Рабочая программа учителя-логопеда Суворовой Н.Ю.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Суворова Наталья Юрьевна
Программа разработана на основе модульного принципа содержательного компонента, через направления образовательных практик: диагностическое, развивающее, коррекционное,консультативное, просветительское.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_rabochaya_programma_suvorova.docx224.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Слободской детский сад «Пряничный домик»

Бобровского муниципального района

Воронежской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Составитель:

Суворова Наталья Юрьевна

учитель- логопед

 МБДОУ «Слободской детский сад

«Пряничный домик»

                                                                                               с. Слобода

2017 г.


Оглавление

№п/п

Содержание

1

Целевой раздел программы

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи программы. Принципы и подходы к реализации программы1.

1.3.

Планируемые результаты освоение программы. Целевые ориентиры

2

Содержательный раздел

2.1

Характеристика речевого развития детей.

2- 3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

2.2.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в образовательных областях

2.3.

Модули образовательного компонента

2.4.

Календарно-тематический план на 20017-2018 уч. год.

2.5.

Особенности  взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников

3

Организационный раздел

3.1

Структура реализации образовательной деятельности

3.2.

 Нагрузка логопедической работы

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы

4

Заключение

4.1.

Перечень литературы. Литература для родителей.

4.2.

Используемая  литература

1.Пояснительная записка.

      В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.  От того насколько эффективно проводится логопедическая работа, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.  Речь – инструмент развития отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Способность детей к развитию речи существенно влияет на успешность обучения в школе.

 Рабочая Программа образовательной деятельности учителя-логопеда Суворовой Н.Ю рассчитана на 2017-2018 учебный год. Ведущей задачей представленной рабочей программы является речевое развитие воспитанников. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом учреждения, характеризующим  систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи  в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда составляют:

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-Декларация прав ребенка;

-Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

-Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

-Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

-Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

-Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;

- также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

     Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе   определены образовательные  задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.

Особенности осуществления образовательного процесса:

1.2.Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ  по реализации образовательной  работы с детьми.

Цель программы –Создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.

В процессе образовательного процесса решаются следующие задачи:

-выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения;

-преодолевать недостатки в речевом развитии;

-воспитывать артикуляционные навыки звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

-способствовать правильному звукопроизношению и слоговой структуры слова;

-развивать навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать лексико-грамматические категории и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих  принципов:

-принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

-онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

-принцип систематичности и взаимосвязи развивающего материала;

-принцип постепенности подачи развивающего материала;

-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все образовательные (индивидуальные и подгрупповые) ОРП, в соответствии с Рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Используемые методики:         Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование  детей 2-4 лет;

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б.,

1.3.Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

2.Содержательный раздел

2.1.Характеристика речевого развития детей.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя вих речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение.Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни  способенстроить  фразы, состоящие из  сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Дети способны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок может не только определять  позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливать точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети  способныусваивать не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.


        2.2.Программа  разработана на основе модульного принципа содержательного компонента, через

        направления      образовательных практик: диагностическое, развивающее, коррекционное,

        консультативное,          просветительское.

Диагностическое направление

Развивающее направление  

Коррекционное направление

Консультативное направление

Просветительское направление

Цель

Выявление  способностей детей к речевому общению и их типологических особенностей.

Создание  условий для формирования и развития способностей детей к речевому общению.

 Предоставление возможности детям  преодолеть трудности в речевом общении, произношении звуков.

Создание условий для повышения компетентности воспитателей и  родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Пропаганда  современных подходов в формировании коммуникативной  культуры.

Задачи

1.Определить  тактику педагогического воздействия на детей , выбор средств и способов достижения поставленных целей при определениииндивидуального образовательного маршрута.(ИОМ)

2.Разработать рекомендации по работе с родителями и педагогами

 1.Формировать и развивать звуковую культуру речи. 2.Развивать фонематическое восприятие и слух, фонематические представления, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

3.Создавать развивающую предметно-пространственную среду и условий для использования речи в повседневном общении и деятельности  детей.

1Развивать способности правильного произношения звуков.

2.Способствовать  звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

1.Информировать   о речевых способностях детей.

2.Оказывать консультативную помощь родителям, педагогам.

3.Привлекать к активному участию в образовательном процессе.

Направления образовательных практик

1.Артикуляционная,  общая и мелкая моторика;

2.Звукопроизношение

3.Фонематическое восприятие;

4.Лексический и грамматический строй речи;

5.Связная речь;

6.Обследование восприятия, внимания, памяти, мышления

1.Развитие связной речи

2.Совершенствование фонематического анализа и синтеза;

3.Активизация пассивного словаря и расширение лексического запаса;

4.Развитие лексико-грамматической стороны речи;

1.Развитие артикуляционного аппарата

 2.Развитие фонематического и слухового восприятия и речевой памяти.

