Выступление на предметном метод объединении учителей – логопедов Представление проекта: «Школа равных возможностей!»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Трунова Ирина Сергеевна

Проект предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью боле  лучших результатов по адаптации и социализации особенных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_predmetnom_metod_obedinenii_uchiteley.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на предметном метод объединении учителей – логопедов

Учитель – логопед Трунова И. С.

Представление проекта:

«Школа равных возможностей!»

          Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Трунова Ирина Сергеевна, учитель – логопед МБОУ СОШ №1, работаю логопедом первый год. Педагогами нашей школы была разработана программа развития на 2015 – 2020 учебные годы. Данная программа состоит из девяти проектов. Представляемый мною проект «Школа равных возможностей»,  он разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и  детей – инвалидов.  

       Общее количество детей с особенностями здоровья в нашей школе, составляет:  5 детей с ОВЗ – диагноз ЗПР, которые обучаются в школе, 5 детей – инвалидов,  двое из них находятся на домашнем обучении, трое обучаются в школе. Соавтором данного проекта является педагог – психолог Беломоина Наталия Николаевна.

       По мнению известного американского политика 20 в, Дэвида Бланкета, который был от рождения слепым:

        «Образование детей с особенными потребностями является одной из основных задач для социума. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей  и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

         В условиях модернизации российского образования  особую актуальность  приобретает создание оптимальных условий  для развития, воспитания,  образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов. В настоящие время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей  в мире достигает 13% (3% рождаются с недостатками  интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребёнок  с физическими или умственными недостатками  в развитии. На сегодняшний день существуют проблемы в обучении детей с ОВЗ и детей – инвалидов,  в силу их  индивидуальных особенностей, но, несмотря на это, такие дети могут  учиться по специальным программам, и со специально подготовленными  педагогами, знающими, как с ними работать. Получение образования является их законодательное закрепленным  правом, и помогает им  в успешной  социализации, обеспечения полноценного участия   в жизни общества,  эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности.

Нормативно – правовая база, на которую мы опирались при написании нашего проекта – (мы уже хорошо знаем данный вид документов, особое внимание хочется еще раз обратить  на План Министерства образования и науки РФ от 11.02.15 г № ДЛ – 5/07 вн, по введению ФГОС ОВЗ, вступает в силу с 01.09.16 г). 

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 29.12. 2012  года  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

Статья 42. Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь  обучающимся, испытывающим  трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Статья 44. Права,  обязанности и ответственность в сфере  образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Статья 79. Организация получения образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.

Конвенция о правах ребёнка.

Приказ Минобрнауки  России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).

Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении  порядка организации  и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего  общего образования.

Постановление Правительства Ханты – Мансийского автономного округа -  Югры от 13 декабря 2013 года № 543 – п «Об организации инклюзивного образования  лиц с ограниченными возможностями  здоровья в Ханты – Мансийском автономном округе  - Югре».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

План Министерства образования и науки РФ от 11.02.15 г № ДЛ – 5/07 вн, по введению ФГОС ОВЗ, вступает в силу с 01.09.16 г.

Цель нашего проекта -   создание условий, обеспечивающих доступное и качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Задачи нашего проекта:
- оптимизация структуры и содержания психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов;
- создание единой  психологической комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей – инвалидов;
- разработка механизмов взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, инвалидов;
- создание системы мероприятий  по социальной адаптации  детей с ОВЗ и детей – инвалидов

Этапы реализации проекта

  • 1 этап «Аналитико – проектировочный»  
  • 01.09.2015 – 31.12.2015 г.
  • 2 этап «Коснтруирующий»  
  • 01.01.2016 – 31.08.2017 гг.
  • 3 этап  «Деятельностно – реализаторский»
  • 01.09.2017 – 31.08.2018 гг.
  • 4 этап «Рефлексивно – оценочный»
  • 01.09. 2018 – 31.08.2019 гг.

Проект долгосрочный, рассчитан на пять лет. Каждый год будет реализовываться один  из этапов.

Ожидаемый результат

  • Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностического минимума.
  • Создание и заполнение индивидуального маршрута развития ребёнка.
  • Определение режима, формы, методик и приёмов обучения.
  • Создание программы коррекционной работы, организация занятий со специалистами.
  • Включение ребёнка во внеурочную деятельность.
  • Организация консультаций для родителей (законных представителей), создание пакета рекомендаций.
  • Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов.

