Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией
статья по логопедии на тему
Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В статье описана работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_dyhanii.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование физиологического и речевого дыхания
детей дошкольного возраста с речевой патологией
Наталия Александровна Кораблева,
учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад № 130» г. Чебоксары
Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, снижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12 % чаще, чем люди с сильной нервной системой.
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – формирование правильного дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности, что необходимо как для детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для детей, имеющих нарушения звукопроизношения. У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и, как следствие речь приглушена: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, это часто приводит к нарушению плавности речи (ребёнок вынужден добирать воздух посередине фразы).
Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
В своей работе по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией решаю следующие задачи:
1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
В процессе занятий дети получают знания о том, что: дышать надо носом; нельзя поднимать плечи при вдохе; в дыхании должен активно участвовать живот. Использую следующие игры и упражнения: надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка), поиграем животиками. Необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребенка. Рекомендуется не повторять упражнения более 2-3 раз подряд без перерыва с целью избежания перегрузки дыхательного центра и возникновения десинхронизации ритмов мозга или судорог (особенно при повышенной судорожной готовности). Чаще всего применяю упражнения: «Ветерок», «Одуванчики» – упражнения помогают выработать у ребенка плавный и длительный, а так же резкий и короткий ротовой выдох.
2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
На занятиях дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха. Использую следующие игры и упражнения: «Воздушный футбол», «Листопад», «Лети, перышко». Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: наматывание нитки на клубок; поднесение тыльной стороны ладони ко рту; движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали.
3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
Внимание детей направляю на звучание голоса в процессе выдоха. На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем – согласные звуки.
4. Развивать речевое дыхание.
Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. В начале обучаю детей в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов. Для упражнений использую только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети «поют» двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).
5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
Дети повторяют пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Как звукоречевая гимнастика, используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением и пением песен.
Работу по воспитанию речевого дыхания провожу с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, используя игровой метод, который предполагает включение различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.
Таким образом, физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием. Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
Литература:
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.
2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005, №2.
3. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2004.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....
«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»
Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного в...
Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией
Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....