«Звуковая культура речи»
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР - детский сад №26 «Родничок»
Консультация для воспитателей
на тему «Звуковая культура речи»
Составила: учитель-логопед
Вишневская Т.Ю.
г. Истра
2017
Мы общаемся при помощи речи. Наша речь состоит слов. Слова обозначают различные предметы и явления. Когда слова связываются между собой по смыслу, получаются предложения.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных – нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами –
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
О твёрдом камне говорит и слово твёрдое – «гранит».
А для вещей, что мягче всех, слова помягче – «пух», «мох», «мех».
Слова слышны и здесь, и там, на улице и дома,
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Каждое слово состоит из определённого набора звуков.
Что за «ли», что за «мон»? - в звуках нету смысла,
Но едва шепнут «лимон», сразу станет кисло.
Звуки мы слушаем и произносим. Говорим звуки мы при помощи языка, губ, нижней челюсти, голосовых складок. Слушаем звуки ушами. Вокруг можно услышать много разных звуков: это как неречевые звуки – шумит дождь, каркает ворона, гудит поезд, - так и звуки речи.
Все звуки русского языка можно разделить на две большие группы: гласные и согласные.
Гласных звуков всего 6: [а, о, у, ы, э, и]. Гласные звуки так называются, потому что произносятся при помощи голоса (колебаний голосовых складок). Они как бы тянутся, поются. Именно на гласных звуках распеваются певцы. При их произнесении воздух свободно выходит изо рта, нет препятствий в виде языка, губ, зубов.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт –
Звук получается гласный.
Принято обозначать гласный звук в схемах символом красного цвета (квадратик или кружок).
Кроме того, артикуляция гласных хорошо видна на губах.
- Давайте произнесём звуки [а, о, у, и] и посмотрим, что делают губы. (показываю карточки – символы гласных).
Вторая группа звуков – согласные звуки. Они делятся на твёрдые и мягкие. Твёрдые звуки обычно в звуковых схемах обозначаются синим цветом, а мягкие – зелёным (показываю карточки - символы).
Пары по твёрдости – мягкости:
б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’, л – л’, м – м’, н – н’, п – п’, р – р’,
с – с’, т – т’, ф – ф’, х – х’ (15 пар).
Существуют непарные согласные:
всегда твёрдые – [ж, ш, ц], всегда мягкие - [й, ч, щ]
Детям твёрдые и мягкие согласные можно объяснить на большом и маленьком: большой тигр рычит – ррррр, маленький – рь – рь – рь.
Также, согласные звуки делятся на глухие и звонкие (показываю карточки - символы). Это легко объяснить детям, используя слуховой и тактильный контроль.
При произнесении звонких звуков горлышко «дрожит», в ушах слышен шум (кладём руку на горло, закрываем уши). Когда произносим глухой звук – голоса нет, рукой не ощущаем колебания голосовых складок, в ушах нет шума.
Всегда звонкие – б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
Всегда глухие – п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Очень важно при обучении детей звуковой культуре речи правильно произносить звуки – так же, как они звучат в словах. Например, в слове «дом» 1-й звук – [д], а в слове «деньги» 1-й звук – [д’]. Для этих звуков есть общая буква «Д».
Буква – это символ звука, обозначающий его на письме и при чтении. Часто звук ошибочно произносят, как букву (т.е. могут сказать, что в слове «дом» 1-й звук «дэ».) Это неверно и может помешать при обучении ребёнка чтению. Звуки надо называть коротко и чётко.
Также, не забываем о том, что при произнесении глухих согласных звуков не должно быть призвука голоса. Например, в слове «кот» 1-й звук – [к], а в слове «шуба» - [ш]. Это также важно при обучении чтению.
Для успешного овладения ребёнком письменной речью, очень полезно играть с ним в игры, направленные на развитие слухового внимания.
Речевые игры.
(играем вместе с воспитателями)
«Мы со звуками играем – слово к слову подбираем…»
- «Поймай звук».
Ведущий называет звук, который дети будут «ловить» (хлопать в ладоши). Например – [у]. Перечисляет разные звуки, дети хлопают.
- «Назови первый звук».
Ведущий говорит слово, ребёнок выделяет первый звук: дым - [д], ток - [т].
- «Придумай слово на заданный звук».
- «Голубой и зелёный светофор».
Учим различать звуки по твёрдости – мягкости. Берём синий и зелёный квадраты. Выбираем пару звуков, например [з – з’]. Ведущий называет слова, если первый звук твёрдый, дети поднимают синий квадрат, если мягкий – то зелёный. Например: заяц, зебра, зонт, зима, звонок.
Кроме того, детям очень интересно, если рассказать им историю про каждый звук, какую песенку он поёт (показываю картинки с песенками звуков: волк воёт –ууууу, дятел стучит - ддддд).
Таким образом, знакомство детей со звуковой системой языка является хорошей предпосылкой для успешного овладения ими в будущем письменной речью. Проведение такой работы является одной из главных задач для педагогов детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...