Использование современных технологий в логопедии
статья по логопедии на тему

Васянькина Елена Валерьевна

Использование современных технологий в логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_logopedii.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в логопедии

 В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

 В с своей практике применяю современные инновационные технологии, которые служат эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам:

  • суджок-терапия,
  • логоритмические технологии,
  • сказкотерапия,
  • иформационно-коммуникативные технологии...

 

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями. 

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

Здоровьесберегающие технологии:

  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  •  «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Конструирование;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением.

Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики. Комплекс упражнений и стихотворных форм нами используется постоянно в работе.

Игровые технологии:

Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки.

Технология наглядного моделирования: Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука.

Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника: Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. 

 Информационные технологии:

Без ИКТ в работе современного педагога нельзя обойтись, т.к. они позволяют значительно сэкономить время подготовки к занятиям, повысить мотивацию к обучению... Педагогу ИКТ позволяют выполнить следующие виды работы:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах. В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрирована на мини-сайтах на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий. (на педсоветах, мастер-классах...)

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

деятельность;  развивает  мышление  и  творческие  способности  ребёнка;  формирует

активную жизненную позицию в современном обществе.

В ходе логопедической работы использование ИКТ возможно практически на

любом этапе занятия.

Мною  создан  банк  электронных  образовательных  ресурсов:  компьютерные

логопедические  программы,  компьютерные  обучающие  игры,  мультимедийных

презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

• Формирование произношения.

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

•  Развитие  артикуляционной  моторики,  речевого  дыхания,

здоровьесберегающие технологии.

Таким  образом,  в  коррекционно-развивающей  работе  активно  используются

здоровьесберегающие  технологии;  технологии  игрового  обучения  и

информационные компьютерные технолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в работе учителя – логопеда

Актуальность данного материаласостоит в том, что современная система образования детей предполагает высоко сформированный уровень развития фонематического слуха к моменту поступления ребенка в первый ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Использование учителем-логопедом современных технологий развития критического мышления "Корзина идей" и "Синквейн" позволяет сделать занятия более интересными и результативными....

Презентация "Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Цель: создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности....

Использование современных технологий в логопедии

Использование современных технологий в логопедии...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...