Пропедевтический материал для детей средней группы
картотека по логопедии (средняя группа) на тему
Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propedevtika_srednyaya_gruppa.docx | 49.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития речи детей 4-5 лет
(средний дошкольный возраст)
Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите: «Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить». На вопросы, касающиеся пола, лучше отвечать так, как оно есть, нежели придумывать различные сказки. Они вызывают ещё больше «почему?», и вы сами можете запутаться. Но если чадо не задаёт таких вопросов, то лучше их и не касаться.
Что касается словарного запаса, то он увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов. И это ещё один огромный скачок в развитии. В 4—5 лет детки уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница. Сейчас они залезают внутрь всех игрушек и начинают рассматривать, из чего они состоят. В этом возрасте появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси). Причём это их любимая игра. Однако нельзя забывать и о нравственной основе разговора. Необходимо объяснить, что говорить надо вежливо, не забывать о слове «пожалуйста», иначе человек может обидеться и уйти. Существуют книжки типа «Говори красиво», «Говори вежливо». В них все подобные ситуации обыгрываются. Можно с ребёнком почитать такую книжку и обсудить. Ведь если в этом возрасте малыша никто не одёрнул, то дальше переделать его будет уже очень сложно.
В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый — мягкий, светлый — тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под. В речи дети уже широко используют уменьшительно — ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Появляется правильное употребление названий детёнышей животных. Если в 3—4 года называли по аналогии: кошка — котёнок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, то теперь необходимо запомнить более сложные формы: корова — телёнок, лошадь — жеребёнок. В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т.д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т.д. Для правильного запоминания детёнышей животных можно поиграть в игру «Назови детёныша». Мама или папа называет животного, а чадо должно ответить, как называется его детёныш. Назвал неправильно — обязательно исправить. И ни в коем случае не злиться и не ругать, если малыш с первого раза не запомнил.
Для закрепления, где лево, а где право, поиграйте в игру «Солдатики». В неё и девочки, и мальчики играют с большим удовольствием. Скажите ребёнку, что он солдат. Скомандуйте «нале-во» или «напра-во» — и малыш должен повернуться, как солдат, туда, куда вы ему приказали .К сожалению, в наше время большая часть детей путает самые простые предлоги. Ребята ещё не совсем хорошо употребляют предлог «с». Когда показываешь и говоришь, что ручка упала со стола, роняешь ручку и спрашиваешь: «Откуда упала ручка?» Отвечают: «От стола». Или предлог «за» (спрятались за спинкой стула, стоим друг за другом). Говорят: «Спрятался под спинкой». Чтобы расширить словарь предлогов и наречий, можно поиграть в прятки. Возьмите, например, плюшевого мишку, спрячьте под стул и спросите: «Где спрятался мишка»? И ребёнок должен ответить: «Под стулом». Или по-другому. Взрослый встаёт, скажем, к столу и спрашивает: «Где я стою?» «У стола», — должен ответить малыш. Чтобы усвоились ласковые слова, поиграйте в «Назови ласково». Взрослый называет какое-нибудь слово, а малыш должен сказать его ласково. Например, цветок — цветочек, ложка — ложечка, стул — стульчик и т.д.
В 4—5 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе. Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует. Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе.
В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно — больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить.
Средний дошкольный возраст
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры
Осень
Если листья пожелтели, Дождь холодный моросит, Птицы к югу полетели,- Значит, осень к нам спешит. | Сжимание, разжимание пальцев в кулаки. Совершать легкие колебательные движения пальцами. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены - «птичка», остальными совершать колебательные движения. Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед, ладошками вверх. |
Фрукты
Раз, два, три, четыре, пять – Будем фрукты собирать. На деревьях мандарины, Сливы, груши, апельсины, Киви, яблоки, гранат, - Ах, какой чудесный сад! | Сжимать, разжимать пальцы в кулаки Имитировать срывание фруктов Поднять ладони вверх с широко расставленными пальцами – деревья, соединит указательный палец правой руки с большим Последовательно соединять остальные пальцы с большим на правой руке На левой руке Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх. |
В нашем огороде
Огурцы, капуста, перец В огороде нашем есть. Сварим суп, в салат порежем, Можем и сырыми съесть!
| Дети загибают пальцы на одной и другой руке «Помешивают суп»: выполняют круговые движения ребром ладони одной руки по раскрытой ладони другой. Хлопки в ладоши. Метелъская |
Яблоко
Яблочко из сада Еж в нору принес. Наливное, сладкое Ежихе преподнес. | Дети выполняют упражнение Шарик. Сложив ладони «шариком», поворачивают их из стороны в сторону. Выполняют упражнение Ежик, а затем Поднос. Н. Метелъская |
Диван
В комнате стоит диван, А на нем сидит Иван. | Дети к ребру выпрямленной ладони приставляют под прямым углом ребро второй выпрямленной ладони. Замтем меняют руки так 5 раз |
Этот пальчик в лес пошел
(Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца, затем на другой руке)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
«БУТОНЧИК»
К ночи бутончик собрал лепестки
(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем
Цветы раскрываются
(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)
Солнышко село, и
сумрак сгустился,
И до утра мой цветочек закрылся.
(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе? Как узнать?
Помогите сосчитать?
(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)
«ЭТО Я»
Это глазки. Вот и вот.
Это ушки. Вот и вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп- хлоп.
Это ножки. Топ-топ.
Ой, устали – вытрем лоб!
(выполняем движения по тексту).
«ПОКАЖИТЕ ПАЛЬЦЕМ»
Покажите пальцем
(дети сжимают правую руку в кулак)
Зайца,
(вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку,
(две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку и
(ладони прикладывают к макушке)
Орех
(сжимают кулак)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех.
