Рабочая программа кружка по развитию речи «Словотворчество»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryashova._programma_kruzhka.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 1 «Муравейник»
Рабочая программа
кружка по развитию речи
«Словотворчество»
Воспитатель:
Кудряшова Екатерина Геннадиевна
Коломенский г.о.
2018 -2019г.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в 2 недели (в субботу). Продолжительность занятий 20-25 минут. Курс занятий с 01 сентября по 30 апреля.
Ожидаемые результаты:
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью
- Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах
- У ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Программное содержание:
№ | Тема | Цель | Средства реализации |
Сентябрь | |||
1. | «Здравствуй, осень!» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку» |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. |
Октябрь | |||
3. | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток. |
4. | «Дары осени» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. |
Ноябрь | |||
5. | Пересказ сказки | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации. |
6. | Закрепление обобщающих понятий | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение слов. | Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки. |
7. | Формирование навыков диалогической речи. | Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. | Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла. |
Декабрь | |||
8. | «Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка» |
9. | «Моя малая Родина» | Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. | ИКТ: виртуальное путешествие по городу Коломна Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра: «Замри» |
Январь | |||
10. | Рассказывание по картине | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. | Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока». |
11. | «Вежливые слова» | Продолжать развивать диалогическую речь. | Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок. |
Февраль | |||
12. | Разучивание стихотворения | Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково» |
13. | «День защитников Отечества» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки». |
Март | |||
14. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
15. | «В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда. |
Апрель | |||
16. | Описание предметов по их признакам | Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). | Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики. |
17. | «Как зайчонок нашёл маму» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
18. | «День Победы!» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид издания |
Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. | «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» | Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г. | Программа |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Развитие речи детей 4-6 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. | Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. | Методическое пособие |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Методика развития речи детей дошкольного возраста» | Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г. | Методическое пособие |
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи:Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийная презентация: «Виртуальное путешествие по городу Коломна».
Игры по развитию речи
Игры дидактические | Игры сюжетно ролевые | Игры подвижные, игровые упражнения |
«Составь картинку» «Что у человека по два» «Вершки-корешки» «Из чего салат?» «Вершки-корешки» «Что из чего?» «У кого кто?» «Кто чем питается?» «Похож – не похож» «Скажи ласково» «Где спрятался звук «с» «Помоги Солнышку» «Ласковые слова» «Четвертый лишний» «Кем быть» «Кому нужны эти вещи?» «Расскажи о профессии военного» «Какая мама?» «Назови детёныша» «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания» «Умывайся правильно» «Связующая нить» «Собери из частей целое» | «Дочки – матери» «Овощной магазин» «Как зайчонок маму искал» «Шофёры» | Физминутки: «Мы капусту рубим» «Зайцы скачут» «Солнышко» «Засолка капусты» «Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка» «Замри» «Куклы» «Солнечные зайчики» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» «Что изменилось? » «Самолёт» «Акула» «Ровным кругом» «Светофор» «Небо, море, земля, рельсы» «Горелки» |
Материально-техническое обеспечение.
№ | Наименование тематических уголков в группе | Перечень основного оборудования |
1. 2. 3. | Театральный уголок Уголок детской художественной литературы. Уголок безопасного дорожного движения. | Ширма. Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др. Атрибуты и декорации к сказкам. Маски, маски-шапочки к сказкам. Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания. Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Рабочая программа кружка по развитию речи "Говорушки"
для воспитанников средней группы...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"
Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...