Мастер- класс для родителей «Игровые приемы при постановке звуков у дошкольников с нарушениями речи»
консультация
- Знакомство родителей с игровыми приемами постановки и автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения.
- Выработка правильной артикуляционной позы для постановки звуков [Л] и [Р].
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие дыхания и голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_pri_postanovke_zvukov_u_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для родителей
«Игровые приемы при постановке звуков у дошкольников с нарушениями речи»
ЦЕЛИ:
- Знакомство родителей с игровыми приемами постановки и автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения.
- Выработка правильной артикуляционной позы для постановки звуков [Л] и [Р].
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие дыхания и голоса.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные
- учить слушать, слышать, понимать инструкцию;
- развивать подвижность органов артикуляции;
- упражнять в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навык слуховой, моторной памяти;
- формировать мотивацию к учебной и игровой деятельности;
- развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий, осуществлять самоконтроль за поведением и речью;
- упражнять в умении работать в коллективе;
- развивать двигательную активность, координацию движений, чувство ритма.
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.
НЕОБХОДИМОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Колпачки для снеговиков, музыкальное сопровождение, зеркала (по количеству детей), трикотажная перчатка «веселый язычок» (по количеству детей), игрушки для поощрения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Лексическая тема «Новый год»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пархомчук Г.С., Домашний логопед: исправляем звукопроизношение, читаем и пишем правильно. – С-Пб.: Вектор, 2008. – 206 с.
2. Мухина А.Я., Речедвигательная ритмика. - М.: Астрель, 2010. - 125 с.
ХОД МАСТЕР- КЛАССА:
1. Организационный момент.
2.Развитие артикуляционной моторики.
3. Постановка звуков.
4. Развитие дыхания и голоса.
5. Упражнения для кончика языка.
6. Подведение итогов занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, к какому празднику мы все готовимся? (К встрече нового года).
Да, перед Новым годом у всех полно хлопот, а больше всего их у Деда Мороза. Как много подарков он должен приготовить и привезти детям и взрослым. В одиночку Дед Мороз не справился бы с этим. У него есть хорошие помощники – веселые снеговики. Они живут на дальнем севере и сейчас очень заняты, поэтому сегодня мы с вами станем веселыми снеговиками. Вы готовы? Начинаем.
Раз, два, три, четыре, пять
– Начинаем превращать
Всех ребяток – шалунов
В маленьких снеговиков.
(Надеть детям колпачки или шапочки снеговиков)
А теперь пора начинать работу – подготовку к Новому году. Веселые снеговики перед работой делают гимнастику. А для чего нужна гимнастика? (Чтобы стать сильными и ловкими)
Идем на спортплощадку для снеговиков перекрестным шагом (подойти к столам, на которых стоят зеркала – отдельное на каждого ребенка).
2. Развитие артикуляционной моторики.
Сейчас мы сделаем артикуляционную гимнастику. Для этого сядем за столы и подвинем к себе зеркала. Помогут нам ловкие язычки (надеть на руку каждого ребенка язычок из трикотажа)
Дети под музыку выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их определенными движениями руки - элементами биоэнергопластики:
1). «Улыбочка – трубочка»
2). «Качели»
3). «Часики»
4). «Вкусное варенье»
5). «Парус»
6). «Покрасим потолок»
7). «Лошадка»
Язычки славно потрудились, а теперь пусть отдохнут.
3. Постановка звуков.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
Для того, чтобы доставить новогодние подарки детям даже в самые отдаленные уголки, нужен разный транспорт: сани с оленями, машины, пароходы и, конечно, самолеты.
«Самолеты»
Для того, чтобы самолеты летали хорошо, им необходимы ремонт и техобслуживание. Сейчас мы разделимся на пилотов и техников.
«Пилоты» - дети, у которых автоматизируем звук Л и ставим Р, а «техники» – те, у кого автоматизируем только Р)
Текст | Движения руками | Звукоподражания |
Самолеты загудели. | Вращать руки, сжатые в кулаки и согнутые в локтях. | Выполняют «техники»: Д-ррр, д-ррр, дрррр… |
Самолеты полетели. | Расставить в стороны выпрямленные руки – «крылья самолетов» | Выполняют «летчики»: «ЛЛЛ.., ЛЛЛ…, ЛЛЛ…» |
Все летели и летели. | Расставить в стороны выпрямленные руки – «крылья самолетов» | Самолеты летят и гудят: «Л-а, л-ы, л-э…» |
И на землю тихо сели. | Присесть на корточки. | «Л-Л-Л…» |
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Самолеты проверили, они исправны. Подарки будут доставлены вовремя. А теперь пора и о новогодней елочке позаботиться, давайте вместе ее нарядим!
Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Текст | Движения руками | Движения языком (Стучать кончиком языка в альвеолы за верхними зубами) |
Наступает Новый год! | Хлопаем в ладоши | Да – да – да, Да – да – да |
Дети водят хоровод. | Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу | Та – та – та, Та – та – та. |
Висят на елке шарики, | Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар | Да – дэ – да, Да – дэ – да |
Светятся фонарики. | Сжимать и разжимать пальцы на руках – вспыхивают и гаснут фонарики. | Та – тэ – та, Та – тэ – та |
Вот сверкают льдинки, | Указывать в разные стороны указательным пальцем одной руки. | Дад – дад –дад, дад- дад – дад. |
Кружатся снежинки. | Легко и плавно двигать кистями | Тат – та – тат, тат –тат – тат. |
В гости дед Мороз идет, | Пальцами шагать по коленям. | Так – так – так, Так – так – так. |
Всем подарки он несет. | Хлопать в ладоши | Да – да – да, Да – да – да |
Чтоб подарки сосчитать, | Хлопать по коленям, одна рука — ладонью вверх, другая — ладонью вниз, а затем поменять руки. | Та – да, Та – ды, Та – дэ |
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. | По очереди массировать каждый палец колечками от су- джока. | Тад – да – да – да, Тэд – дэ – дэ – дэ, Тыд – ды – ды – ды |
4. Развитие дыхания и голоса.
А теперь посмотрим, вы то готовы к Новому году? Как мы встречаем Новый год? (Ответы детей).
Да водим хоровод вокруг елочки и поем песни.
Чтобы звонко песню спеть,
Нужно многое уметь,
Нужно голос развивать,
И его тренировать.
Пение гласных звуков – речедвигательная ритмика.
1. Исходное положение для всех упражнений: встать прямо, ноги слегка расставить.
«А»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить А-А-А, «раскрывая» вытянутые прямые руки в стороны. Повторить 2-3 раза.
«О»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить О-О-О, описывая руками большой овал снизу- вверх. Повторить 2-3 раза.
«У»: Подпрыгнув, выдвинуть на обеих руках указательные пальцы. Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить У-У-У, вытягивая руки вперед (кажется, что губы тянутся за пальцами). Повторить 2-3 раза.
«А – О – У»: Соединить вместе пение и показ жестами А – О – У. Переход от одного звука к другому осуществляется плавно. Все три звука произносятся на длинном выдохе. Повторить 2-3 раза.
«И»: Подпрыгнув, выдвинуть на обеих руках указательные пальцы. Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить И-И-И, вытягивая руки вверх и становясь на носочки. Повторить 2-3 раза.
«Э»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить Э-Э-Э, изображая руками жест силача (руки через стороны вверх и на плечи). Повторить 2-3 раза.
«Ы»: Вдохнуть воздух через нос и на выдохе длительно произносить Ы-Ы-Ы, слегка согнув ноги в коленях и развернув согнутые в локтях и сжатые в кулаки руки от себя. В области нижней челюсти ощущается напряжение. Повторить 2-3 раза.
«И-Э-Ы» Соединить вместе пение и показ жестами И – Э – Ы. Переход от одного звука к другому осуществляется плавно. Все три звука произносятся на длинном выдохе. Повторить 2-3 раза.
Пропеть А – У – О – И – Э – Ы, сопровождая соответствующими жестами. Переход от одного звука к другому осуществляется плавно. Все шесть звуков произносятся на длинном выдохе. Повторить 2-3 раза.
5. Упражнения для кончика языка.
Вот теперь вы готовы петь песенку «В лесу родилась елочка» на «языке барабанов».
Кончик языка стучит в альвеолы, песенку поем в полголоса.
Упражнение «Песня Барабанов» Мелодия песни «В лесу родилась елочка» хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам – бугоркам во рту за верхними зубами. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка.
Чтоб у елки не скучать, будем весело болтать.
«Болтушка».
Дети делают упражнение «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р].
И, конечно, Деду Морозу надо будет рассказать новогоднее стихотворение. Мы его тоже расскажем на ««языке барабанов».
Кончик языка стучит в альвеолы, рассказываем в полголоса.
«Стихи на языке барабанов»
Рассказывать знакомое детям стихотворение, вместо слов применяя сочетания звуков,
Наша елка велика, | ТА, ТА, ТА, ТА… ТО, ТО, ТО, ТО… |
Как блестит ее наряд, | ТУ, ТУ, ТУ, ТУ… ТЫ, ТЫ, ТЫ, ТЫ… |
Будем весело плясать, | ТА – ТЭ, ТА – ТЭ, ТА – ТЭ… ТО – ТЫ, ТО – ТЫ, ТО – ТЫ… |
6. Подведение итогов занятия.
Вы – молодцы, хорошо подготовились к встрече Нового года.
Пора обратно в детей превращаться.
Раз, два, три, четыре, пять
– Начинаем превращать
Маленьких снеговиков.
В вас – ребяток-шалунов
(Снять колпачки).
А теперь – сюрприз от Деда Мороза – «волшебный мешочек». (Дети по очереди достают подарки из мешочка)
7. Ответы на вопросы гостей по ходу занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»
в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах нашей станицы»
повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....
Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»
Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города» ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»...