Занятие "Путешествие гласных звуков в сказку"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятие- путешествие. На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с детей возможностей ребенка, уровнем речевого развития, возрастными особенностями. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_4.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мишутка»
Непосредственная организованная деятельность
Тема: «Путешествие гласных звуков в сказку»
Учитель-логопед:
Кан-оол А.К.
Ак-Довурак 2017
Цель: образовательные: закреплять понятие «гласный звук», упражнять детей в выделении и дифференцировке гласных звуков на слух, закрепить знание содержания сказок, формировать интерес к сказкам. Активизировать словарь по теме «Зима»;
коррекционные: формирование координации дыхания, голосообразования и артикуляции, развитие силы голоса, расширение диапазона голоса, совершенствование темпоритмической организации высказываний;
воспитательные: формирование чувства коллективизма, самостоятельности, развитие творческой активности.
Оборудование: презентации эпизодов сказок, зимних картинок, мячики, лабиринт «спираль», домик гласных звуков.
Ход
- Оргмомент.
Логопед. Придумано кем-то,
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Логопед. Доброе утро! Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
Логопед. Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнать много нового. Вы хотите все заниматься? (Да!) Значит, будем заниматься.
2.Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И картинки нам покажет.
Показ картинок с изображениями артикуляционных упражнений: видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке –улыбка; а теперь наоборот: Губки тянутся вперед – трубочка; язычок стал маляром. Аккуратно красит дом – маляр; поиграл с тобою в прятки, и помчался на лошадке – лошадка; догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок – грибок; говорит вам на прощание «До свидания!» и машет вам платком.
3.Сообщение темы.
Логопед. Сегодня мы отравляемся в необычное путешествие - путешествие по сказкам К. И. Чуковского.
Книга открывается,
Сказка начинается.
На картинках изображены эпизоды из сказки К. Чуковского «Тараканище»: «Ехали медведи…»; «А за ними комарики на воздушном шарике…»; «Волки на кобыле. Львы в автомобиле…»; «Зайчики в трамвайчике…».
Логопед. Дети, отгадайте из какой сказки К.И. Чуковского эти слова:
Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперед…
Дети. Тараканище.
Логопед. Правильно, ребята! Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделайте глубокий вдох, выдох с усилением в конце. На выдохе произнесите» «Фу-у-у-» (дети выполняют упражнение 2 раза) . Молодцы!
Логопед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
Комарикам понравилось летать на шарике, и они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, а на выдохе длительно произносить с постепенным увеличением силы голоса: «з-з-з-З-З-З» (Дети поют песенку комариков).
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле…
Волки быстро скакали, копыта лошадки стучали вот так: «Цок-цок-цок, цок-цок».
Логопед произносит звукоподражание одновременно с отхлопыванием ритма ладонями. Дети повторяют действия в том же ритме.
Логопед. Львы в автомобиле подавали сигнал, машина гудела так: «Би-би, би-би-би».
Логопед произносит звукоподражание одновременно с отстукиванием ритма кулаком правой руки по столу. Дети повторяют действия в том же ритме.
Логопед. Зайчики в трамвайчике…Когда трамвайчик ехал медленно, колокольчик звенел тихо «Динь, динь, динь» (произносить тихо «Динь, динь, динь» ).
Логопед. А когда трамвай ехал быстро, колокольчик звенел громко: «ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ» (произносить громко и четко: «ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ»).
Логопед. Этот сказочный герой
Кривоногий и хромой.
Он повсюду знаменит
И на всех грязнуль сердит. (Мойдодыр.)
Помните, как началась эта сказка?
Дети рассказывают знакомую сказку с помощью логопеда и иллюстраций и выполняют под нее определенные действия. Логопед обращает внимание на выразительность речи детей.
Логопед.
Одеяло убежало, Поворачивают корпус вправо-влево с отведением рук
Улетела простыня, в сторону.
И подушка, как лягушка, Прыгают в приседе с продвижением вперед.
Ускакала от меня.
Я за свечку, Приседают с наклоном головы вправо-влево.
Та – бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
5.Логопед. А что же Крокодил?
Он мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
Фонопедические упражнения
Дети четко проговаривают слова на одном звуке и в конце каждой фразы произносят низким голосом.