1.Развитие восприятия и воспроизведение звуков

2.Развитие речевого мышления.

1.Знакомство педагогов и родителей с современными информационными изданиями.

2.Популяризация  информационного просвещения.

Формы работы

1.Анкетирование

2.Речевая карта.

1.Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  занятия2.Речевые тренинги, 3. Ситуативно-деловое общение с взрослым

3.Деловое сотрудничество (общение в результате совместного дела, поручения, коллективной деятельности, игр по правилам)

4.Помощь и сопереживание (беседы и ситуации как игрового, так и практического характера)

5.Ролевое общение (сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры)

6.Внеситуативно-познавательное  и личностное общение (разговор по душам, индивидуальные беседы

 Индивидуальные занятия

1.Индивидуальные, групповые консультации, 2.Беседы

3.Открытые занятия,

4.Тренинг.

5.Мастер-класс.

6.Памятки,

7.Рекомендации, специальные «логопедические уголки»,

8.Информационные стенды,

9.Тематические выставки книг,

10.Информирование через сайт ДОУ

1.Памятки,

2.Рекомендации, специальные «логопедические уголки»,

3.Информационные стенды,

4.Тематические выставки книг,

5.Информирование через сайт ДОУ

6.Вечера вопросов и ответов.

7. Родительскийтренинг, 

методы

Методики:

1.А.В. Ястребовой, Т.П., Бессоновой (для обследования связной речи, звукопроизношения, фонематического

восприятия, словарного запаса и грамматического строя речи используются);

2.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

3.методики авторов: Л.С.Цветковой, Т.Г. Богдановой, Т.В.Корниловой(Для обследования познавательной деятельности используются).

Диагностика развития восприятия:

4.методика «Угадай, что нарисовано»;

5. методика «Дорисуй фигуру»

Диагностика развития внимания:

6.корректурная проба;

- методика «Шифровка»

1.Развивающие игры. с называниями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета.

2.Занимательные упражнения,

3.беседы,

4.совместные практические действия,

7.Методически продуманные поручения и трудовые задания детям и др.

8.Методика развития речи О,Л. Соболевой

1. Методика  О.С.Ушаковой

2.МетодикаА.Н. Стрельниковой

3.Т.Б.ФиличеваГ.В.Чиркина «Программа логопедической работы»

4.Игровые технологии. Касаткина Е.И.

Технология «ТРИЗ»

Технология «Марии Монтессори».

1.Антета

2.Консультации

3.Вопросник

4.Решение проблемных задач

5. Час вопросов и ответов.

6.деловая игра

7. Практикум.

1.Печатные издания.

2.Электронные журналы

3.Сайт МБДОУhttps://prianic.nethouse.ru/

4 Личный сайт http://nsportal.ru/suvorova-natalya-yurevna.

В ходе образовательно-речевой практики  развитие ребенка  осуществляется  на основе модульного принципа

      содержательного компонента и имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой

      системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые

      операции в    аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные умения в различных видах   деятельности.

Модули:

  1. Артикуляционная и мелкая моторика.

2.  Звукопроизношение

     3.  Словарный запас

     4. Фонетико-фонематическое восприятие

     5. Лексико-грамматический строй

     6. Связная речь.


2.3.Модули содержательного компонента.

Модуль 1 Артикуляционная и мелкая моторика.

Логопедическая работа включает в себя разделы:

1) артикуляционной моторики;

2) мелкой моторики;

3) развитие общей моторики ребенка;

4) мимическоймускулатуры;

Артикуляционная

Мелкая моторика

Общая моторика

Мимическая мускулатура

Цель

Совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке

Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности

Совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Методы и приемы

Артикуляционная гимнастика;

логопедический самомассаж;

игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

мимические упражнения.(см Приложение)

Пальчиковые игры

 Словесные игры

Дидактические игры с :

1) тактильным материалом;

2) с изобразительными средствами;

3) с природным материалом.

Координация движений с речью, темпом, ритмом.

формирование одновременных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

Артикуляционная  гимнастика;

логопедический самомассаж;

игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

мимические упражнения. См( Приложение)

Направления

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

Диагностическое

Выявление особенностей  артикуляционной и общей моторики.

Наблюдение за способностью ребенка включаться  в речевое общение.

Наблюдение за действиями ребенка и его стремлением к выполнению заданий.

Выявление способностей ребенка к выполнению ролевых действий в игровых и речевых практиках.

