Работа учителя-логопеда с леворукими детьми.
консультация по логопедии на тему
Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворукм мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_logopeda_s_levorukimi_detmi.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Во все времена развития человечества леворукие люди вызывали особый интерес и настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. Можно предполагать, что предубеждения складывались от незнания и непонимания биологических механизмов леворукости, а также – от неприятия многообразия индивидуальных различий детей, нежелания принимать эти особенности как данность, которую не нужно и нельзя переделывать.
Преимущественная активность правой и левой руки не является прихотью человека, не зависит от желания его самого или окружающих, а является одним из важнейших нейробиологических свойств, отражением мозговой организации психической деятельности человека.
В России примерно 20-25% леворуких детей. Согласно статистическим данным количество таких детей постоянно растёт.
Леворукие – неоднородная группа. По происхождению леворукости детей можно разделить на следующие группы:
- дети с генетически закрепленной леворукостью, (т.е. те, где имеет место наследственный фактор);
- дети с компенсаторной леворукостью (т.е. те дети, у которых компенсации возникают при дисфункции в развитии мозга);
- дети с механической леворукостью (если правая активная рука была повреждена в самый деятельный возраст, когда ребенок только начинает использовать руку для различных манипуляций. И если в этот момент рука травмирована и долго болит, то ребенок начинает работать более активно левой рукой). [1]
Есть еще социальные варианты – например, если в семье все леворукие, то ребёнок, даже имея активную правую руку, будет пользоваться левой рукой (по подражанию).
Из 20-25 левшей – 9-11% - с генетической леворукостью, остальная половина – с компенсаторной леворукостью.
Причины леворукости.
- генетическая (леворукость может передаваться по наследственности из поколения в поколение, либо через поколение, как по мужской, так и по женской линии);
- неблагополучное течение беременности и родов (физические, психические травмы матери, угрозы выкидыша, стремительные/ затяжные роды, большой безводный период, асфиксия вследствие обвития пуповиной и т.п.);
- травма в ходе физического развития (до 1 года наличие травмы правой руки, тяжёлые заболевания, операции);
- социальная (по поражанию и.т.п.) [1]
В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности:
Левое полушарие Правое полушарие
1. Конкретное мышление 1. Абстрактное мышление
2. Математические вычисления 2. Образная память
3. Сознательное 3. Бессознательное
4. Правая рука 4. Левая рука
5. Речь 5. Ритм, воспр. музыки, интонации
6. Правый глаз 6. Левый глаз
7. Чтение и письмо 7.Ориентировка в пространстве
8. Двигательная сфера 8. Чувственная сфера [2]
Главная проблема левшества состоит в особенностях сочетания асимметрии левого и правого полушарий головного мозга. Функции полушарий левши не являются зеркальными по отношению к мозгу правши. У левшей связи между полушариями менее жёсткие, чем у правшей. Левши демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой стороны, более медленное формирование навыков деятельности, требующих взаимодействия обоих полушарий.
Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития (нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя речи, несформированность обобщающих понятий, трудности классификации, зеркальность письма, ошибки при чтении, заикание и т.д.), у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства.
Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития, не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе. Так как, леворукие дети — неоднородная группа, то и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.[3]
Дети с ведущей левой рукой, имеющие различные речевые нарушения, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с обязательным участием родителей.
Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения включает в себя:
1)Правильное оборудование рабочего места леворукого ребёнка:
Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь, а также организовать его рабочее место.
- Правильная поза при письме: сидеть прямо; опираться спиной на спинку стула; не касаться грудью стола; ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
- Способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
- Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.
- Свет при письме должен падать с правой стороны.
- Необходимо «маркировать» ведущую руку при помощи браслета или часов, если ребенок затрудняется в определении правой и левой руки. [4]
2) Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений:
Леворуким детям, имеющим нарушения речи, свойственны особенности функционального развития. Такие дети хуже справляются с зрительно-пространственными заданиями; испытывают трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения; восприятия (понимания) речи. Поэтому очень важно заранее подготовить ребёнка к школе. Это очень сложный процесс, включающий в себя не только развитие тонко координированных действий руки, но и речевое развитие, развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.
- Для постановки и автоматизации звуков у детей левшей, целесообразно использовать игры с опорой на зрительный анализатор. Это выбор заданных букв из ряда других, нахождение точечного рисунка на определенный звук и обведение его по контуру. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Составление коллажей с вырезанными картинками на автоматизированный звук.
- Для развития связной речи полезно составлять рассказы по серии сюжетных картинок, которые ребенок разложит сам, соблюдая направление слева направо. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.
- Для синхронизации межполушарного взаимодействия на физкультминутках во время логопедических занятий полезно выполнять упражнения на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. При использовании логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.
- При чтении, чтобы избежать потери строки и попыток читать справа налево или из середины текста, ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, левша может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
- Необходимо учить леворукого ребенка ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.
3) Взаимодействие логопеда с родителями леворуких детей с нарушениями речи.
Важно подключить к коррекционному процессу родителей детей с ведущей левой рукой, грамотно объяснить им, что не стоит пугаться трудностей, с которыми им придётся столкнуться. Во-первых, эти трудности преодолимы, - просто они потребуют большей родительской заботы и внимания к ребёнку. Во-вторых, нужно помнить о том, что подобные речевые трудности могут быть не связаны с леворукостью и переучивание малыша ещё больше усложнит ситуацию. Кроме того, время идёт, и нужно успеть до школы помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности. Дорог каждый день.
Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.
Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире. Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны его ближайшего окружения (родителей, воспитателей, учителей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001
2.Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”, М., 1995. - 203с.
3.Стаханова Т.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей // Практический психолог.М., 2005- с. 95
4. Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша. Для детей 4-6 лет. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы коммуникации в работе учителя-логопеда с «без речевыми» детьми.
Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Совместная работа учителя -логопеда и психолога с детьми ОНР в детском саду.
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в...
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....
Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "
В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Современные педагогические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ
Представляем вашему вниманию материал педагогических технологий в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ в Дошкольном образовании....