(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)
«ПОМОШНИКИ»
1, 2, 3, 4,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть - чуть - сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
«ХЛЕБ»
Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
Поочередно разгибают пальчики, начиная
с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх.
Очень вкусно!
«ФРУКТОВАЯ ЛАДОШКА»
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
«НАСЕКОМЫЕ»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращать мизинцем.
Прячьтесь!
Спрятать руки за спину.
«СЕМЬЯ»
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
«ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Упражнения на развитие речевого дыхания
«Снежки»
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.
1 – наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Oп! Оп!». Повторить 3–4 раза.
«Ручеёк журчит»
И.п.: о.с.(ноги на ширине бедер, ступни параллельно друг другу).
1 – волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Буль-буль- буль!». Повторить 3–4 раза.
«Кошка засыпает»
И.п.: сидя на стуле.
1 – положить ладони под правую щёку (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Мр-р-р! М-р-р!»; 3 – положить ладошки под левую щёку (вдох); 4 – на выдохе произносить: «Мр-р
«Гуси»
И.п.: о.с.
1 – большие махи руками (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Га-га-га! Га-га-га!». Повторить 3–4 раза.-р! Мр-р-р!». Повторить 2–3 раза.
Развитие артикуляционной моторики
Сказка о веселом язычке. (Знакомство с органами артикуляции)
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.
«Бегемотики».
Рот пошире открываем ,
в бегемотиков играем: (Дети откывают рот как можно шире,
Широко раскроем ротик, , удерживая его в таком положении
Как голодный бегемотик. под счет до 5) 3-4 раза
Закрывать его нельзя,
До 5 считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот
«Лягушки»
(улыбнуться, показать сомкнутые зубки
Подражаем мы лягушкам : Удерживать губы в таком положении
Тянем губки прямо к ушкам под счет до5. Вернут губы в исходное
Вы сейчас тяните губки положение ) 3-4 раза
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
«Слон» (вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать под счет до 5) 3-4 раза
Буду подрожать слону
Губы «хоботом» тяну.
«Змея» (Улыбнуться, откруть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать) 3-4 раза.
Подражаем мы змее
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе
Чередование упражнений «Слон» - «Лягушки» на раз – два.
«Шарики» (Надуть щеки – сдуть.) 3-4 раза
«Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«Блинчики»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5, потом до 10.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю затем нижнюю губу по кругу. Упражнения выполнять сначала в одну, затем в другую сторону. 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Развитие чувства ритма
«Юный барабанщик»
Ритмичные удары по бубну, металлофону.
«Ладушки, ладушки»
В этой игре вам необходимо делать хлопки в определенном ритме: на слог «ла» – один длинный хлопок, на слоги «душ» и «ки» – два коротких, затем все наоборот: два длинных и один короткий. Далее, на слоги «где бы-ли у ба-буш-ки» делаете семь ровных хлопков. Таким образом, у вас получается целая ритмическая фигура.
«Дождик»
Капля раз, (1 хлопок)
Капля два, (1хлопок)
Очень медленно сперва (4 хлопка)
А потом, а потом
Все бегом, бегом (8 хлопков)
Мы зонты свои раскрыли (Руки развели в стороны)
От дождя себя укрыли (Руки полукругом над головой).
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
«Угадай, кто позвал»
Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, поворачивает его спиной к другим детям. Просит кого-то из детей позвать первого. Ребенок по голосу определяет, кто его позвал
«Лягушкина семейка»
«На болоте жили лягушки: лягушка – папа, лягушка –мама и маленький лягушонок.
Папа лягушка квакал вот так: КВА-КВА-КВА
Мама лягушка квакала так: Ква-Ква-Ква
А маленький лягушонок так: Ква-ква-ква
-Угадайте, кто квакает? КВА-КВА?
Ква-Ква?
ква-ква?
«Так бывает или нет»
Взрослый говорит детям предложения, словосочетания, правильные или содержащие заведомую ошибку. Дети должны на слух определить правда это или нет. Н-р, кошки гавкают; мама готовит есть; и пр.
МБ ДОУ д/c № 3
Пропедевтика в средней группе
Подготовила Жданова Н.А.
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий праздника ко Дню матери для детей средней группы
Сценарий праздника ко Дню матери может быть использован для детей 3-5 лет....
авторский конспект образовательной деятельности по речевому развитию по теме: "День Матери" для детей средней группы
В конце ноября отмечаем праздник День Матери. Очень важно с детьми провести образовательное мероприятие ,где можно поговорить о мамах. Поиграть,рассказать о своей семье, рассмотреть фотоальбом,сделать...
Сценарий утренника на день матери для детей средней группы детского сада «Дюдюка и мамин день»
Этот простой и лаконичный сценарий, будет интересен музыкальным руководителям приподготовки "дня матери" или "дня Восьмого марта" с детьми средней группы....
Досуг «День матери» - для детей средней группы
Вашему вниманию представляем методическую разработку по проведению досуга для детей средней группы. К сценарию прилагаются тексты песен и разработка танцаСанкт-Петербурга, 2017. — 6 с....
"Мамочка любимая, самая родная" (Сценарий праздничного события ко Дню Матери для детей средней группы)
laquo;МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ, САМАЯ РОДНАЯ» 2017 год(Сценарий праздника «День Матери» для детей средней группы)(Дети входят в зал за руку с мамами, заводят большой хоровод....
Сценарий развлечения "День матери" для детей средней группы.
Цель: Развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.Воспитывать уважительное отношение к мамам....
Сценарий праздника «День матери» для детей средней группы
quot;День Матери" для детей средней группы...