Наблюдение  за   возможностями ребенка переключаться  с одного упражнения на другое, соблюдать темп и ритм выполнения упражнений.

2

Развивающее

Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Развивать  умения самообслуживания через ролевые игры.

Вызывать интерес к окружающему миру в процессе речевого общения.

Формирование понимания и употребления слов, обозначающих названия органов артикуляции и употребление в речи этих слов при выполнении  артикуляционной гимнастике.

Развивать стремление и способность  к инсценированию стихотворений   с помощью пальчиковых движений и изображений персонажей, их действий и др.

Развитие общей моторики  через использование  комплексов гимнастических упражнений (н-р упражнения со скакалками, игры с мячом).

3

Коррекционное

Способствовать преодолению и торможению неправильных речевых умений.

Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений во взаимодействии со взрослыми, со сверстниками.

 Содействовать нормализации речевой функции.

Развивать  у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.

Улучшать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

 Способствовать снятию излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.

4

Консультативное

 Знакомить с  Практикум «Артикуляционная гимнастика»

Консультировать  по теме «Как  развить интерес у ребенка к логопедическим занятиям».

Консультировать по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности.

Консультировать «Речь и движения»

5

Просветительское

Информировать  через выпуск рекомендаций по выполнению  самомассажа.

Знакомить   с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук   при помощи сайта ДОУ

Выпуск статьи  «Польза пальчиковых игр для  развития речи».

Знакомить  с дыхательной гимнастикой  по Стрельниковой.

Модуль 2.Звукопроизношение.

Задача: Развивать  способность ребенка  воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Этапы   работы над звукопроизношением:

I этап -Подготовительный— развитие подвижности артикуляционного аппарата  и всесторонняя подготовка ребенка к образовательной деятельности.

а)  вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)  развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);

г)  развитие мелкой моторики;

д)  развитие физиологического и речевого дыхания.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер». (См. Сборник  артикуляционной гимнастики  в Приложении).

II этап-Формирование произносительных умений и навыков

 -формирование правильной артикуляции звука;

-формирование практических умений и навыков пользования (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

1)Знакомство с артикуляцией звука;

2) Постановка звука;

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

шипящий Ж

соноры Р, Р' , Л, Л.

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

3) Закрепление произношениязвука:  изолированно; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

4) Дифференциация: изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте; в собственном связном высказывании. (Сборник  загадок, стихов. Дмитриева)

Направления

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

Диагностическое

Выявлять трудности в произношении звуков и способность к общению.  Сборник «Логопедическое обследование детей»

В,М, Акименко.

Наблюдение за   стремлением ребенка к звуковоспроизведению во время занятий, в режимных моментах

Выявлять способности ребенка к восприятию и воспроизведению звуков речи.

Наблюдать за умением соотносить произношение звуков через действие.  «Хлопни в ладоши», «звонкий мяч» и т.д.

2

Развивающее

Развивать способность к произношению всех звуков. «Логопедия» практическое пособие.Руденко В.И.

Развивать  умения общаться со взрослыми и сверстниками, выполнять задание по образцу, по инструкции.

Вызвать интерес к творчеству, сотрудничеству.

Развивать умение получать информацию  с различных источников, умение задавать вопросы через логопедические игры со звуковыми игрушками, презентация.(Н-р игры с прищепками вы Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина, И.И. Жилина “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).

Развивать интерес к художественной литературе, умение слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

 Координация движений через

подвижные игры с мячом: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие

3

Коррекционное

Закреплять правильное произношение звуков в словах.

 Формировать возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь; «Формирование звукопроизношения» Т,В, Туманова.

Воспитывать умение вслушиваться в звучание слов, слышать звуки в словах; развивать слуховое восприятие.

 Работа над звукопроизношением и  выработки дикции. Развивать способность к  правильному фонетическому ударению.

Развивать координированность и точность действий.

4

Консультативное

Индивидуально консультировать  родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика? »

Консультировать воспитателей  и родителей «Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

 Провести мастер-класс для воспитателей на тему:

«Формирование правильного звукопроизношения у детей

дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

5

Просветитель-ское

Знакомить со статьей  на сайте http://nsportal.ru «Значение и особенности

педагогической работы

по воспитанию

правильного звукопроизношения

у детей дошкольного возраста»

Организовать выставку для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей.(папки-передвижки, картотеки)

Подготовить рекомендации из книги Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой

Знакомить со  статьей  Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми” журнал “Логопед” №3/2011.

Модуль 3.Словарный запас.

         Задачи: Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка в процессе ознакомления его с

         окружающим;

        -обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений

        ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;

        -Обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, антонимами,

        метафорами, эпитетами, стихотворениями  Воронежских поэтов;

        -Усвоение детьми обобщений, понятий, основного и переносного значения слова;

       -Формирования навыков словообразования и т.д.

Этапы работы над словом

Методы

Приемы

Направления работы

1 этап – представление и первичная реализация лексических единиц включают в себя:

•        Знакомство с новым словом на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследование признаков предметов, их свойств, качеств; создание речевой ситуации и вызов коммуникативной интенции;

•        Уточнение произношения слова;

•        Перенос наименования на сходные предметы и их изображение.

2 этап – уточнение и расширение лексического значения слова включает в себя:

•        Создание лексико-семантических объединений слов, разнообразие этих связей (тематические, видо-родовые, синонимические, антонимические, отношения целого и части, родственные слова);

•        Использование различного иллюстративного материала и функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор;

•        Подбор и правильное употребление слов в процессе специальных лексических упражнений, бесед;

3 этап – активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование включает в себя:

•        Диалоги, подготовка к связным высказываниям;

•        Рассказывание, пересказ, драматизация.

1.Метод накопления детской речи

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

2.Методы на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны:

а) Работа с картинами

б) Рассматривание предметов, игрушек и живых объектов

в) Работа с художественной литературой

г) Дидактические игры

е) Лексические упражнения.

ж) Наглядное моделирование.

Работа с картинами

Рассматривание предметов, игрушек, живых объектов

Использование художественной литературы

Дидактические игры

Лексические упражнения

Наглядное моделирование

Использование ИКТ, ЭОР

1.Работа с различными частями речи                     (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

2.Формирование

Словообразование

3.Работа над родственными словами

4.Работа над синонимами и антонимами

Направления

Речевое  развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

Диагностическое

Изучать активный и пассивный словарь ребенка. Методика   Р.И. Лалаевой , М.И. Поваляевой.

Выявлять способности к объяснению значения слова. Методика   Р.И. Лалаевой, М.И. Поваляевой.

Наблюдение за использованием в речи слов в нужном значении.

Наблюдение  за  словарем ребенка в режимных моментах,  в ОД.

2

Разви-вающее

Развивать  разные стороны речи в специально организованных играх и занятиях.

Развивать способность детей к  словообразованию на основе наглядности, называть слова с противоположным значением. Формировать  понимание и употребление обобщающих понятий. Способствовать  пониманию семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.

Способствовать процессу усвоения ребенком слов одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам.(ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).

Формировать познавательную деятельность(мышление, память, внимание и др.)

Расширять объем словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности. Знакомить с новыми словами, вводить в пассивный и активный словарь новые слова, отражающих действия предмета, признаки предмета, качества предмета на основе произведений худ. Литературы.  Знакомить со словами синонимами, антонимами.

Развивать способность  уточнять и закреплять глаголы движения и т.д в ходе физминуток, динамических пауз.

3

Коррекци-онное

Способствовать пониманию обобщающих значений слов, формировать обобщающие понятия.

Сформировать понятие «слово» и умение оперировать им.

Стимулировать желание ребенка поделиться яркими впечатлениями об увиденном, рассказать об интересных событиях из окружающей жизни.

Способствовать  развитию умений

составления предложений с многозначными словами;

рисования на тему многозначного слова;

нахождения многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;

придумываниярассказов и сказок на тему многозначного слова.

4

Консульта-тивное

Оформить памятки для логопедического  уголка:

«Необходимый словарь, который родители должны активизировать в речи своего ребенка по пройденной лексической теме»

Консультировать родителей

Тема: «Обогащение словарного запаса детей через игру»

5

Просвети-тельское

 Консультировать «Методы и приемы обогащения словаря у детей дошкольного возраста»

Знакомить  со статьей» Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» http://www.maam.

Модуль 4

Фонетико-фонематическое  восприятие.

          Задача:  Способствовать приобретению  умений контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения

          собственной речи с речью окружающих.

          Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно

          разделить на шесть этапов:

          I этап — узнавание неречевых звуков.

         развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию

         слухового  внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

         II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

         учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

         III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

         IV этап — дифференциация слогов.

         учат различать слоги.

         V этап — дифференциация фонем.

         учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков,

         VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется

          развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

         IV этап

        формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Направления

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

Диагностическое

Исследование состояние физиологического слуха; дифференциации неречевых звуков.

Исследование слуховой памяти и понимание речи.

Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками

Исследование  фонематического анализа и синтеза (у детей старше 4 лет)

2

Развивающее

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

 Формировать  у детей умение  проговаривать игровую ситуацию.

