Доклад подготовлен для выступления на методическом объединении учителей - логопедов
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад
подготовлен для выступления на методическом объединении учителей - логопедов
г-к Анапа
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР
Подготовила учитель-логопед
Ханукаева Л.В.
2015 г.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развернутого высказывания:
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность.
Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.
Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:
- нарушения логической последовательности повествования;
- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
- незавершенность микротем;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.
Работая в детском саду, и всегда старалась добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми.
Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия я наблюдала низкую речевую активность. Не хочу сказать, что хорошо продуманная первая часть занятия — залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т. к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл — оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.
Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению пересказу с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
С учетом того, что дети не справляются со всеми видами занятий по обучению связной речи и разработать развёрнутые конспекты занятий достаточно сложно, т. к. каждое занятие требует тщательной подготовки: подбора методов, приёмов, средств, поэтому на данном этапе своей работы я остановилась именно на пересказе литературных произведений.
В сентябре 2007 года проводилось исследование в ДОУ № 31 города Набережные Челны в подготовительной группе. В эксперименте принимало участие 10 детей шестилетнего возраста с логопедическим заключением ОНР III уровня, посещающих логопедическую группу №5.
Для оценки выполнения заданий применяли схему оценки уровней выполнения задания на пересказ, разработанную В.П.Глуховым, с учетом следующих критериев: полноты содержания картин, последовательности изложения текста, критерий грамматической нормы языка.
Пересказ рассказа
Цель задания: выявить особенности пересказа дошкольников с ОНР без опоры на наглядность.
Стимульный материал: текст рассказа «Победитель».
Процедура исследования:
1) Текст читается без установки на запоминание;
2) Перед составлением пересказа задавались вопросы по содержанию текста;
3) Перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.
Текст рассказа: «Жили- были петух, курочка и их детки - пушистые цыплятки. Около дома все время ходила хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела курочка цыпляток погулять, а лиса тут как тут. Закудахтала курочка: «Кудах-тах-тах! Ко мне детки, ко мне!»
Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватила лиса. Но тут подлетел папа-петух. Закричал. Захлопал крыльями и стал клевать лису. Испугалась лиса, бросила цыпленка, убежала в лес. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!».
Анализ результатов выполнения задания
У 20% дошкольников выявили очень низкий уровень выполнения задания на пересказ, у 40% - низкий и у 40% недостаточный. Принимая во внимание, что низкий уровень выполнения задания оценивается в 1 балл, а недостаточный – в 2 балла, определили, что среднегрупповая успешность выполнения данного задания детьми экспериментальной группы составила – 30%.
В рассказах детей отмечаются пропуски частей текста или изложение некоторых частей неточно. В связи с бедностью словарного запаса содержание рассказа передается невыразительно, дети редко использовали при пересказе выразительные средства. У всех дошкольников отмечаются нарушения грамматических норм языка в согласовании глагола прошедшего времени и существительного и местоимений в роде, числе, в падежных окончаниях существительных, неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями; неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени; неправильное употребление предложно-падежных конструкций.
На основании обследования мы определили направления работы, составили перспективный план работы по обучению пересказу, относительно этого плана были составлены планы-конспекты занятий по методике Т.А.Ткаченко.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
По этому плану проводилась работа в течение всего 2007-2008 учебного года с экспериментальной группой.
С целью определения результатов проведенной нами логопедической работы по обучению пересказу у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в мае 2008г. был проведен контрольный срез знаний. Он проводился по той же методике, что и обследование в начале учебного года с изменением лексического материала. Для пересказа детям предлагали рассказ «Белочка и зайчик».
5 детей с ОНР пересказали близко к тексту и точно изложили события, 4 – опустили важные смысловые единицы. Большинство дошкольников (9 человек) не используют выразительные средства в своей речи. Нарушение грамматических норм отмечается у 7 детей. Итак, у 50% дошкольников экспериментальной группы выявили недостаточный уровень выполнения задания на пересказ, у 50% - удовлетворительный. Среднегрупповая успешность выполнения данного задания детьми экспериментальной группы составила – 62,5%.
Если же составить диаграмму результатов обучения экспериментальной группы по данным обследования в начале и конце года, то наглядно видна динамика.
В результате проведенных занятий было отмечено улучшение полноты передачи содержания, последовательности изложения, связности в изложении рассказов и их грамматического оформления (адекватность используемых синтаксических конструкций, уменьшение лексических ошибок, снижение аграмматизмов).
Итак, полученные в ходе исследования данные указывают на необходимость целенаправленной систематической логопедической работы по обучению пересказу у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Список использованной литературы
1. Ганн И.И., Филичева Т.Б. Использование сюжетных картинок на занятиях в группах для детей с общим недоразвитием речи. //Дефектология. – 1970. - №5.
2. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера,2007.
3. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.//Дефектология. – 1989. - №1.
4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология. -1994. - №4 –с.27 - 30.
5. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1986. - №3. – 61-66.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
8. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 1999.
9. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. –СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 1999.
12. Ткаченко Т.А.. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998.
12. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Народная кукла в работе логопеда"
Доклад на РМО об использовании народной тряпичной куклы в повседневной работе логопеда....
Доклад: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения»
...
Доклад на методическом объединении учителей – логопедов Не тему: «Игры на координацию движений с речью».
сообщение...
Доклад на тему: «Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»
Роль логопеда в процессе формировании детей к школьному обучению....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»
На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»
На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане...
Доклад и презентация для учителей-логопедов "Логопедическая диагностика детей с детским церебральным параличом".
В данной презентации описаны основные направления логопедического обследования детей с ДЦП....