Рабочая программа кружка по развитию речи «Словотворчество»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 1 «Муравейник»
Рабочая программа
кружка по развитию речи
«Словотворчество»
Воспитатель:
Кудряшова Екатерина Геннадиевна
Коломенский г.о.
2018 -2019г.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в 2 недели (в субботу). Продолжительность занятий 20-25 минут. Курс занятий с 01 сентября по 30 апреля.
Ожидаемые результаты:
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью
- Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах
- У ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Программное содержание:
№ | Тема | Цель | Средства реализации |
Сентябрь | |||
1. | «Здравствуй, осень!» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку» |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. |
Октябрь | |||
3. | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток. |
4. | «Дары осени» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. |
Ноябрь | |||
5. | Пересказ сказки | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации. |
6. | Закрепление обобщающих понятий | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение слов. | Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки. |
7. | Формирование навыков диалогической речи. | Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. | Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла. |
Декабрь | |||
8. | «Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка» |
9. | «Моя малая Родина» | Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. | ИКТ: виртуальное путешествие по городу Коломна Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра: «Замри» |
Январь | |||
10. | Рассказывание по картине | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. | Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока». |
11. | «Вежливые слова» | Продолжать развивать диалогическую речь. | Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок. |
Февраль | |||
12. | Разучивание стихотворения | Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково» |
13. | «День защитников Отечества» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки». |
Март | |||
14. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
15. | «В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда. |
Апрель | |||
16. | Описание предметов по их признакам | Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). | Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики. |
17. | «Как зайчонок нашёл маму» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
18. | «День Победы!» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид издания |
Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. | «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» | Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г. | Программа |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Развитие речи детей 4-6 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. | Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. | Методическое пособие |
Ушакова О.С., Струнина Е.М. | «Методика развития речи детей дошкольного возраста» | Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г. | Методическое пособие |
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи:Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийная презентация: «Виртуальное путешествие по городу Коломна».
Игры по развитию речи
Игры дидактические | Игры сюжетно ролевые | Игры подвижные, игровые упражнения |
«Составь картинку» «Что у человека по два» «Вершки-корешки» «Из чего салат?» «Вершки-корешки» «Что из чего?» «У кого кто?» «Кто чем питается?» «Похож – не похож» «Скажи ласково» «Где спрятался звук «с» «Помоги Солнышку» «Ласковые слова» «Четвертый лишний» «Кем быть» «Кому нужны эти вещи?» «Расскажи о профессии военного» «Какая мама?» «Назови детёныша» «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания» «Умывайся правильно» «Связующая нить» «Собери из частей целое» | «Дочки – матери» «Овощной магазин» «Как зайчонок маму искал» «Шофёры» | Физминутки: «Мы капусту рубим» «Зайцы скачут» «Солнышко» «Засолка капусты» «Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка» «Замри» «Куклы» «Солнечные зайчики» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» «Что изменилось? » «Самолёт» «Акула» «Ровным кругом» «Светофор» «Небо, море, земля, рельсы» «Горелки» |
Материально-техническое обеспечение.
№ | Наименование тематических уголков в группе | Перечень основного оборудования |
1. 2. 3. | Театральный уголок Уголок детской художественной литературы. Уголок безопасного дорожного движения. | Ширма. Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др. Атрибуты и декорации к сказкам. Маски, маски-шапочки к сказкам. Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания. Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"
Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...