Использование современных технологий в работе учителя – логопеда
проект по логопедии (старшая группа) по теме
Актуальность данного материала
состоит в том, что современная система образования детей предполагает высоко сформированный уровень развития фонематического слуха к моменту поступления ребенка в первый класс школы. Практика показывает, что не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, что препятствует успешному обучению. Часто это касается детей с речевой патологией, ранее посещавших группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Система коррекционно-развивающей работы в такой группе позволяет успешно компенсировать речевые проблемы, и прежде всего – компенсировать нарушение фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 55.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий в работе учителя – логопеда
Раковец Елены Павловны
Проект «Дружат пальчики и звуки»
“Звуковая сторона языка - его основная материя, его форма”
(С.Н. Цейтлин,
“Язык и ребёнок.
Лингвистика детской речи”).
Используемые технологии:
проектной деятельности,
здоровьесберегающие,
полисенсорная,
личностно-ориентированные.
Тип проекта: творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (средний, старший возраст).
Автор проекта: Раковец Е.П.
Участники проекта: дети старшей группы ТНР, учитель-логопед, педагоги, родители.
Актуальность проекта
состоит в том, что современная система образования детей предполагает высоко сформированный уровень развития фонематического слуха к моменту поступления ребенка в первый класс школы. Практика показывает, что не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, что препятствует успешному обучению. Часто это касается детей с речевой патологией, ранее посещавших группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Система коррекционно-развивающей работы в такой группе позволяет успешно компенсировать речевые проблемы, и прежде всего – компенсировать нарушение фонематического слуха.
Постановка проблемы
Для коррекционной работы в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляются дети с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи, которое чаще всего предполагает нарушение произношения свистящих, шипящих или сонорных звуков в той или иной степени.
Коррекция произношения любой группы звуков или звука включает в себя 5 этапов работы.
1-ый этап - развитие фонематического слуха.
Фонематический слух - функция, которая развивается в виде фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
2-ой этап - подготовка (тренировка) артикуляционного аппарата к постановке звука.
3-ий этап - постановка звука.
4-ый этап - автоматизация звука, т.е. введение поставленного правильного звука в речь ребенка.
5-ый этап - ребенок слушает, слышит правильно произносимые звуки и правильно произносит, дифференцируя их по различным признакам (глухость - звонкость, твердость - мягкость).
Таким образом - работа над фонематическим слухом - обязательная составляющая часть коррекции звука.
С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков. Т.е. развитие фонематического слуха способствует усвоению и морфологического состава слова.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звуко - комплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, длительные специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза способствуют успешному овладению грамотным чтением и письмом.
Вся работа по развитию фонематического слуха (игры и упражнения) проводится с использованием приема «Пальчик – звук». При использовании этого приема произнесение звука сопровождается соприкосновением большого пальца и какого-либо другого. Сомкнутые пальцы образуют «кольцо», что помогает ребенку «почувствовать» звук, четко его услышать, отдифференцировать и т.д. Этот прием успешно используется на всех этапах развития фонематического слуха. На более сложных этапах работы с помощью пальцев определяем и различаем слоги, а затем – слова.
Цель проекта: компенсировать нарушения фонематического слуха и развивать фонематический слух детей с речевой патологией, используя систему коррекционных приемов.
Задачи для реализации проекта с педагогами:
Повысить компетентность педагогов в вопросе коррекции фонематического слуха.
Через организацию мастер – классов и семинаров – практикумов познакомить педагогов с системой работы по коррекции фонематического слуха.
Формы работы с педагогами:
Консультации.
Презентации.
Мастер – классы.
Семинары – практикумы.
Деловые игры.
Круглые столы.
Задачи для реализации проекта с родителями:
Выявить уровень знаний родителей о проблеме развития фонематического слуха.
Дать представления о значимости развития фонематического слуха.
Научить приему «Пальчик – звук».
Показать возможность использования приема «Пальчик – звук» на различных этапах развития фонематического слуха.
Формы работы с родителями:
Консультации.
Мастер – классы:
Проведение коррекционных занятий в рамках родительских собраний.
Задачи для реализации проекта с детьми:
- Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.
- Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.
- Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.
- Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.
- Развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.
- Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.
- Развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.
- Звуковой анализ слова из двух гласных звуков, вычленение первого и последнего звуков из слова.
- Развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.
- Развитие звукового анализа, вычленение первого и последнего звука в ряду из трех гласных звуков.
- Определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец).
