Использование современных технологий в работе учителя – логопеда
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Актуальность данного материала

состоит в том, что современная система образования детей предполагает высоко сформированный уровень развития фонематического слуха к моменту поступления ребенка в первый класс школы. Практика показывает, что не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, что препятствует успешному обучению. Часто это касается детей с речевой патологией, ранее посещавших группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Система коррекционно-развивающей работы в такой группе позволяет успешно компенсировать речевые проблемы,  и прежде всего – компенсировать нарушение фонематического слуха.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в работе учителя – логопеда

Раковец Елены Павловны

Проект «Дружат пальчики и звуки»

                                                              Звуковая сторона языка - его основная материя, его форма”  

(С.Н. Цейтлин,

 “Язык и ребёнок.

 Лингвистика детской речи”).

Используемые технологии:

проектной деятельности,

здоровьесберегающие,

полисенсорная,

личностно-ориентированные.  

Тип проекта: творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный (средний, старший возраст).

Автор проекта: Раковец Е.П.

Участники проекта: дети старшей  группы ТНР, учитель-логопед, педагоги, родители.

Актуальность проекта 

состоит в том, что современная система образования детей предполагает высоко сформированный уровень развития фонематического слуха к моменту поступления ребенка в первый класс школы. Практика показывает, что не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, что препятствует успешному обучению. Часто это касается детей с речевой патологией, ранее посещавших группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Система коррекционно-развивающей работы в такой группе позволяет успешно компенсировать речевые проблемы,  и прежде всего – компенсировать нарушение фонематического слуха.

 

Постановка проблемы

Для коррекционной работы в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляются дети с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи, которое  чаще всего предполагает нарушение произношения свистящих, шипящих или сонорных звуков в той или иной степени.

      Коррекция произношения любой группы звуков или звука включает в себя 5 этапов работы.

1-ый этап - развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - функция, которая развивается в виде фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

2-ой этап - подготовка (тренировка) артикуляционного аппарата к постановке звука.  

3-ий этап - постановка звука.  

4-ый этап - автоматизация звука, т.е. введение поставленного правильного звука в речь ребенка.

 5-ый этап - ребенок слушает, слышит правильно произносимые звуки и правильно произносит, дифференцируя их по различным признакам (глухость - звонкость, твердость - мягкость).

   Таким образом - работа над фонематическим слухом - обязательная составляющая часть коррекции звука.

   С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

    Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков. Т.е. развитие фонематического слуха способствует усвоению и морфологического состава слова.

   Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звуко - комплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.

     Вся работа по развитию фонематического слуха (игры и упражнения) проводится с использованием приема «Пальчик – звук». При использовании этого приема произнесение звука сопровождается соприкосновением большого пальца и какого-либо другого. Сомкнутые пальцы образуют «кольцо», что помогает ребенку «почувствовать» звук, четко его услышать, отдифференцировать и т.д. Этот прием успешно  используется на всех этапах развития фонематического слуха.   На более сложных этапах работы с помощью пальцев определяем и различаем слоги, а затем – слова.

Цель проекта: компенсировать нарушения фонематического слуха и развивать фонематический слух детей с речевой патологией, используя систему коррекционных приемов.

Задачи для реализации проекта с педагогами:

Повысить компетентность педагогов в вопросе коррекции фонематического слуха.

Через организацию мастер – классов и семинаров – практикумов познакомить педагогов с системой работы по коррекции фонематического слуха. 

Формы работы с педагогами:

Консультации.

Презентации.

Мастер – классы.

Семинары – практикумы.

Деловые игры.

Круглые столы.

Задачи для реализации проекта с родителями:

Выявить уровень знаний родителей о проблеме развития фонематического слуха.

Дать представления о значимости развития фонематического слуха.

Научить приему «Пальчик – звук».

Показать возможность использования приема «Пальчик – звук» на различных этапах развития фонематического слуха. 

Формы работы с родителями:

Консультации.

Мастер – классы:

Проведение коррекционных занятий в рамках родительских собраний.

