Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_navykov.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»
Особенности развития навыков
описательного рассказа
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня
Учитель – логопед Портнова Н.В.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослым. При этом ведущее значение имеет общение с эмоционально близким человеком, а именно с матерью. Потребность в общение формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Изоляция же ребенка от стимулирующего общения с семьей, детской группой, рассматривается как деривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его развитие
Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, внимания, памяти, воображения. Ведущее направление в обучении родному языку - это формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому формирование связной речи ребенка нарушается при недоразвитии лексических и грамматических языковых навыков.
Формирование речевого высказывания в дошкольном возрасте проходит длинный путь, от появления изолированных слов, которые складываются в простые фразы, до сложного развернутого высказывания.
Любой ребенок не минует в своем развитие трех основных периодов выделенных А.Н. Гвоздевым: однословные предложения, предложения из двух слов корней; усвоение грамматической структуры предложения; усвоение морфологической системы языка.
Исследователи Л.П Федоренко, Л.А Пеньевская, Т.А. Ладыженская, Л.Г Шадрина, отмечают что элементы монологической речи, появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в двух-трехлетнем возрасте. С пяти шести лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, синтаксический, грамматический строй родного языка.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни, значительно увеличивается число прилагательных.
В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Начиная с четырехлетнего возраста, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из пяти шести слов. В речи используется предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи и сказки. В этом возрасте начинает свои игровые действия сопровождать речью.
Д. Б. Эльконин отметил, что «изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном»
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описания, повествования и элементарные рассуждения, считают А.П. Федоренко, Л.А. Долгова, О.А. Нечаева.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения таким типом речи. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, так как он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. Тем не менее смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать»" какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке предметов, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Зайчонок маленький, серый, пушистый; у него длинные ушки и короткий хвост...» В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия», или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.
По мнению В.П. Глухова характерные особенности присущие высказываниям детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженные «не мотивированное» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Как отмечает Р.Е. Левина на фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточные употребления многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояние предметов и действий. Не умение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образования новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют названия части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Распространены ошибки в согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными, в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдаются при использовании, как простых, так и сложных предлогов. В.К. Воробьева и Т.А. Ткаченко считают, что описательная речь для детей с общим недоразвитием речи трудна. «Сложность обучения описанию, пишет В.К. Воробьева, обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления»
Рассказ – описание мало доступен для таких детей, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану данного логопедом.
По мнению ряда авторов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) самым сложным или почти недоступным для детей с общим недоразвитием речи оказывается самостоятельное описание игрушки или знакомого предмета: оно ограничивается чаше всего называнием отдельного признака предмета, на котором ребенок застревает, или перескакиванием с одной мысли на другую. Речь при этом становится более аграмматичной, усугубляются трудности лексического характера.
Таким образом, формирование навыка составления описательных рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи является достаточно сложной задачей. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. При составлении описательного рассказа дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются выделить главные детали, связать их между собой в цельное, завершенное, логическое высказывание. Отмечаются смысловые пропуски, застревание на второстепенных деталях, повторы отдельных эпизодов, зачастую рассказ подменяется перечислением отдельных признаков.
Таким образом, к особенностям развития навыка описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня можно отнести: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неумение выделить существенные признаки предмета, отсутствие четкости, последовательности изложения , преобладает использование простых предложений, недостаточно слов, обозначающих качество, признаки состояние предметов и действий, трудности согласования прилагательных в роде, числе и падеже, числительных с существительными. Наличие длительных пауз связанных с затруднениями программирования содержания развернутых высказываний. Следовательно, развитие навыков описательного рассказа очень важно для развития речи ребёнка с общим недоразвитием речи III уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов
Предложенная система игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» Тема: «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»» для детей средней группы
Дети составляли описательные рассказы об овощах и фруктах с использованием моделей....
Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»
Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...
Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Образовательная деятельность по развитию речи составление описательного рассказа об игрушке "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы,
Конспект по развитию речи. Старшая группа...
Самоанализ ОД по развитию речи составление описательного рассказа об игрушке "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы.
Самоанализ ОД....
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...