- Развитие фонематического анализа - определение места звука в слове (начале, конце ).
- Определение позиции гласного звука в слове.
- Развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова, состоящего из одного слога.
- Развитие фонематического анализа - вычленение гласного звука из односложного слова.
- Развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.
- Развитие фонематического восприятия - выделение согласного звука на фоне слова.
- Развитие фонематического анализа - вычленение согласного звука из слова.
- Развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение согласного звука на фоне слова.
- Определение места звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец, середина.
- Развитие сложных форм фонематического анализа –
определение последовательности звуков в слове (на материале односложных слов, в т.ч. со стечением согласных),
определение количества звуков в слове.
- Развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
Перспективное планирование коррекционной работы по совершенствованию
фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза детей с ТНР, ОНР
(с опорой на планирование Н.В. Нищевой)
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки а, у.
Соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э. Цель этой игры: - Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании. - Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. - Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.
Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками. Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.
- Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу. - Далее логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят. - Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.
- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй: АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные. - Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”. Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ. Цель упражнения: - развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда; - развитие звукового анализа на уровне звукового ряда. |
Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков ау, уа.
- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй: АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные. - Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”. Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ. Цель упражнения: - развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда; - развитие звукового анализа на уровне звукового ряда. |
Формирование умения выделять начальные ударные гласные а, у из слов, различать слова с начальными ударными гласными а, у.
- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй: АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные. - Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”. Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ. Цель упражнения: - развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда; - развитие звукового анализа на уровне звукового ряда. |
Формирование понятий ЗВУК, ГЛАСНЫЙ ЗВУК 1.Игра “Пальчик - звук”. В прежнем порядке соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э. Цель этой игры: - Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании. - Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. - Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка. 2.Логопед и дети громко пропевают гласные А, О, У, И, Ы, Э. Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки. Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом). 3.Игра “Хлопни в ладоши”. Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками. Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа. 4.Игра “Немое кино”. - Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу. - Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят. - Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.
|
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) |
Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками а, у. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки о, и; начальные ударные звуки о, и в словах и различать слова с начальными ударными звуками а, у, и, о в ряду слов.
- Логопед пропевает “песенки” ИАУ, ИАО, четко артикулируя звуки, сопровождая их прижатием пальчиков. Дети повторяют. - Логопед пропевает “цепочки” из трех звуков, “нажимая” голосом сначала на первый звук, затем на второй, на третий: АУИ, АУИ, АУИ. Дети воспроизводят эти “цепочки” звуков за логопедом. - Логопед просит выделить, “нажать” на [Э] в “песенке” ЭОИ, на [А] в «песенке» АОИ и т.д. Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.
Цель: развитие звукового анализа, вычленение первого в ряду из трех гласных звуков. 3. Затем, это же задание формулируется иначе: - Какой звук в начале “песенки” АУИ? - Какой звук в конце? - Какой звук в середине? Цель: определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец). Для облегчения выполнения этого задания его можно перевести в зрительный план. Пропевая каждый звук, нужно выкладывать красный кружок: (кр) (кр) (кр). И теперь, пропевая звуковую “цепочку”, ребенок нажимает пальцем на соответствующий звуку кружок. Дети определяют место звука достаточно легко еще и потому, что четко усвоили артикуляции гласных звуков и легко их отделяют друг от друга. 4.Игра “Новоселье”. Цель: развитие фонематического анализа - определение места звука в слове. Логопед объясняет детям, что каждый новый жилец (слово) может поселиться в доме, если правильно “зажечь свет”, определить место звука в слове: Где стоит [а] в слове арбуз, [у] в слове утка и т.д. с другими гласными звуками. 5. Игра “Новоселье” проводится иначе - логопед просит назвать гласный, который стоит в начале слова: эхо, игра, осы, утка, арки. Цель: определить, какой гласный занимает ту или иную позицию в слове. 6. Далее, логопед предлагает детям пропеть [а] в слове аист, [о] - в слове облако и т.д. Цель: развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова. 7. «Хлопни в ладоши». Логопед дает установку: «Я буду произносить разные слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слово с [о]в начале и т.д. |
Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков ои, ио, оа, уо, оу, иу, уи.
- Логопед пропевает пары гласных звуков О – И, И - О, О - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй: ОИ, ИО , ОА и т.д. Дети также пропевают гласные. - Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”. Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: ОИ, ОУ. Цель упражнения: - развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда; - развитие звукового анализа на уровне звукового ряда. |
Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.
Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки. Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом).
Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками. Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа. 3. .Игра “Немое кино”. - Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу. - Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят. - Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков. |
3 период обучения (март, апрель, май, июнь) |
Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.
Затем, логопед просит назвать следующий звук в слове, дает подсказку, выделяя его голосом: ах, ум, он. Логопед и дети произносят вместе названные звуки, определяя, можно ли их пропеть. Делается вывод о том, что эти звуки не поются, а встречаются во рту преграду. Такие звуки называются согласными. Далее, логопед произносит разные согласные звуки, а дети определяют, какую преграду они встречают : [м], [б] - губы, [с], [ц] - зубы, [р], [л] - язык. Для лучшего запоминания этих преград можно сразу же зарисовать их: Логопед предлагает детям любой согласный звук обозначать кружком синего цвета.
|
Формирование умения выделять согласные звуки т, п, м, н, к из ряда звуков, слогов, из конца и начала слов.
“Я буду произносит разные звуки, Если Вы услышите звук, который не поётся (согласный), хлопните в ладоши (поднимите синий кружок) : А, Ф, С, У, М, Э, Д. Цель: развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.
“Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите за мной так же: жук, зал, щука, рот, сок, шарф. Цель: развитие фонематического восприятия - выделение звука на фоне слова.
“Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите этот звук: жар, сам, щётка, вата, лапы, мост, сом, лук. Цель: развитие фонематического анализа - вычленение звука из слова. 4. Логопед просит детей выделить [м] в слове муха, [з] - в слове зайка, [т] - в слове кот, [н] - в слове слон и т.д.. Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение звука на фон слова. 5. Игра “Новоселье”. Цель: определить место звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец. Логопед просит детей помочь “жильцам” “поселиться в доме” - определить место звука [н] в слове нос, [с] - в слове квас. Таким образом, дети учатся определять серединное положение звука в слове на материале односложных слов, используя противопоставления гласный - согласный.
|
Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ти, ну, по).
Логопед называет слово, а дети повторяют первый звук и следующий, выкладывая схему из синих и красных кружков: ам, ох, му, пи. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове. 2. Далее дети плавно переходят к определению количества звуков в слове, используя ранее составленные схемы односложных слов: “Сколько звуков в слове ам, му?». Во всей предыдущей работе над звуками дети научились плавно произносить гласные звуки и четко, без призвуков, согласные. От схем слов можно перейти к выкладыванию слов из букв, которые дети уже знают. Важно, чтобы дети поняли, что при составлении слов из букв, мы называем не букву, а звук, который соответствует этой букве. 3.Игра “Назови соседей”. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению другим звукам. На основании уже составленных схем односложных слов дети называют “соседей” звука: - Какой звук стоит после [м] в слове му; - Какой звук стоит после [а] в слове ам; - Какой звук стоит перед [а] в слове ха; - Какой звук стоит перед [п] в слове ап ; |
Формировать умение подбирать слова с заданным звуком. Игра «Кто больше!» Логопед объясняет, что в этой игре победит та команда, члены которой назовут больше слов с заданным звуком. |
Последовательность работы по развитию фонематического восприятия и анализа.
- Игра “Здравствуй, пальчик”.
Большой палец поочередно соприкасается с другими и, дойдя до мизинца, возвращается назад, образуя таким образом “кольцо”. Это упражнение проделывается на обеих руках одновременно. Таким образом, отрабатывается скоординированная работа рук.
- Игра “Пальчик - звук”.
В прежнем порядке соприкасая пальцы, поем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.
Цель этой игры:
- Уточнение артикуляции всех гласных звуков русского языка при их утрированном пропевании.
- Развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда.
- Легкое запоминание всех гласных звуков русского языка.
3. Логопед и дети громко пропевают гласные А, О, У, И, Ы, Э.
Затем делается вывод: воздух выходит свободно, голос звучит громко. Это гласные звуки.
Логопед и дети договариваются о том, что любой гласный звук можно обозначить красным кружочком (цветом).
- Игра “Хлопни в ладоши”.
Логопед объясняет условия игры: “Я буду произносить разные гласные звуки; когда услышите [А], хлопните в ладоши”. Иначе можно просигналить красным кружком. Затем так же работа проводится с другими гласными звуками.
Цель игры: развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда. Выделяя, узнавая один звук среди других, ребенок уже овладевает операциями анализа.
- Игра “Немое кино”.
- Логопед показывает артикуляции гласных в прежнем порядке без голоса, дети пропевают эти звуки как и прежде, так же фиксируя произнесение звука прижатием пальцев друг к другу.