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Развивать графомоторныенавыки через штриховку, настольно-дидактические игры.

3

Коррекционное

Уточнить произношение гласных звуков и согласных в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков  в игровой и свободной речевой деятельности.

Предоставить ребенку условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. 

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию).

Способствовать    преодолению фонетико-фонематических ошибок через развитие активной познавательной деятельности детей, формирования у них процессов наблюдений, сравнений,и обобщений в области речевых звуков.    


Развивать координированность и точность действий.

4

Консультативное

Консультировать «Профилактика речевых нарушений»

Выпустить  памятки: «Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Консультировать  «Фонетико-фонематическое развитие у детей».

5

Просветительское

Консультировать на сайте  логопеда «Профилактика речевых нарушений»

Игровой тренинг «Упражнения на развитие фонематического восприятия».

Модуль 5

        Лексико-грамматический строй речи.

        Развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий;

        формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые

        распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

       Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

       а) занятия по формированию словарного запаса;

       -активизация и обогащение словаря по теме;

       -описание предметов, особенностей строения;

       -называние действий с данными по теме предметами;

      -называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

      б) занятия по формированию грамматического строя.

      -упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

      -упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование

      относительных и притяжательных прилагательных) ;

      -употребление предлогов;

      -составление предложений разной структуры с постепенным усложнением. 

Направления

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

Диагностическое

Исследование словаря существительных; глагольного словаря, словаря прилагательных, подбора антонимов.

Исследование обобщающих понятий.

Исследование употребления глаголов и т.д. (см  сборник В.М. Акименко)

Исследование образования существительных И.п. мн.ч.; образования существительных в косвенных падежах; образование существительных род.пад. мн.ч.

2

Развивающее

Формировать умение ребенка понимать значения  грамматических форм.

Формирование  грамматических умений на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развивать умения  у детей создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях в  ситуациях  речевого общения 

Обогащать словарный запас, посредством накопления новых слов за счет расширения представлений детей об окружающем, а также развитие умения активно пользоваться  различными способами словоизменения и словообразования.

Развивать графомоторные навыки через штриховку, настольно-дидактические игры.

3

Коррекционное

Закреплять знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Улучшать культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить.

Упражнять детей  в повторении нужных грамматических категорий, через настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей на основе поговорок, чистоговорок, сказок.

Развивать координированность и точность действий.

 Способствовать правильному физиологическому и речевому дыханию.

4

Консультативное

Подготовить рекомендации «Роль дидактической игры в развитии лексико-грамматического строя дошкольников»http://www.logoped.ru/lusoav01.htm

Консультировать на сайте

Тема:  «Формирование грамматического строя речи

у дошкольников

http://nsportal.ru/

5

Просветительское

https://vscolu.ru/ «Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей»

http://www.maam.ru/

Электронный журнал «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи»

Модуль 6

Связная речь.  

          .Задача:  Формировать способность  у  детей высказывать свое отношение к окружающей действительности на

        основе    описательных рассказов с использованием различных типов предложений.

Направления

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

Диагностическое

Исследование пересказа.

Исследование составления рассказа  по сюжетной картинке.

Исследование составления рассказа  по серии сюжетных картинок.

2

Развивающее

Развивать умения  культуры речи: умение использования различной интонацией; умение регулировать громкость голоса и темп речи и т. Д; выдерживать дикцию; пользоваться монологической и диалогической речью.

Развивать способность выстроить монолог и диалог в ситуации речевого общения как со взрослыми так и с детьми.

Развивать у детей умение и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу);

использовать в речи сложно- подчиненные предложения

Формировать умение составлять текст описательного характера по картине.(н-р пейзажи натюрморт);  используя песенное творчество.

формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр, динамических упражнений.

3

Коррекционное

Закреплять умение составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами.

 Улучшать умения  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к взрослым, к детям.

 Содействовать развитию способностей декламировать стихотворения, потешки; составлять рассказ по картине, по серии картин

Развивать координированность и точность действий.

4

Консультативное

Консультировать «Формирование связной речи дошкольников.

Анкетировать  по проблеме «Речевое развитие детей».

5

Просветительское

Составить картотеку игр, направленных на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.

Оформить статью в логопедический уголок: «Сказка в развитии речи детей»

Знакомить с худ.литературой, со сборниками  стихотворений для развития речи.

Артикуляционная и      Звукопроизношение  Словарный   Фонетико-фонематическое Лексико-грамматический       Связная речь

Мелкая моторика.                                                     запас.                 восприятие.                              Строй

Месяц

№ п.п.