Задачи для реализации проекта с детьми:

  1. Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.
  2. Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.
  3. Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.
  4. Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.
  5. Развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.
  6. Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.
  7. Развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.
  8. Звуковой анализ слова из двух гласных звуков, вычленение первого и последнего звуков из слова.  
  9. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.
  10. Развитие звукового анализа, вычленение первого и последнего звука в ряду из трех гласных звуков.
  11. Определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец).
  12. Развитие фонематического анализа - определение места звука в слове (начале, конце ).
  13.  Определение позиции гласного звука в слове.
  14. Развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова, состоящего из одного слога.
  15. Развитие фонематического анализа - вычленение гласного звука из односложного слова.
  16. Развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.
  17. Развитие фонематического восприятия - выделение согласного звука на фоне слова.
  18. Развитие фонематического анализа - вычленение согласного звука из слова.
  19. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение согласного звука на фоне слова.
  20. Определение места звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец, середина.
  21. Развитие сложных форм фонематического анализа –

определение последовательности звуков в слове (на материале односложных слов, в т.ч. со стечением согласных),

                  определение количества звуков в слове.  

  1. Развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

Перспективное планирование коррекционной работы по совершенствованию

фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза детей с ТНР, ОНР

(с опорой на планирование Н.В. Нищевой)

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формирование умения выделять из ряда звуков  гласные звуки   а, у.

  1. Игра “Пальчик - звук”.

Соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.  

Цель этой игры:

- Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.

-  Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.

-  Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.

  1. Игра “Хлопни в ладоши”.

   Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками.  

Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.  

  1. Игра “Немое кино”.

- Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу.

- Далее логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят.

- Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.

  1. Упражнение «Нажми» голосом на звук» 

- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй:  АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные.

- Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.

Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ.

Цель упражнения:

- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;

- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.

Формирование навыков анализа и синтеза  слияний гласных звуков   ау, уа.

  1. Упражнение «Нажми» голосом на звук» 

- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй:  АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные.

- Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.

Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ.

Цель упражнения:

- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;

- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.

Формирование умения выделять начальные  ударные гласные а, у из слов,  различать слова с начальными  ударными гласными а, у.

  1. Упражнение «Нажми» голосом на звук» 

- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй:  АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные.

- Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.

Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ.

Цель упражнения:

- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;

- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.

Формирование понятий ЗВУК, ГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Игра “Пальчик - звук”.

В прежнем порядке соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.  

Цель этой игры:

- Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.

-  Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.

-  Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.

2.Логопед и дети громко пропевают гласные А, О, У, И, Ы, Э.

   Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки.

   Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом).

3.Игра “Хлопни в ладоши”.

   Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками.  

Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.  

4.Игра “Немое кино”.

- Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу.

- Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят.

- Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.

   

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками а, у.

Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки   о, и;

начальные ударные звуки о, и в словах  и различать слова с начальными

ударными звуками а, у, и, о в ряду слов.

  1. Упражнение «Выдели» звук в «цепочке». 

- Логопед пропевает  “песенки”  ИАУ, ИАО, четко артикулируя звуки, сопровождая их прижатием пальчиков. Дети повторяют.

  - Логопед пропевает “цепочки” из трех звуков, “нажимая” голосом сначала на первый звук, затем на второй, на третий:  АУИ, АУИ, АУИ. Дети воспроизводят эти “цепочки” звуков за логопедом.

-  Логопед  просит выделить, “нажать” на [Э] в “песенке” ЭОИ, на [А] в «песенке» АОИ и т.д.  

Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.

  1.  Логопед пропевает эти же “цепочки” звуков - ЭОИ АОИ,  и просит детей назвать первый звук.

Цель: развитие звукового анализа, вычленение первого в ряду из трех гласных звуков.

3.  Затем, это же задание формулируется иначе:

- Какой звук в начале “песенки”  АУИ?

- Какой звук в конце?  

- Какой звук в середине?    

Цель: определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец).  

Для облегчения выполнения этого задания его можно перевести в зрительный план.

Пропевая каждый звук, нужно выкладывать красный кружок: (кр) (кр) (кр). И теперь, пропевая звуковую “цепочку”, ребенок нажимает пальцем на соответствующий звуку кружок.

Дети определяют место звука достаточно легко еще и потому, что четко усвоили артикуляции гласных звуков и легко их отделяют друг от друга.  

4.Игра “Новоселье”.

Цель: развитие фонематического анализа - определение места звука в слове.  Логопед объясняет детям, что каждый новый жилец (слово) может поселиться в доме, если правильно “зажечь свет”, определить место звука в слове:

 Где стоит [а] в слове арбуз, [у]  в слове утка и т.д. с другими гласными звуками.

  5. Игра “Новоселье” проводится иначе - логопед просит назвать гласный, который стоит в начале слова: эхо, игра, осы, утка, арки.