- Далее, логопед артикулирует гласные без голоса в любом порядке, а дети, узнавая их по артикуляции, произносят.
- Так же произносятся пары гласных. Цель: развитие зрительного восприятия звуков, зрительная дифференциация гласных звуков.
- Упражнение «Нажми» голосом на звук»
- Логопед пропевает пары гласных звуков А - У, У - А, И - А, выделяя голосом, “нажимая” голосом, сначала на 1-ый звук, затем - на второй: АУ, УА , ИА; АУ, УА , ИА. Дети также пропевают гласные.
- Затем логопед дает установку: “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только первый”. “Я буду петь по 2 звука, а вы повторяйте за мной только последний”.
Если ребенок затрудняется в выполнении этого упражнения, то логопед помогает ему, выделяя нужный звук большей силой. Пропеваются сначала пары гласных звуков, далеких по артикуляции, затем - близких: АУ, ОУ.
Цель упражнения:
- развитие фонематического восприятия на уровне звукового ряда;
- развитие звукового анализа на уровне звукового ряда.
- Сочетания гласных АУ, УА, ИА включаются в ситуации:
- Как кричат люди в лесу, если заблудились? - АУ;
- Как плачет малыш? - УА;
- Как зовут ослика в сказке про Вини - Пуха? - ИА;
- Назови первый звук в слове Ау;
- Назови последний звук в слове Ау.
Так же анализируются слова Уа, Иа.
Цель: звуковой анализ слова из двух гласных звуков, вычленение первого и последнего звуков из слова.
- Упражнение «Выдели» звук в «цепочке».
- Логопед пропевает “песенки” ИАУ, ИАО, четко артикулируя звуки, сопровождая их прижатием пальчиков. Дети повторяют.
- Логопед пропевает “цепочки” из трех звуков, “нажимая” голосом сначала на первый звук, затем на второй, на третий: АУИ, АУИ, АУИ. Дети воспроизводят эти “цепочки” звуков за логопедом.
- Логопед просит выделить, “нажать” на [Э] в “песенке” ЭОИ, и так далее с [О], [И].
Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа на уровне ряда из 3-х звуков.
- Логопед пропевает эти же “цепочки” звуков - АУИ, ЭОИ и просит детей назвать первый звук, последний звук.
Цель: развитие звукового анализа, вычленение первого и последнего звука в ряду из трех гласных звуков.
10. Затем, это же задание формулируется иначе:
- Какой звук в начале “песенки” АУИ?
- Какой звук в конце?
- Какой звук в середине?
Цель: определение места звука в звуковом ряду из трех звуков (начало, середина, конец).
Для облегчения выполнения этого задания его можно перевести в зрительный план.
Пропевая каждый звук, нужно выкладывать красный кружок: (кр) (кр) (кр). И теперь, пропевая звуковую “цепочку”, ребенок нажимает пальцем на соответствующий звуку кружок.
Дети определяют место звука достаточно легко еще и потому, что четко усвоили артикуляции гласных звуков и легко их отделяют друг от друга.
Игра “Новоселье”.
Цель: развитие фонематического анализа - определение места звука в слове (начале, конце ). Логопед объясняет детям, что каждый новый жилец ( слово ) может поселиться в доме, если правильно “зажечь свет”, определить место звука в слове:
Где стоит [а] в слове арбуз, арки, игра, мука, и т.д. с другими гласными звуками.
11. Игра “Новоселье” проводится иначе - логопед просит назвать гласный, который стоит в начале слова: эхо, игра, осы, утка, арки; назвать гласный в конце слова: кино, сады, какаду, сапоги, пюре.
Цель: определить, какой гласный занимает ту или иную позицию в слове.
12. Далее, логопед предлагает детям пропеть [а] в слове сам, [о] - в слове дом и т.д. с другими гласными звуками (в односложных словах).
Цель: развитие фонематического восприятия, выделение гласного звука на фоне слова, состоящего из одного слога.
13. Логопед произносит слово, пропевая в нем гласный звук, просит назвать этот гласный: “Какой гласный звук слышишь в слове: вар, сыр, дом, сэр, шум, мир.
Цель: развитие фонематического анализа - вычленение гласного звука из односложного слова.
14. Логопед просит назвать гласный звук слове : ах, эх, ум, он, им. Каждое из этих слов логопед включает в ситуацию (предложение): “Ах, как пахнут цветы! Эх, опоздали мы на электричку!”