Лексическая тема

Формирова-

ние фонетичес-кой стороны речи

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Индивид. РП

Групповые РП

Индивид. РП

Групповые РП

Индивид. РП

Групповые РП

Сентябрь

1,2

Признаки осени. Деревья осенью.

Звук  [а]

3,4

Овощи на нашем огороде. Огород.

Звук  [у]

5,6

Мои любимые фрукты. Сад.

Звук  [и]

7,8

Лес. Грибы.

Звук [о]

Октябрь

9,10

Ягоды.

звук [э]

11,12

Одежда девочки и одежда мальчика.

Звук  [М]

13,14

Обувь.

Звук  [м’]

15,16

Игрушки.

Звук [Н]

Ноябрь

17,18

Посуда.

Звук [Н’]

19,20

Мебель. Части мебели.

Звук [П],[П’]

21,22

Грузовой и пассажирский транспорт.

Звук [Т]

23,24

Кем работает мой папа. Профессии на транспорте.

Звук [Т’]

25,26

Признаки зимы. Зимующие птицы.

Звук [К]

27,28

Домашние животные зимой.

Звук [К’]

29,30

Дикие животные зимой.

Звук [Х]

31-34

Зима. Зимние забавы. Новый год.

Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х]

Январь

35,36

Детский сад. Профессии.

Звук [Б]

37

Ателье.  Швея. Закройщица

Звук [Б’]

38

Стройка. Профессии .

Звуки

[Б] - [П]

39

Магазин. Продавец.

Звук [Д]

40

Почта.

Звук [Д']

февраль

41,42

Геометрические фигуры.

Звуки

[Т]-[Д]

43,44

Животные жарких стран.

Звук [Г]

45,46

Дикие животные холодных стран.

Звук [Г']

47,48

Наша армия.

Звуки

[Г]-[К]

Март

49,50

Мамин праздник.

Звук [С]

51,52

Весна. Приметы весны. Прилет птиц.

Звук [С']

53,54

Наше село, наша улица. Город.

Звук [З]

55,56

Я и моя семья. Человек.

Звук [З']

57,58

Музыкальные инструменты.

Звуки

[С]-[З]

Апрель

59,60

Растения в детском саду и дома.  Комнатные растения

Звук [ Ш]

61,62

Космос.

Звук [Ц]

63,64

Речные, озерные, аквариумные рыбы.

Звук [Ч]

65,66

Правила дорожного движения.

Звук [Л]

Май

67,68

Электроприборы.

Звук [Л']

69,70

Насекомые.

Звук [ Р]

71,72

Лето. (ст.гр).

Звук [ Р']

73,74

Школа, учебные принадлежности(подг.гр)

Звуки

[Р]-[Л]

75,76

Признаки лета. Полевые цветы.

Звук [Щ]

Июнь

77

В гостях у сказки. «Три поросёнка».

Повторение звуков.

78

«Доктор Айболит».

79

«Красная Шапочка».

80

«Колобок».

81

«Петушок и бобовое зернышко».

82

«Хоровод сказок» «Репка», «Теремок», «Волк семеро козлят».


         2.9.Взаимодействие с педагогами ДОУ  и родителями

        Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в образовательно-развивающую

        деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный

        руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей

        проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние

        и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги

        детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

        При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников

        образовательного процесса:

        Психолог:

        -        психодиагностика;

        -        выявление компенсаторных возможностей;

        -        тренинговые упражнения.

       Логопед:

        -        диагностика, постановка и автоматизация звуков;

        - фронтальные коррекционные занятия;

        -        индивидуальные коррекционные занятия;

        -        экскурсии, наблюдения;

        -        комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

        -        игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

        -        упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

        -        подвижные  игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

        -        игры на развитие пространственной ориентации;

        -        упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

        -        игры, упражнения на восприятие цвета и формы.

        -        развитие фонематического слуха;

        -        речевое и языковое развитие.

        Родители:

       -  игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

       - контроль над  выполнением домашних заданий;

       - контроль над правильным произношением ребенка;

       - выполнение рекомендаций всех специалистов;

         - закрепление навыков и расширение знаний.

       Музыкальный руководитель:

        -        элементы логоритмики;

        -        постановка диафрагмально-речевого дыхания;

        -        развитие координации движений;

        -        музыкотерапия;

        -        развитие общей и мелкой моторики.

       Воспитатель:

        -        автоматизация звуков;

        -        развитие фонематического слуха;

        -        расширение словаря;

        -        развитие связной речи.

       Инструктор по физической культуре:

        -        развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

        -        интеграция речевой и двигательной функции;

        -        развитие основных видов движения.