Для реализации проекта мы будем использовать следующий комплекс мероприятий:

  1. Диагностический минимум – это комплексное обследование и подготовка рекомендаций: диагностика речевых нарушений, сбор информации обо всех компонентах речи, так же выявляем степень сформированности познавательных процессов -  памяти, мышления, внимания, работоспособности, личностно – эмоциональной сферы.
  1. Изучение социальной ситуации – семейного воспитания.
  2. Комплексный сбор о ребёнке на основе диагностического минимума.

Ожидаемый результат – формирование групп, включение в работу родителей (законных представителей), полные сведения о речевом развитии, познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы.

  1. Заполнение индивидуального маршрута развития ребёнка, ожидаемый результат -  индивидуальная карта развития ребёнка.
  2. Организация образовательного процесса – выбор коррекционных программ, методик, приёмов, создание комфортного режима обучения, сотрудничество  социальными партнёрами, обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, через обеспечение здоровье сберегающих условий, ожидаемый результат -  Определен режим обучения, в том числе коррекционных, релаксационных и здоровье сберегающих занятий (здоровье  сберегающий режим).
    2. Определена форма обучения (очная, на дому).
    3. Определен набор эффективных методик и приёмов обучения детей.
    4.  Информационное обеспечение.

Я, на сегодняшний день работаю по программе Коржаевой: «Логопедическая работа  с младшими школьниками с ЗПР».

Выбрала именно эту программу, потому что начальная школа обучается по Эльконину – Давыдову, и между этими программа есть некоторые сходства и переплетения в тематическом планировании.

  1. Коррекционно – развивающая работа – осуществляется, через своевременную специализированную помощь  в освоении  общего образования детям С ОВЗ и детям – инвалидам, ожидаемый – результат:

4.1 Программно – методическое обеспечение.
4.2 Информационное обеспечение.
4.3 Введение в содержание обучения специальных разделов (колонка по коррекции в КТП).
4.4 Наличие программ коррекционной работы у специалистов.
4.5 Таблица «Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ, детей – инвалидов, индивидуальная карта развития ребёнка.
4.6  Рабочие коррекционные программы, индивидуальные учебные планы.

  1. Создание условий способствующих включению ребёнка во внеурочную деятельность, участие детей в мероприятиях школы, кружковой  деятельности, ожидаемый результат -    Таблица  «Результаты включения детей с ОВЗ, детей – инвалидов во внеурочную деятельность».
  2. Оказание методической и консультативной помощи  родителей (законных представителей) – для непрерывного специализированного сопровождения детей с  особенностями, ожидаемый результат – план рекомендаций, консультаций.
  3. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации, будет осуществляться, через

Социально – средовую реабилитацию.
Социально – педагогическую реабилитацию.
Социально – культурную реабилитацию.
Социально – бытовую реабилитацию.
Включение в расписание коррекционных занятий.
Ожидаемый результат
Соответствующий уровень навыков бытовой деятельности.
Социально – средовой статус.
Самообслуживание.

Открыть папку План мероприятий по проекту

Так же нами был разработан план реализации коррекционных мероприятий с Детьми ОВЗ и детьми  - инвалидами

1 этап: «Аналитико – проектировочный», его основная цель:

Проведение аналитический, диагностической работы, разработка проекта, сбор необходимой литературы, диагностического инструментария, составления плана мероприятий, разработка и утверждение плана работы школьного ПМПКа, разработка направлений проекта, организация психолого – медико – педагогического сопровождения, сроки данного этапа – сентябрь – декабрь 2015 г, ответственные -  учитель – логопед, педагог – психолог, директор. На сегодняшний день данный этап реализован.

2 этап: Конструирующий, сроки его реализации с 01.01 2016 по 31.08.2017 гг. цель данного этапа: совершенствование системы проводимой диагностики и оценка качества обучения, для выявления особенностей и заключения по диагностическим исследованиям, создание индивидуального маршрута ребёнка, определение режима обучения, для сохранения и укрепления здоровья детей  с ОВЗ и детей – инвалидов, коррекционных планов, после получения диагностических результатов . обязательная индивидуальная работа, включение детей во внеурочную детальность.  Моя подопечная на сегодняшний день посещает кружок  «Тик – так»  - кружок театрализации, на котором дети занимаются постановками сказок, праздничных тематических мероприятий, отчётных концертов, чтением стихотворений. В двух последних отчётных концертах Лиза принимала активное участие – читала стихотворение (оно было из 4 – х строчек, что для нас уже очень большой успех), пела с девочками частушки, фото предоставить не могу, так как мама ребёнка в этом вопросе очень щепетильна!!!

Организация работы с родителями (законными пре6дставителями) – это родительские собрания, круглые столы, консультации, индивидуальная беседа.

