Выступление на предметном метод объединении учителей – логопедов Представление проекта: «Школа равных возможностей!»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проект предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью боле лучших результатов по адаптации и социализации особенных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_predmetnom_metod_obedinenii_uchiteley.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на предметном метод объединении учителей – логопедов
Учитель – логопед Трунова И. С.
Представление проекта:
«Школа равных возможностей!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Трунова Ирина Сергеевна, учитель – логопед МБОУ СОШ №1, работаю логопедом первый год. Педагогами нашей школы была разработана программа развития на 2015 – 2020 учебные годы. Данная программа состоит из девяти проектов. Представляемый мною проект «Школа равных возможностей», он разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей – инвалидов.
Общее количество детей с особенностями здоровья в нашей школе, составляет: 5 детей с ОВЗ – диагноз ЗПР, которые обучаются в школе, 5 детей – инвалидов, двое из них находятся на домашнем обучении, трое обучаются в школе. Соавтором данного проекта является педагог – психолог Беломоина Наталия Николаевна.
По мнению известного американского политика 20 в, Дэвида Бланкета, который был от рождения слепым:
«Образование детей с особенными потребностями является одной из основных задач для социума. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает создание оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов. В настоящие время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребёнок с физическими или умственными недостатками в развитии. На сегодняшний день существуют проблемы в обучении детей с ОВЗ и детей – инвалидов, в силу их индивидуальных особенностей, но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам, и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать. Получение образования является их законодательное закрепленным правом, и помогает им в успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности.
Нормативно – правовая база, на которую мы опирались при написании нашего проекта – (мы уже хорошо знаем данный вид документов, особое внимание хочется еще раз обратить на План Министерства образования и науки РФ от 11.02.15 г № ДЛ – 5/07 вн, по введению ФГОС ОВЗ, вступает в силу с 01.09.16 г).
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.
Статья 42. Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Статья 79. Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Конвенция о правах ребёнка.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Постановление Правительства Ханты – Мансийского автономного округа - Югры от 13 декабря 2013 года № 543 – п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты – Мансийском автономном округе - Югре».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
План Министерства образования и науки РФ от 11.02.15 г № ДЛ – 5/07 вн, по введению ФГОС ОВЗ, вступает в силу с 01.09.16 г.
Цель нашего проекта - создание условий, обеспечивающих доступное и качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Задачи нашего проекта:
- оптимизация структуры и содержания психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов;
- создание единой психологической комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей – инвалидов;
- разработка механизмов взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, инвалидов;
- создание системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и детей – инвалидов
Этапы реализации проекта
- 1 этап «Аналитико – проектировочный»
- 01.09.2015 – 31.12.2015 г.
- 2 этап «Коснтруирующий»
- 01.01.2016 – 31.08.2017 гг.
- 3 этап «Деятельностно – реализаторский»
- 01.09.2017 – 31.08.2018 гг.
- 4 этап «Рефлексивно – оценочный»
- 01.09. 2018 – 31.08.2019 гг.
Проект долгосрочный, рассчитан на пять лет. Каждый год будет реализовываться один из этапов.
Ожидаемый результат
- Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностического минимума.
- Создание и заполнение индивидуального маршрута развития ребёнка.
- Определение режима, формы, методик и приёмов обучения.
- Создание программы коррекционной работы, организация занятий со специалистами.
- Включение ребёнка во внеурочную деятельность.
- Организация консультаций для родителей (законных представителей), создание пакета рекомендаций.
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов.
Для реализации проекта мы будем использовать следующий комплекс мероприятий:
- Диагностический минимум – это комплексное обследование и подготовка рекомендаций: диагностика речевых нарушений, сбор информации обо всех компонентах речи, так же выявляем степень сформированности познавательных процессов - памяти, мышления, внимания, работоспособности, личностно – эмоциональной сферы.
- Изучение социальной ситуации – семейного воспитания.
- Комплексный сбор о ребёнке на основе диагностического минимума.
Ожидаемый результат – формирование групп, включение в работу родителей (законных представителей), полные сведения о речевом развитии, познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы.
- Заполнение индивидуального маршрута развития ребёнка, ожидаемый результат - индивидуальная карта развития ребёнка.