   Цель: определить, какой гласный занимает ту или иную позицию в слове.

  6.  Далее, логопед предлагает детям пропеть [а] в слове аист, [о] - в слове облако и т.д.   Цель: развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова.

7. «Хлопни в ладоши».

Логопед дает установку: «Я буду произносить разные слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слово с

[о]в начале и т.д.

Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков

ои, ио, оа, уо, оу, иу, уи.

  1. Упражнение «Нажми» голосом на звук» 

- Логопед пропевает пары гласных звуков О – И, И - О, О - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй:  ОИ, ИО , ОА и т.д. Дети также пропевают гласные.

- Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.

Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: ОИ, ОУ.

Цель упражнения:

- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;

- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.

Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.

  1. Логопед и дети громко пропевают гласные А, О, У, И, Ы, Э.

   Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки.

   Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом).

  1. .Игра “Хлопни в ладоши”.

   Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками.  

Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.  

3. .Игра “Немое кино”.

- Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу.

- Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят.

- Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.

3 период обучения (март, апрель, май, июнь)

Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.

Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

  1. Логопед просит назвать гласный звук в слове: ах, эх, ум, он, им.   Каждое из этих слов логопед включает в ситуацию (предложение): “Ах, как пахнут цветы! Эх, опоздали мы на электричку!”

   Затем, логопед просит назвать следующий звук в слове, дает подсказку, выделяя его голосом:

        ах,  ум,  он.

   Логопед и дети произносят вместе названные звуки, определяя, можно ли их пропеть. Делается вывод о том, что эти звуки не поются, а встречаются во рту преграду. Такие звуки называются согласными.

   Далее, логопед произносит разные согласные звуки, а дети определяют, какую преграду они встречают :  [м], [б]  - губы,  [с], [ц] - зубы, [р], [л] - язык. Для лучшего запоминания этих преград можно сразу же зарисовать их:

   Логопед предлагает детям любой согласный звук обозначать кружком синего цвета.

   

Формирование умения выделять согласные звуки  т, п, м, н, к  из ряда звуков, слогов,

 из конца и начала слов.

  1. Игра “Хлопни в ладоши”:

   “Я буду произносит разные звуки, Если Вы услышите звук, который не поётся (согласный), хлопните в ладоши (поднимите синий кружок) : А, Ф, С, У, М, Э, Д.

Цель: развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.

  1.  Логопед дает установку:

   “Я произнесу  слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите за мной так же: жук, зал, щука, рот, сок, шарф.

   Цель: развитие фонематического восприятия - выделение звука на фоне слова.

  1.  Логопед дает установку:

   “Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите этот звук: жар, сам, щётка, вата, лапы, мост, сом, лук.

   Цель: развитие фонематического анализа - вычленение звука из слова.

   4.  Логопед просит детей выделить [м] в слове муха, [з] - в слове зайка, [т] - в слове кот, [н] - в слове слон и т.д..

   Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение звука на фон слова.

5. Игра “Новоселье”.

Цель: определить место звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец.

 Логопед просит детей помочь “жильцам” “поселиться в доме” - определить место звука [н] в слове нос, [с] - в слове квас.

   Таким образом, дети учатся определять серединное положение звука в слове на материале односложных слов, используя противопоставления гласный - согласный.

 

Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных,  а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ти, ну, по).

  1. Игра “Назови все звуки по порядку”.

   Логопед называет слово, а дети повторяют первый звук и следующий, выкладывая схему из синих и красных кружков: ам, ох, му, пи.

   Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове.

   2. Далее дети плавно переходят к определению количества звуков в слове, используя ранее составленные схемы односложных слов: “Сколько звуков в слове ам, му?».

   Во всей предыдущей работе над звуками дети научились плавно произносить гласные звуки и четко, без призвуков, согласные. От схем слов можно перейти к выкладыванию слов из букв, которые дети уже знают. Важно, чтобы дети поняли, что при составлении слов из букв, мы называем не букву, а звук, который соответствует этой букве.

3.Игра “Назови соседей”.

   Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению другим звукам. На основании уже составленных схем односложных слов дети называют “соседей” звука:

- Какой звук стоит после [м] в слове му;

- Какой звук стоит после [а] в слове ам;

- Какой звук стоит перед [а] в слове ха;

 - Какой звук стоит перед [п] в слове ап ;

Формировать  умение подбирать слова с заданным звуком.