На будущее планирую привлекать Лизу для участия в конкурсах разного уровня, так как ребёнок очень хорошо рисует.

3 этап – «Деятльностно – реализаторский» - его сроки: с 01.09.2017 по 31.08.2018 гг, цель: осуществление дальнейшей работы по проекту, анализ полученных результатов диагностического минимума.

4 этап – «Рефлексивно – оценочный или обобщающий этап», его сроки: 01.09 2018 – 31.08.2019 гг, цели: подведение итогов и их анализ.

Приложения нашего проекта:

1 приложения «Образец индивидуального маршрута учащегося с ОВЗ».

2 приложение «План включения во внеурочную деятельность», например в решение проектных задач -  во время осеннего лагеря в начальной школе решалась проектная задача: «Приключения доктора Айболита», дети  с ОВЗ – принимали в данной деятельности активное участие, участие  пока только в школьных мероприятиях, в кружковой деятельности.

3 приложение «Социальная адаптация детей с ОВЗ и детей – инвалидов»

Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, направления: совершенствование самостоятельности, независимости в школе, дома, самообслуживания, освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел – коррекционная работа: умение включиться в разнообразные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких – либо областях домашней жизни.
Ориентировка в школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими –
коррекционная работа: умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий, включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность – дежурство по классу, консультанты на занятиях.
Формирование понимания значения  праздников (праздничных мероприятий) дома и в школе, желания учувствовать в этих мероприятиях, в их организации –
коррекционная работа: формировать у детей стремление принимать активное участие  в  подготовке и проведении праздника, стремление порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разные.
Дифференциация и осмысление картины мира, направления:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром вещей –
коррекционная работа: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности и безопасности для самого себя и для окружающих. Расширение и накопление знакомых и разнообразно накопленных мест за пределами дома, школы, городские и загородные достопримечательности.
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве – коррекционная работа: умений устанавливать связи между природным порядком и укладом собственной жизни в семье, в школе, поведением и действиями в быту: посещение магазина, парикмахерской, театра, музея, использования определённого вида одежды.
Формирование внимания и интереса к новизне и изменчивости  окружающего –
коррекционная работа: развитие у ребёнка любознательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную деятельность.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт –
коррекционная работа: умение предавать свои впечатления, соображения, умозаключения, так чтобы быть понятыми другими людьми. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми, используя вербальные и невербальные средства общения

Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях с людьми –
коррекционная работа: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье, учителями, учениками, с незнакомыми в транспорте, в парикмахерской, в кино, в театре, в магазине, в очереди.
Освоение ребёнком необходимых социальных ритуалов –
коррекционная работа: умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы: корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов –
коррекционная работа: умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт - не быть назойливым, быть благодарным.
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия –
коррекционная  работа: расширение круга освоения социальных контактов.
В результате у ребёнка с ОВЗ,  ребёнка - инвалида, должны сформироваться
 следующие социальные навыки:
- умение выражать свои чувства и эмоции;
- умение взаимодействовать с взрослыми, сверстниками (как знакомыми и не знакомыми);
- умение регулировать своё эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

4 приложение: Консультационная и методическая помощь родителям (законным представителям)

Дата

Тема, содержание работы

Ответственные

1 четверть

Мониторинг родителей на предмет родительско – детских отношений.

Консультации родителей по поводу трудностей в адаптации, выработка общих путей решения проблемы.

Учитель –  логопед,

педагог – психолог

2 четверть

Беседа по проблеме полной зависимости ребёнка от мнения родителей.

Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.

Учитель – логопед,

педагог – психолог

3 четверть

Консультация родителей по поводу трудностей ученика  в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.

Педагог – психолог, учитель – логопед, кл. рук., учителя - предметники

Февраль (ежегодно)

Круглый стол (родители 1 – 2 классов): «Как выбрать кружок ребёнку?»

Директор, зам. Дир.  по УВР

Март (ежегодно)

Круглый стол (родители учащихся 4 – 5 классов): «Трудности при переходе в основную школу».

Педагог – психолог, директор, зам. Дир. по УВР

Ежегодно, в течение всего уч. г.

Консультативная помощь и поддержка семей с детьми ОВЗ, и детьми – инвалидами.

Учитель – логопед, педагог – психолог, соц. педагог

4 четверть

Помощь в организации  летнего отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Социальные педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на методическом объединении учителей логопедов ДОУ

Данный материал будет полезен в работе учителя - логопеда по работе с детьми ОВЗ имеющими серьезные нарушения в речи...