ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии на тему

Шаробарова Валентина Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.

        Грамматический строй речи – это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т.е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.

        Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая существующие нормы и правила языка, ребёнок допускает в своей работе многочисленные грамматические ошибки. Поэтому в систему речевой работы с детьми дошкольного возраста входит работа по формированию грамматически правильной речи.

        При формировании грамматически правильной речи ребёнка следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.

        По словам известного педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского, грамматика – это логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое–то общее значение.

        Задачи по формированию грамматического строя речи рассматриваются в трёх направлениях:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

        

Формирование грамматически правильной речи осуществляем двумя путями:

  • В обучении на занятиях.
  • В воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

На занятиях дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Обучение детей грамматическим навыкам педагоги проводят как часть занятия по речевому развитию на материале занятия.


        На занятиях по другим разделам программы, также возможно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм, например на занятии по математическому развитию упражнять в правильном сочетании числительных и существительных.

        Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. В связи с этим педагоги стремятся, чтобы их речь была культурной и грамотной.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи:

        К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Дидактические игры, игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала (в старших группах) – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки с игрушками. Вначале режиссером бывает сам педагог, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода представляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы»

- У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

- Из чего Машины друзья будут пить чай? (из чашек)

- Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (блюдец)

- Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? И так далее…

- Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

- Зайка сядет на стул, Мишка – на диван …

Ушинским разработаны образцы упражнений для «первоначального учения родному языку»

На словообразование:

Гнездо птицы, или птичье гнездо,

Хвост лошади, или …

Хвост лисицы, или…

Верность собаки, или …

Лапки лягушки, или …

Лапа медведя, или …

Морфология:

А) железо тяжело, но свинец еще тяжелее (сравнительная степень прилагательных)

лошадь высока, но верблюд еще …

белка хитрая, но лисица еще …

месяц светит ярко, а солнце …

груша сладка, а мед еще …

Синтаксис:

А) копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

Б) собирал грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

        Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

        Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Методические приемы:

        Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

        Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи.

Снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу.

Надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.

        Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и другие.

        Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы.

        Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.

Исправление грамматических ошибок.

Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.

Основные е положения методики исправения ошибок можно сформулировать следующим образом:

  • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
  • Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
  • Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
  • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, подругому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
  • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
  • В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
  • При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.

        Сформированный грамматический строй речи непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т.п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений. 
        Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще- речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Хотелось бы закончить свое выступление такими словами:

        Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....

Конференция пап «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

      Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод пра...

Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительно...