
Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...
Итоги смотра логопедических центров на наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Смотр проведен с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ и для пополнения наглядным материалом логоцентров группы по заданной теме....
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
2024 год. Келлер Е. В. Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". Автор: учитель-логопед Келлер Е. В....
Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)
Мастер класс в нетрадиционной форме проведения для сплочения родительского коллектива....