Анализ логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии на тему

Семикова Елена Алексеевна

Представлены варианты анализа  знаятия логопеда по коррекции звуков речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример анализа подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ФФНР

Тема: «Поможем Соне правильно произносить звук С»

Цель: «Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях»

Задачи:

1. коррекционно-логопедические:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях;
  • Закреплять знания о правильной артикуляции звука, его характеристике
  • Закреплять умение составлять предложения по образцу
  • Продолжать формировать умение составлять предложения по опорным картинкам с заданным количеством слов        

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику
  • развивать фонематический слух и навыки звукового анализа
  • развивать общую моторику, пространственную ориентировку
  • развивать память, мышление, произвольное внимание
  • развитие интонационной выразительности;

3. Коррекционно-воспитательные:

- способствовать формированию у детей целеустремлённости и самоконтроля.

Тема занятия соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы, рассчитано на детей седьмого года жизни. Длительность занятия - 25 мин. Количество детей: 2 (Один ребенок с межзубным сигматизмом, другой - с шипящим сигматизмом).

 Форма организации занятия - подгрупповая, что способствует реализации  индивидуального и дифференциального подхода.

 На занятии логопед сочетала разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, познавательную, двигательную, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Снятию усталости и напряжения, поддержанию интереса детей  помогало использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего занятия (Дети  помогали Соне правильно произносить звук). Сюжетно-игровая основа позволяла связать между собой отдельные компоненты занятия.

Содержание занятия соответствовало целям, задания были понятны детям, словесные инструкции и  вопросы формулировались логопедом точно и четко.

Выбранные методы и приемы         соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. При затруднении детей использовалась стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок, схем предложений, фишек).

С целью развития артикуляционной моторики и включения детей в занятие была использованная игровая гимнастика в стихотворной форме с предъявлением иллюстрированных карточек, затем дети дали характеристику звука с опорой на алгоритм.

Для развития зрительного внимания, памяти, автоматизации звука при составлении предложений по образцу проводилась игры « В гостях у Сони»,  «Чего нет у Сони?».

С целью формирования у детей умения составлять предложения по опорным картинкам с заданным количеством слов использовалось упражнение «Помоги Соне придумать предложение». Дети, используя предложенные картинки и полоски-слова, составляли предложения вначале совместно с логопедом, затем самостоятельно по индивидуальным картинкам, выкладывали схемы предложений, обозначали фишками положение звука С в словах (начало, середина, конец).

В качестве динамической паузы логопед использовала игру «Куда пойдешь, что найдешь?» с использованием игрушек со звуком С, что параллельно с профилактикой переутомления помогало реализовывать основную цель занятия - автоматизацию звука.

На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных заданий, соревновательные элементы. Речь детей была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать звук, контролировать свою речь.

Логопед реализовал поставленные перед занятием цели. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.



Предварительный просмотр:

Пример анализа индивидуального логопедического занятия  

с ребенком с ТНР старшего дошкольного возраста

Тема: «Звуки А-У»

Цель: Дифференциация звуков А-У

Задачи:

1. Коррекционно-логопедические:

  • Закреплять четкое произнесение звуков  в  слогах, словах, предложениях;
  • Закреплять знания о правильной артикуляции звуков, их характеристике, способе обозначения (красный кружок)
  • Формировать умение сопоставлять и различать звуки А - У
  • Продолжать формировать умение выделять начальный ударный и безударный гласный;
  • Формировать навыки звукового анализа на примере звукосочетаний АУ. УА

2. Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать артикуляционную моторику
  • развивать фонематический слух
  • развивать общую моторику
  • развивать память, мышление, речевое внимание
  • упражнять в постановке вопросов к картинкам и ответам на них

3. Коррекционно-воспитательные:

- способствовать формированию у ребенка целеустремлённости и самоконтроля.

Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану коррекционной работы и требованиям адаптированной образовательной программы для ребенка с ТНР, рассчитано на детей шестого года жизни. Длительность занятия - 15 мин. Количество детей: 1 (Заключение: ОНР III ур, СДВГ ).

 Форма организации занятия - индивидуальная.

Логопед выстраивала образовательный процесс с учетом неврологических и психологических особенностей ребенка, поэтому продолжительность занятия была сокращена на 5 минут, на занятии была использована частая смена видов деятельности, многие игры и упражнения сопровождались двигательной активностью. При этом логопед уделяла внимание развитию усидчивости, речевого внимания.

Поддержанию интереса к занятию и созданию положительной мотивации способствовала знаковая оценка результатов деятельности ребенка (в конце занятия за старание ребенок мог выбрать наклейку).

Занятие проведено в игровой форме, использовалась наглядность (предметные и сюжетные картинки). На занятии были выдержаны все этапы по формированию фонетической стороны речи: артикуляционная гимнастика (с использованием сопутствующих движений рук), припоминание и называние картинок (слов) на заданные звуки (игра с мячом), произнесение и сопоставление звуков (с использованием тактильных, зрительных анализаторов), дифференциация звуков на слух в звуковом ряду, слогах, словах (игра «Топни-хлопни») и по картинкам (игра «Поезд» - рассадить картинки по 2 вагонам).

В качестве динамической паузы использовалась игра на развитие речевого внимания и памяти «Бывает - не бывает», когда ребенок должен был прослушать фразу логопеда и подпрыгнуть, если фраза соответствует действительности, и присесть, если нет.

На занятии были использованы словесные, наглядные и игровые приемы. Хороший эмоциональный настрой занятия способствовал хорошему усвоению материала ребенком. Познавательная и речевая активность ребенка была достаточно высокой.

Речь логопеда была эмоционально выразительной, доброжелательной, спокойной.

Цели занятия были достигнуты, ребенок справился с большинством предложенных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ логопедического занятия

Анализ логопедического занятия...

Примерный анализ логопедического занятия (урока).

Примерный  анализ  логопедического  занятия  (урока)  по  теме  "Дифференциация  звонких  и  глухих  согласных  на  примере  звуко...

Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

Методическая разработка логопедического занятия посовершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте...

Анализ индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

Анализ индивидуального логопедического  занятия по звукопроизношению....

Карта анализа логопедического занятия

В материале представлен шаблон анализа логопедического занятия...

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа логопедического занятия

Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.Правильность постановки целей зан...

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа логопедического занятия

Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.Правильность постановки целей занятия, ...