Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Котлинская Марина Юрьевна

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

1.Подготовительный этап

Упражнение «Угадай-ка»

Перед ребенком на столе раскладываются предметные картинки с отгадками. (предварительная работа на прогулке игра в мяч).

 Речевая инструкция: Слушай внимательно, о чем я рассказываю: «Бабушка прислала подарок Соне. Он круглый, как маленький арбуз. Одна его половинка желтая, как солнышко. Другая синяя- синяя, как небо в ясный день. Он весь такой гладкий и блестящий. Все друзья любуются подарком Сони, гладят его и просят его поиграть. Соне и самой хочется посмотреть, как бабушкин подарок скачет на площадке. Но ее жалко, он ведь новый, а площадка пыльная».

 После отгадывания предмета побуждаем ребенка к исследовательской деятельности задавая вопросы:

По каким признакам ты догадался, что это мяч?

Каким образом ребята узнали, что мяч разноцветный? 

                          Упражнение «Овощи».

Наглядный материал: графическая схема; геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб); разноцветная палитра на отдельных карточках, карточки с изображением овощей. Сравнивание предметов «большой» и «маленький», требуемое сравнительное изображение на карточке выделено черным цветом.

 Речевая инструкция: Составь предложения при помощи картинок и геометрических фигур карточек, использую графическую схему: назови предмет и обозначь его форму соответствующей геометрической фигурой. Обозначь размер предмета и его цвет. Назови свойства предмета «Какой?», (выявляемые при тактильном восприятии); вкусовые качества (на вкус); польза, приносимая человеку (что мы можем приготовить). Представляем пример составленного описательного рассказа: Это помидор. (Помидор –овощ, он растет на грядке.) Помидор круглой формы. Он небольшого размера Он красный. Помидор гладкий и мягкий. Этот овощ- кислый. Из него можно делать салат, консервировать в банки, делать томатный сок, кетчуп.

Игровое упражнение «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображением зверей. Детям предлагаются дощечки с покрытием разной фактуры.

Речевая инструкция: Назовите, что вы видите на картинках, что общего у этих зверей (морда, хвост, лапы, уши, туловище), как называются части тела различных животных. На пример: Это медведь. Чья лапа? - Медвежья. Это лиса.   Чья морда? — Лисья.   Это волк. Чья морда? — Волчья. Чей хвост? — Волчий, лисий. Чьи уши? — Волчьи, лисьи. А теперь сравним: Это лисий хвост, он длинный, пушистый, рыжий. А это хвостик зайца он короткий, круглый, шерстка на нем густая и короткая.

Упражнение «Опиши и расскажи»

Перед ребенком, на столе разложены фишки- маркеры, обозначающие цвет, форму, величину, для описания фактурных признаков- кусочки меха (пушистая), для описания функционального признака «чем питается» - картинка с изображением орехов, шишек, овощей, зерен и т.д.

Речевая инструкция: выбери, фишки, которые тебе понадобятся при составлении рассказа- описания о белке. Цвет- серый; Величина- маленький; геометрическая фигура- круг; кусочек меха- пушистая; функциональный признак- картинка «гриб». А теперь заполним графу признаков, выставляя фишки, которые принадлежат конкретному предмету.

Упражнение "Скажи по-другому".

Речевая инструкция: Скажи по-другому, но с одинаковым смыслом. Предлагаемые слова:

1прилагательные: невеселый (грустный), небольшой (маленький), храбрый (смелый) и т.д.;

2наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело), опять (снова) и т.д.

Упражнение «Скажи наоборот»

Речевая инструкция: К данным словосочетаниям по образцу подбери слова противоположные по смыслу, на пример:

невысокое дерево -  низкое дерево;  

неширокая тропинка - узкая тропинка,

нехороший-плохой (поступок), 

нетрудная - легкая (работа), 

неглубокий - мелкий (ручей),

недоброе - злое (лицо) и т.д.

Упражнение "Скажи наоборот".

Речевая инструкция: К данным словосочетаниям по образцу подбери слова противоположные по смыслу, на пример:

1. слова-определения (признаки): большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой, мягкий, жесткий, бедный;

2. слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь, утро, холод;

 3.глагольная лексика: потерять, ломать, закрыть, вошел, вышел, снять повесить;

  4. наречия: холодно, высоко, далеко, горячо, вверху, впереди, спереди и т.д.

Упражнение "Определи, о ком так можно сказать"

На столе разложены парные предметные картинки с изображением животных.

Речевая инструкция: Посмотри на картинки и определи о ком, что можно сказать: (предлагаемые пары слов)

храбрый - трусливый (лев - заяц);

большой – маленькая (слон – мышь); 

хитрая - глупый (лиса - волк);

ловкий - неуклюжий (кот - медведь)  

Попробуй составить рассказ-описание по графической схеме, об одном из этих животных.

                   Игровое упражнение «Найди каждому свой домик».

Перед ребенком раскладывают картинки, на которых изображены части тела диких животных.

Речевая инструкция: Выберите для каждого животного свой дом и назовите, как оно называется (логово, конура, нора, дупло, берлога). На пример: Это лисий хвост. Мой зверь — лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь — белка. Она живет в дупле и т. д.

Игровое упражнение "Помоги мне закончить предложение"

Перед ребенком разложены сюжетные картинки.

Речевая инструкция: Рассмотри картинки и закончи предложение, начатое логопедом, опираясь на изображение сюжетной картинки:

Дай морковку        (кролик).

Налей воды        (собака).

Принеси травы……(баран).        

Накорми крошками… (курица).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...

Дидактическая игра как средство развития связных высказываний описательного характера у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития связных высказываний описательного характера у детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое ...

Мнемотехника для составления описательного рассказа для детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы для составления описательного рассказа для детей старшего дошкольного возраста....