Основные направления работы учителя-логопеда       в 2017-2018 учебном году

Направления в работе

Содержание работы

сроки

результат

1

диагностическое

1.Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей (подготовительная к школе группа) в ДОУ, зачисление детей с нарушениями речи на дошкольный логопедический пункт; определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей, зачисленных на логопедический пункт, оформление речевых карт.

2.Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи, подлежащих зачислению на логопедический пункт

Сентябрь-май

В течение года, по запросу родителей

Заполнение необходимой документации

2

Развивающее

1.Развитие способности ребенка к речевому общению через подгрупповые занятия.

2.Ведение индивидуальных тетрадей детей.

В течение года

Календарно-тематическое планирование занятий

Рабочие тетради

3

Коррекционное

Индивидуально-подгрупповая логопедическая  непосредственная  образовательная деятельность по звукопроизношению и развитию фонематического слуха и восприятия (для всех детей)

В течение учебного  года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической ОД

4

Консультативное

Консультации для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах:

1.Обсуждение результатов логопедической, психологической  и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт,  на педагогическом совете ДОУ

Тема: «Взаимодействие логопеда и воспитателей ДОУ»

Индивидуальные консультации по итогам диагностики

Семинар – практикум «самомассаж в развитии мелкой моторики»

Рекомендации родителям «Формирование правильной речи»

«Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте».

«Дыхательная гимнастика»

Тренинг «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

« Советы родителям по обучению чтению»

«Развитие графомоторных навыков у детей предшкольного возраста»

Просмотр занятий по образовательной области «Речевое развитие», показ открытых логопедических занятий.

Сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

в течение года

Протокол педагогического совета, результаты диагностики

Выпуск методических рекомендаций

Анализ, самоанализ

5

Просветительское

1. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

2. Речевые игры с детьми по дороге в детский сад

3. Игры на развитие внимания, памяти и мышления.

4. Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

5.Играем пальчиками – развиваем речь.

6. Игры и упражнения на развитие связной речи  у детей 5-6 лет

В течение года

Печатные и электронные издания

 


  3.Организационный раздел.

  3.1. Структура организация образовательной деятельности

 Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида.

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в  

детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов образовательного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические индивидуальные и  подгрупповые  образовательные речевые практики (ОРП) проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои ОРП в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.

Количество ОРП: 2 раза в неделю (индивидуальные и микрогрупповые). Распределение ОРП по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.  СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта, функционирования дошкольных логопедический пунктов показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых ОРП, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7). В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Образовательные речевые практики  с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека). Основной формой являются индивидуальные  образовательные речевые практики(ОРП). Периодичность микрогрупповых и индивидуальных ОРП определяется учителем-логопедом.

Индивидуальные - основная цель  - подбор комплексных упражнений, направленных на углубленное развитие звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Преобладающей формой образовательно- развивающей  работы являются индивидуальные занятия.

На индивидуальных ОРП с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых ОРП.

Микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи.

Задачи и содержание микрогрупповых ОРП:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.    

На микрогрупповых ОРП по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых ОРП по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На ОРП по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

3.2.Нагрузка логопедической работы

Планирование работы в логопедическом пункте учитель-логопед осуществляет в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает работу по коррекции речи от 20 до 25 детей в течение года. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 астрономических часов, из которых 15- 16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями. Графики работы логопедического пункта и учителя-логопеда утверждаются руководителем учреждения.

Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность одного индивидуального занятия составляет 15-20 минут. Подгрупповое занятие проводится в соответствии с санитарными правилами и нормами и составляет:

- для детей 3-4 лет - 15 мин.,

- для детей 4-5 лет – 20 мин.;

- для детей 5-6 лет – 25 мин.,

- для детей 6-7 лет – 30 мин.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР IV ур.р.,  осуществляется из расчета по 2 ОРП  в неделю (звукопроизношение + связная речь) Всего  76 ОРП в год. + 6 ОРП В июне на закрепление пройденных тем.

3.3.Перечень нормативно-методических документов

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих  деятельность   учителя-логопеда ДОУ:

1.    Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4)

2.    Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2 (Приложение 5) – Вестник образования. 2001. № 2

3.    Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288

4.    Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288, в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212). Вестник образования. 2000. № 10

5.    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995г. № 677с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями от 14 февраля 1997г. № 179, от 23 декабря 2002 г. № 919)

6.    Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997г. № 1204, с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002г. № 919)

7.    Инструктивное письмо от 02.07.1998 г № 89/ 34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»

8.    Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65 / 23-16

3.4. Материально-техническое обеспечение программы

1.Методическая литература учителя - логопеда

1.        Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структу-ры слов у детей.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.