- Организация образовательного процесса – выбор коррекционных программ, методик, приёмов, создание комфортного режима обучения, сотрудничество социальными партнёрами, обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, через обеспечение здоровье сберегающих условий, ожидаемый результат - Определен режим обучения, в том числе коррекционных, релаксационных и здоровье сберегающих занятий (здоровье сберегающий режим).
2. Определена форма обучения (очная, на дому).
3. Определен набор эффективных методик и приёмов обучения детей.
4. Информационное обеспечение.
Я, на сегодняшний день работаю по программе Коржаевой: «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР».
Выбрала именно эту программу, потому что начальная школа обучается по Эльконину – Давыдову, и между этими программа есть некоторые сходства и переплетения в тематическом планировании.
- Коррекционно – развивающая работа – осуществляется, через своевременную специализированную помощь в освоении общего образования детям С ОВЗ и детям – инвалидам, ожидаемый – результат:
4.1 Программно – методическое обеспечение.
4.2 Информационное обеспечение.
4.3 Введение в содержание обучения специальных разделов (колонка по коррекции в КТП).
4.4 Наличие программ коррекционной работы у специалистов.
4.5 Таблица «Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ, детей – инвалидов, индивидуальная карта развития ребёнка.
4.6 Рабочие коррекционные программы, индивидуальные учебные планы.
- Создание условий способствующих включению ребёнка во внеурочную деятельность, участие детей в мероприятиях школы, кружковой деятельности, ожидаемый результат - Таблица «Результаты включения детей с ОВЗ, детей – инвалидов во внеурочную деятельность».
- Оказание методической и консультативной помощи родителей (законных представителей) – для непрерывного специализированного сопровождения детей с особенностями, ожидаемый результат – план рекомендаций, консультаций.
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации, будет осуществляться, через
Социально – средовую реабилитацию.
Социально – педагогическую реабилитацию.
Социально – культурную реабилитацию.
Социально – бытовую реабилитацию.
Включение в расписание коррекционных занятий.
Ожидаемый результат
Соответствующий уровень навыков бытовой деятельности.
Социально – средовой статус.
Самообслуживание.
Открыть папку План мероприятий по проекту
Так же нами был разработан план реализации коррекционных мероприятий с Детьми ОВЗ и детьми - инвалидами
1 этап: «Аналитико – проектировочный», его основная цель:
Проведение аналитический, диагностической работы, разработка проекта, сбор необходимой литературы, диагностического инструментария, составления плана мероприятий, разработка и утверждение плана работы школьного ПМПКа, разработка направлений проекта, организация психолого – медико – педагогического сопровождения, сроки данного этапа – сентябрь – декабрь 2015 г, ответственные - учитель – логопед, педагог – психолог, директор. На сегодняшний день данный этап реализован.
2 этап: Конструирующий, сроки его реализации с 01.01 2016 по 31.08.2017 гг. цель данного этапа: совершенствование системы проводимой диагностики и оценка качества обучения, для выявления особенностей и заключения по диагностическим исследованиям, создание индивидуального маршрута ребёнка, определение режима обучения, для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ и детей – инвалидов, коррекционных планов, после получения диагностических результатов . обязательная индивидуальная работа, включение детей во внеурочную детальность. Моя подопечная на сегодняшний день посещает кружок «Тик – так» - кружок театрализации, на котором дети занимаются постановками сказок, праздничных тематических мероприятий, отчётных концертов, чтением стихотворений. В двух последних отчётных концертах Лиза принимала активное участие – читала стихотворение (оно было из 4 – х строчек, что для нас уже очень большой успех), пела с девочками частушки, фото предоставить не могу, так как мама ребёнка в этом вопросе очень щепетильна!!!
Организация работы с родителями (законными пре6дставителями) – это родительские собрания, круглые столы, консультации, индивидуальная беседа.
На будущее планирую привлекать Лизу для участия в конкурсах разного уровня, так как ребёнок очень хорошо рисует.
3 этап – «Деятльностно – реализаторский» - его сроки: с 01.09.2017 по 31.08.2018 гг, цель: осуществление дальнейшей работы по проекту, анализ полученных результатов диагностического минимума.
4 этап – «Рефлексивно – оценочный или обобщающий этап», его сроки: 01.09 2018 – 31.08.2019 гг, цели: подведение итогов и их анализ.