Игра «Кто больше!»

Логопед объясняет, что в этой игре победит та команда, члены которой назовут больше слов с заданным звуком.

Последовательность работы по развитию фонематического восприятия и анализа.

  1. Игра “Здравствуй, пальчик”.

Большой палец поочередно соприкасается с другими и, дойдя до мизинца, возвращается назад, образуя таким образом “кольцо”. Это упражнение проделывается на обеих руках одновременно. Таким образом, отрабатывается скоординированная работа рук.

  1. Игра “Пальчик - звук”.

В прежнем порядке соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.  

Цель этой игры:

- Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.

-  Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.

-  Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.

3. Логопед и дети громко пропевают гласные А, О, У, И, Ы, Э.

   Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки.

   Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом).

  1. Игра “Хлопни в ладоши”.

   Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками.  

Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.  

  1. Игра “Немое кино”.

- Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу.

- Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят.

- Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.

  1. Упражнение «Нажми» голосом на звук» 

- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй:  АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные.

- Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.

Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ.

Цель упражнения:

- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;

- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.

  1. Сочетания гласных АУ, УА, ИА включаются в ситуации:

-  Как кричат люди в лесу, если заблудились?  -  АУ;

 - Как плачет малыш?  - УА;

 - Как зовут ослика в сказке про Вини - Пуха?  -  ИА;

 - Назови первый звук в слове  Ау;

 - Назови последний звук в слове  Ау.

  Так же анализируются слова  Уа,  Иа.

Цель: звуковой анализ слова из двух гласных звуков, вычленение первого и последнего звуков из слова.

  1. Упражнение «Выдели» звук в «цепочке». 

- Логопед пропевает  “песенки”  ИАУ, ИАО, четко артикулируя звуки, сопровождая их прижатием пальчиков. Дети повторяют.

  - Логопед пропевает “цепочки” из трех звуков, “нажимая” голосом сначала на первый звук, затем на второй, на третий:  АУИ, АУИ, АУИ. Дети воспроизводят эти “цепочки” звуков за логопедом.

-  Логопед  просит выделить, “нажать” на [Э] в “песенке” ЭОИ, и так далее с [О],  [И].  

Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.

  1.  Логопед пропевает эти же “цепочки” звуков - АУИ, ЭОИ  и просит детей назвать первый звук, последний звук.

Цель: развитие звукового анализа, вычленение первого и последнего звука в ряду из трех гласных звуков.

10. Затем, это же задание формулируется иначе:

- Какой звук в начале “песенки”  АУИ?

- Какой звук в конце?  

- Какой звук в середине?    

Цель: определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец).  

Для облегчения выполнения этого задания его можно перевести в зрительный план.

Пропевая каждый звук, нужно выкладывать красный кружок: (кр) (кр) (кр). И теперь, пропевая звуковую “цепочку”, ребенок нажимает пальцем на соответствующий звуку кружок.

Дети определяют место звука достаточно легко еще и потому, что четко усвоили артикуляции гласных звуков и легко их отделяют друг от друга.  

   Игра “Новоселье”.

Цель: развитие фонематического анализа - определение места звука в слове (начале, конце ).   Логопед объясняет детям, что каждый новый жилец ( слово ) может поселиться в доме, если правильно “зажечь свет”, определить место звука в слове:

 Где стоит [а] в слове арбуз, арки, игра, мука, и т.д. с другими гласными звуками.

   11. Игра “Новоселье” проводится иначе - логопед просит назвать гласный, который стоит в начале слова: эхо, игра, осы, утка, арки; назвать гласный в конце слова: кино, сады, какаду, сапоги, пюре.

   Цель: определить, какой гласный занимает ту или иную позицию в слове.

   12.  Далее, логопед предлагает детям пропеть [а] в слове сам, [о] - в слове дом и т.д. с другими гласными звуками (в односложных словах).

   Цель: развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова, состоящего из одного слога.

   13. Логопед произносит слово, пропевая в нем гласный звук, просит назвать этот гласный: “Какой гласный звук слышишь в слове: вар, сыр, дом, сэр, шум, мир.

   Цель: развитие фонематического анализа - вычленение гласного звука из односложного слова.  

14. Логопед просит назвать гласный звук слове : ах, эх, ум, он, им.   Каждое из этих слов логопед включает в ситуацию (предложение): “Ах, как пахнут цветы! Эх, опоздали мы на электричку!”