2.        Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М.: Просвещение, 1971г.,

3.         Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.

4.        Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношщения у де-тей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.;

5.        Залмаева  Р.А.  «Сам  себе  логопед», СПб, «XXI век»  1997 г.

6.        Каше  Г.А. « Подготовка  к  школе  детей  с  недостатками  речи», М., «Просвещение», 1985г.,

7.         Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое по-собие. – СПб.: КОРОНА, 2004.

8.        Максаков  А.И.  «Правильно  ли говорит  ваш  ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,

9.        Лопухина И.С. Логопедия.

10.        Нищева Н.В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

11.         Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольно-го возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

12.        Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М.: Айрис-пресс, 2006.

13.        Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Моза-ика-Синтез, 2006.

14.        Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

15.        Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

2. Рабочие тетради.

1.Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.- Ярославль: Академия разви-тия, 1996.

2.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. И др.

3.Демонстрационные материалы        

1.Таблицы с изображением артикуляционных профилей для постановки звуков

2.Картинки – символы артикуляционных упражнений

3.Фотографии правильных артикуляционных укладов

4.Кукла – игрушка

5. Рабочие тетради с упражнениями для постановки разных групп звуков.

4.Дидактические пособия

1.Картотека предметных картинок

2.Картотека упражнений для развития общей моторики, координации речи с движением

3.Дидактические игры для автоматизации звуков («Улитка», «Счёты», «Пирамидка», «Жёлуди для кабанчика», «Лото-мозаика», «Счётные палочки»)

4. Игры для развития мелкой моторики ( пазлы, шнуровки, штриховки, игры с крупами, с бусинами, с пуговицами, с прищепками, суджок)

5. Игры для развития дыхания (бабочки, пушинки, осенние листья, снежинки, мыльные пузыри)

6. Диски с мультимедийными  презентациями по программе        На каждый звук (речевой материал подобран таким обр-зом, чтобы данный звук находился в разных позициях в слове: начало, середина, конец)

5.Раздаточный дидактический материал

1.Индивидуальное развитие детей в дошкольных

2.Рассказы  в картинках:                

3.Рабочие тетради:                

Иллюстрированные альбомы:        

6.Специальное оборудование        

1.Зеркало большое, настенное.

2.Зеркала индивидуальные.

3.Медицинские одноразовые шпатели.

4.Ватные палочки.

5.Бумажные салфетки.

7.Учебное оборудование

1.Стол учительский.

2.Магнитная доска.

3.Столы детские.

4.Стул учительский.

5.Стулья детские

6.Шкаф книжный

4. Заключение. Перечень литературы:

4.1. Литература для родителей:

1.Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

2.Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.

3.Блисковская Ю., Грозовский М., Ворламова Н. Азбука. — М.: Росмэн, 2009.

4.Бортникова Е. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: Литур, 2006.

5.Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М., 1999.

6.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2001.

7.Жукова Н. С. Букварь. — М.: ЭКСМО, 2008.

8.Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.

9.Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4—5лет. — М.: Ювента, 2007.

10.Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет. — М.: Ювента, 2008.

11.Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. — М.: Ювента, 2001.

12.Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Ювента, 2007.

13.Скворцова И. В. Логопедические игры. — М.: ОЛМА, 2008.

14.Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. — М.: Книголюб, 2007.

15.Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. — М.: Книголюб, 2005.

16.Теремкова Н. Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. — М.: Гном, 2007.

4.2.Список  используемой литературы

1. Ушакова, О.С. . Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.– М.: «Владос», 2004 – 288с. 10000экз. – ISBN 5 – 691- 00871 – 4.

2. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений\ Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук. – М.: Просвешение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5.

3. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М. :Просвещение, 2007 – 224с.: ил. – 7000 экз. – ISBN 978 – 5 – 09 – 015434 -5.

4. Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС»  2006. – 506с. ISBN 5- 85921 – 568 -1

5. 24. Урунтаева,  Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника[текст]\ Г.А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. -  96 с.1000экз.

6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева, М.М, Яшина,В.И.- М.: Изд. центр "Академия", 1999.- 560 с. 35000экз. - ISBN 5-7695-0438-2

7.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. ,Программа  обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.

8.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвеще-ние, 2008г.

9.        Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

10.        Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

11.        Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

12.        Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

13.        Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

14.        Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

15.        Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

16.        Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [л]. – М.: Айрис-пресс,2006.

17.        Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [р]. – М.: Айрис-пресс,2006.

18.        Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [с]. – М.: Айрис-пресс,2006.

19.        Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедиче-ской группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

20.        Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

21.        Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.

22.        Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

23.        Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. И т.д.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...