Приложения нашего проекта:
1 приложения «Образец индивидуального маршрута учащегося с ОВЗ».
2 приложение «План включения во внеурочную деятельность», например в решение проектных задач - во время осеннего лагеря в начальной школе решалась проектная задача: «Приключения доктора Айболита», дети с ОВЗ – принимали в данной деятельности активное участие, участие пока только в школьных мероприятиях, в кружковой деятельности.
3 приложение «Социальная адаптация детей с ОВЗ и детей – инвалидов»
Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, направления: совершенствование самостоятельности, независимости в школе, дома, самообслуживания, освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел – коррекционная работа: умение включиться в разнообразные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких – либо областях домашней жизни.
Ориентировка в школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими – коррекционная работа: умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий, включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность – дежурство по классу, консультанты на занятиях.
Формирование понимания значения праздников (праздничных мероприятий) дома и в школе, желания учувствовать в этих мероприятиях, в их организации – коррекционная работа: формировать у детей стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника, стремление порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разные.
Дифференциация и осмысление картины мира, направления:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром вещей – коррекционная работа: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности и безопасности для самого себя и для окружающих. Расширение и накопление знакомых и разнообразно накопленных мест за пределами дома, школы, городские и загородные достопримечательности.
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве – коррекционная работа: умений устанавливать связи между природным порядком и укладом собственной жизни в семье, в школе, поведением и действиями в быту: посещение магазина, парикмахерской, театра, музея, использования определённого вида одежды.
Формирование внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего – коррекционная работа: развитие у ребёнка любознательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную деятельность.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт – коррекционная работа: умение предавать свои впечатления, соображения, умозаключения, так чтобы быть понятыми другими людьми. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми, используя вербальные и невербальные средства общения
Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях с людьми – коррекционная работа: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье, учителями, учениками, с незнакомыми в транспорте, в парикмахерской, в кино, в театре, в магазине, в очереди.
Освоение ребёнком необходимых социальных ритуалов – коррекционная работа: умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы: корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов – коррекционная работа: умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт - не быть назойливым, быть благодарным.
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия – коррекционная работа: расширение круга освоения социальных контактов.
В результате у ребёнка с ОВЗ, ребёнка - инвалида, должны сформироваться следующие социальные навыки:
- умение выражать свои чувства и эмоции;
- умение взаимодействовать с взрослыми, сверстниками (как знакомыми и не знакомыми);
- умение регулировать своё эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
4 приложение: Консультационная и методическая помощь родителям (законным представителям)
Дата | Тема, содержание работы | Ответственные |
1 четверть | Мониторинг родителей на предмет родительско – детских отношений. Консультации родителей по поводу трудностей в адаптации, выработка общих путей решения проблемы. | Учитель – логопед, педагог – психолог |
2 четверть | Беседа по проблеме полной зависимости ребёнка от мнения родителей. Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. | Учитель – логопед, педагог – психолог |
3 четверть | Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. | Педагог – психолог, учитель – логопед, кл. рук., учителя - предметники |
Февраль (ежегодно) | Круглый стол (родители 1 – 2 классов): «Как выбрать кружок ребёнку?» | Директор, зам. Дир. по УВР |
Март (ежегодно) | Круглый стол (родители учащихся 4 – 5 классов): «Трудности при переходе в основную школу». | Педагог – психолог, директор, зам. Дир. по УВР |
Ежегодно, в течение всего уч. г. | Консультативная помощь и поддержка семей с детьми ОВЗ, и детьми – инвалидами. | Учитель – логопед, педагог – психолог, соц. педагог |
4 четверть | Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и детей – инвалидов. | Социальные педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.
Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Доклад подготовлен для выступления на методическом объединении учителей - логопедов
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР...
Выступление на методическом объединении учителей логопедов ДОУ
Данный материал будет полезен в работе учителя - логопеда по работе с детьми ОВЗ имеющими серьезные нарушения в речи...
Выступление на методическом объединении учителей – логопедов, учителей - дефектологов. Тема «Метод глобального чтения. «Личный букварь» - главный помощник при обучении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму»
Расширение знаний педагогов о методе глобального чтения, знакомство с этапами работы по созданию пособия – «личный букварь»....
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным.Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и вза...