Семинар для педагогов «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примеры грамматических ошибок в речи детей. 1 . Неправильное окончание имен существительных. 2. Склонение несклоняемых существительных. 3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. 4. Изменение рода существительных. 5. Образование глагольных форм. 6. Неправильная форма причастий. 7. Образование сравнительной степени прилагательного. 8. Окончание местоимений в косвенных падежах. 9. Склонение числительных.
Причины грамматических ошибок у дошкольников общие психофизиоло- гические закономерности развития ребенка трудности овладения грамматическим строем языка состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия речи неблагоприятное влияние окружающей речевой среды ограничен запас знаний об окружающем мире и объемом словаря недостаточные внимание к детской речи
Пути формирования грамматически правильной речи у детей создание благоприятной языковой среды; специальное обучение ; практика речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Специальное обучение Специальные занятия. Часть занятия по развитию речи: грамматические упражнения проводятся на материале занятия; грамматические упражнения могут быть частью занятия. 3. Часть занятия по другим разделам программы
Рассматривание картины «Собака со щенятами»
Методы формирования грамматически правильной речи Методы Дидактические игры Игры-драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок.
Методические приемы для обучения грамматическим навыкам Образец Объяснение Сравнение двух форм Повторение Создание проблемной ситуации Подсказ нужной формы Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.
Игра “Назови ласково”. Например: индюк – индюшонок и т.д.
Игра “Чего не хватает”. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина, часы.
Игра “ Угостим животных ” Предложите ребенку накормить животных и тем самым вспомните, кто, чем питается. Рассмотрите внимательно картинки и определите где, чья пища.
« Приготовим сок». «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д. «Волшебные очки» . «Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор»
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п. Подбирать слова: Шить ... платье, штопать ... носки, завязывать ... шнурки, вязать ...шарф, мычит … корова, ржет … лошадь, удочка нужна … рыбаку, указка нужна … учителю, кисточка нужна ... художнику, швейная машина - … швее, весы - … продавцу, ружье - … охотнику.
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. «Что ночью пропало, а утром видно встало?» Детям предлагается вспомнить, представить что можно видеть из окна утроим и это «пропадает» ночью. Утром видно…(деревья), ночью не видно …(деревьев). Утром видно …(листья), ночью не видно…(листья). Утром видно … (ветви), ночью не видно … (ветвей). Утром видно … (машины), ночью не видно … (машин).
«Исправь ошибки» Детям предлагается прослушать предложения, определить все ли в них правильно, и исправить ошибки. Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Дым валит с трубы. Кошка вылезает под шкафа. Из дерева опадают листья. Лодка плыла от берег и . Малыш подбежал к сестр ы . Кресло стоит у диван ы . На трубы вьется дым. Бабушка приехала с деревни.
Уровень моих знаний «О ЧЕМ?» - «слышал звон, да не знаю, где он «О ЧЕМ? ЧТО?» «знаю, но сказать пока не могу» «О ЧЕМ? ЧТО? КАК?» - «Знаю и могу ответить на вопрос» «О ЧЕМ? ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?» - «Знаю и могу высказать свое мнение по проблеме»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов...
Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самосто...
Конференция пап «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод пра...