   Затем, логопед просит назвать следующий звук в слове, дает подсказку, выделяя его голосом:

        ах,  ум,  он.

   Логопед и дети произносят вместе названные звуки, определяя, можно ли их пропеть. Делается вывод о том, что эти звуки не поются, а встречаются во рту преграду. Такие звуки называются согласными.

   Далее, логопед произносит разные согласные звуки, а дети определяют, какую преграду они встречают :  [м], [б]  - губы,  [с], [ц] - зубы, [р], [л] - язык. Для лучшего запоминания этих преград можно сразу же зарисовать их:

   Логопед предлагает детям любой согласный звук обозначать кружком синего цвета.

  1. Игра “Хлопни в ладоши”:

   “Я буду произносит разные звуки, Если Вы услышите звук, который не поётся (согласный), хлопните в ладоши (поднимите синий кружок) : А, Ф, С, У, М, Э, Д.

Цель: развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.

   16. Логопед дает установку:

   “Я произнесу  слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите за мной так же: жук, зал, щука, рот, сок, шарф.

   Цель: развитие фонематического восприятия - выделение звука на фоне слова.

   17. Логопед дает установку:

   “Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите этот звук: жар, сам, щётка, вата, лапы, мост, сом, лук.

   Цель: развитие фонематического анализа - вычленение звука из слова.

   18.  Логопед просит детей выделить [м] в слове муха, [з] - в слове зайка, [т] - в слове кот, [н] - в слове слон и т.д..

   Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение звука на фон слова.

  1.  Игра “Новоселье”.

Цель: определить место звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец, середина.

   Логопед просит детей помочь “жильцам” “поселиться в доме” - определить место звука [н] в слове нос, [с] - в слове квас, [а] - в слове сам, [о] - в слове дом и т.д..

   Таким образом, дети учатся определять серединное положение звука в слове на материале односложных слов, используя противопоставления гласный - согласный.

  1. Игра “Назови все звуки по порядку”.

   Логопед называет слово, а дети повторяют первый звук и каждый следующий за ним, выкладывая схему из синих и красных кружков: мох, шар, сын, сноп.

   Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове (на материале односложных слов, в т.ч. со стечением согласных).

   21. Далее дети плавно переходят к определению количества звуков в слове, используя ранее составленные схемы односложных слов: “Сколько звуков в слове мох, шар, сын, смак?».

   Во всей предыдущей работе над звуками дети научились плавно произносить гласные звуки и четко, без призвуков, согласные. От схем слов можно перейти к выкладыванию слов из букв, которые дети уже знают. Важно, чтобы дети поняли, что при составлении слов из букв, мы называем не букву, а звук, который соответствует этой букве.

  1. Игра “Назови соседей”.

   Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению другим звукам. На основании уже составленных схем односложных слов дети называют “соседей” звука:

- Какой звук стоит после [м] в слове МАК;

- Какой звук стоит после [а] в слове МАК;

- Какой звук стоит перед [а] в слове МАК;

 - Какой звук стоит перед [к] в слове МАК ;

- Какой звук стоит между [м] и [к] в слове МАК,  и т.д..

   Когда дети достаточно хорошо овладели всеми формами фонематического анализа односложного слова, можно переходить к анализу слов из двух слогов, используя ту же последовательность в работе:

   - выделение звука (гласного или согласного) на фоне слова;

 - вычленение звука (гласного или согласного) из слова;

 - определение места звука в слове (начало, середина, конец);

 - определение последовательности звуков в слове;

 - определение количества звуков в слове;

- определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

      Четкое восприятие слова и умение его анализировать позволяют детям  справляться с заданием по дифференциации фонем (звонких - глухих, свистящих - шипящих, твердых - мягких).

   Игры “Посели жильцов в домик”, “Зоопарк”, “Поезд” и т.д..

   Такая последовательность работы над развитием фонематического восприятия и навыков фонематического анализа помогает детям легко перейти к более сложной форме анализа слова -  звуко-слоговой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аурикулотерапия-современная технология в работе учителя-логопеда.

В данном материале представлено технология работы с детьми воздействия на точки ушной раковины....

Статья "Современные технологии в работе учителя - логопеда"

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При и...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Презентация "Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Цель: создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности....

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данное пособие можно использовать с детьми ОНР 3-4 уровня речевого развития, а также с детьми с моторной алалией.НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО ПОСОБИЯ:СИСТЕМА ПОДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА , КОТОР...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...