Затем, логопед просит назвать следующий звук в слове, дает подсказку, выделяя его голосом:
ах, ум, он.
Логопед и дети произносят вместе названные звуки, определяя, можно ли их пропеть. Делается вывод о том, что эти звуки не поются, а встречаются во рту преграду. Такие звуки называются согласными.
Далее, логопед произносит разные согласные звуки, а дети определяют, какую преграду они встречают : [м], [б] - губы, [с], [ц] - зубы, [р], [л] - язык. Для лучшего запоминания этих преград можно сразу же зарисовать их:
Логопед предлагает детям любой согласный звук обозначать кружком синего цвета.
- Игра “Хлопни в ладоши”:
“Я буду произносит разные звуки, Если Вы услышите звук, который не поётся (согласный), хлопните в ладоши (поднимите синий кружок) : А, Ф, С, У, М, Э, Д.
Цель: развитие фонематического восприятия и анализа, выделение согласного звука на фоне звукового ряда.
16. Логопед дает установку:
“Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите за мной так же: жук, зал, щука, рот, сок, шарф.
Цель: развитие фонематического восприятия - выделение звука на фоне слова.
17. Логопед дает установку:
“Я произнесу слово и “нажму” голосом на согласный звук, а вы повторите этот звук: жар, сам, щётка, вата, лапы, мост, сом, лук.
Цель: развитие фонематического анализа - вычленение звука из слова.
18. Логопед просит детей выделить [м] в слове муха, [з] - в слове зайка, [т] - в слове кот, [н] - в слове слон и т.д..
Цель: развитие фонематического восприятия и звукового анализа - выделение звука на фон слова.
- Игра “Новоселье”.
Цель: определить место звука (гласного или согласного) в слове: начало, конец, середина.
Логопед просит детей помочь “жильцам” “поселиться в доме” - определить место звука [н] в слове нос, [с] - в слове квас, [а] - в слове сам, [о] - в слове дом и т.д..
Таким образом, дети учатся определять серединное положение звука в слове на материале односложных слов, используя противопоставления гласный - согласный.
- Игра “Назови все звуки по порядку”.
Логопед называет слово, а дети повторяют первый звук и каждый следующий за ним, выкладывая схему из синих и красных кружков: мох, шар, сын, сноп.
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове (на материале односложных слов, в т.ч. со стечением согласных).
21. Далее дети плавно переходят к определению количества звуков в слове, используя ранее составленные схемы односложных слов: “Сколько звуков в слове мох, шар, сын, смак?».
Во всей предыдущей работе над звуками дети научились плавно произносить гласные звуки и четко, без призвуков, согласные. От схем слов можно перейти к выкладыванию слов из букв, которые дети уже знают. Важно, чтобы дети поняли, что при составлении слов из букв, мы называем не букву, а звук, который соответствует этой букве.
- Игра “Назови соседей”.
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа - определение места звука в слове по отношению другим звукам. На основании уже составленных схем односложных слов дети называют “соседей” звука:
- Какой звук стоит после [м] в слове МАК;
- Какой звук стоит после [а] в слове МАК;
- Какой звук стоит перед [а] в слове МАК;
- Какой звук стоит перед [к] в слове МАК ;
- Какой звук стоит между [м] и [к] в слове МАК, и т.д..
Когда дети достаточно хорошо овладели всеми формами фонематического анализа односложного слова, можно переходить к анализу слов из двух слогов, используя ту же последовательность в работе:
- выделение звука (гласного или согласного) на фоне слова;
- вычленение звука (гласного или согласного) из слова;
- определение места звука в слове (начало, середина, конец);
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
Четкое восприятие слова и умение его анализировать позволяют детям справляться с заданием по дифференциации фонем (звонких - глухих, свистящих - шипящих, твердых - мягких).
Игры “Посели жильцов в домик”, “Зоопарк”, “Поезд” и т.д..
Такая последовательность работы над развитием фонематического восприятия и навыков фонематического анализа помогает детям легко перейти к более сложной форме анализа слова - звуко-слоговой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аурикулотерапия-современная технология в работе учителя-логопеда.
В данном материале представлено технология работы с детьми воздействия на точки ушной раковины....
Статья "Современные технологии в работе учителя - логопеда"
Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При и...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Презентация "Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Цель: создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данное пособие можно использовать с детьми ОНР 3-4 уровня речевого развития, а также с детьми с моторной алалией.НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО ПОСОБИЯ:СИСТЕМА ПОДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА , КОТОР...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...