А потом как зарычит на меня- о о о,
Как ногами застучит на меня-у у у,
«Уходи-ка ты домой, говорит- и и и,
А не то как налечу, говорит- э э э,
Растопчу и проглочу, говорит- а а а.
Логопед. И Крокодил стал кровожадно потирать лапы-руки, готовиться к завтраку. Вот как поступают с грязнулями. Вы не поступите как герой нашей сказки, будете всегда умываться, будете всегда чистыми, опрятными, красивыми, и расскажем Мойдодыру отрывок из сказки:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Логопед. У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка.
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: - Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады, и стыда.
Все виновную прощают-
А она им обещает
Их не пачкать и не бить. («Федорино горе».)
Дети с помощью логопеда рассказывают знакомую сказку, рассматривая рисунки к ней и выполняя движения.
Танцевальные движения
Скачет сито по полям, Шаг польки.
А корыто по лугам.
За лопатою метла «Метелочка».
Вдоль по улице прошла.
Топоры-то, топоры «Распашонка».
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего не пойму?»
Логопед.
А за ними блюдца, блюдца-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!-
натыкаются,
На стаканы – дзынь!-
разбиваются.
А на нем, а нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!».
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
Дети медленно произносят на выдохе : «Бу…».
Логопед. Ребята, посмотрите от Федоры убежала вся посуда.. Расскажем, как Федорины коты попросили посуду вернуться к Федоре.
Фонопедические упражнения
-Эй вы, глупые тарелки, Произносят слова в самом верхнем регистре,
Что вы скачете, как белки? выделяя последний звук в строке сверху
Вам ли бегать за воротами вниз.
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадете, Произносят текст низким голосом,
Вы утонете в болоте, выделяя последний звук в строке снизу
Не ходите, погодите, вверх.
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадем,
А к Федоре не пойдем!»
Логопед. Ребята, посмотрите, как одета Федора? (Неряшливо, одежда грязная, сама она неумытая.) Покажите ребята, как Федора грустила и плакала, когда от нее убежала посуда. Дети показывают эмоцию грусти Федоры и выражают чувства горя высказываниями «Ах! Ох! Ух!, Эх!» Показ плача Федоры звуками «А», «У», «И».
Как вы думаете, захочет посуда к ней вернуться? (Дети отвечают.)
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго целовала Поглаживает тыльную сторону ладоней.
И ласкала их она,
Поливала, умывала, Потирают ладони друг о друга.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду Сжимают и разжимают пальцы.
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду Хлопают в ладоши.
И любить и уважать!»
Засмеялись кастрюли, «Фонарики».
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть, Вытягивают ладошки вперед (4раза).
Рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь!
Логопед. А Федора, намыв, начистив свою посуду, себя тоже привела в порядок: умылась, принарядилась.
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу подглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
«Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
Логопед. Ребята, покажите, как радуется Федора, когда посуда к ней вернулась.
Дети показывают радость Федоры и выражают чувства радости высказываниями «Ах! Ох! Ух!, Эх!»
Логопед. Зажмурьте, ребята, глаза, а теперь отрывайте их. Мы с вами попали в страшную сказку. Отгадайте, кто является ее главным героем.
Ходил по Африке злодей
И кушал маленьких детей.
Злодея звали… (Бармалей).
Логопед показывает иллюстрации, дети рассказывают сказку, выразительно проговаривая каждый текст.
Танечке и Ванечке родители говорили:
«Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
В Африке разбойник,
В Африке злой,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей.
Он бегает по Африке
И кушает детей-
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!»
Но папочка и мамочки уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка- в Африку бегом.
Логопед. Вот и добежали они до Африки. Какое здесь яркое солнце! Увидели Танечка с Ванечкой и диковинных жителей Африки.
Фонопедические упражнения «Экзотические животные»
1.На каждую строчку произносить низким голосом, выделяя последний слог вверх до самой высокой ноты.
У жирафа есть вопрос:
Для чего высокий рост?
Видно с этой высоты
Всех, кто прячется в кусты.
Логопед. Ребята, расскажем и покажем какая длинная шея у жирафа, произнося звук [о].
2.Произносить низким голосом:
Крокодилий голосок – а а а,
Он не низок , не высок – а а а.
Рокот, шорох, скрип и скрежет – а а а.
Пасть разинет – уши режет – а а а.
3. Слоник по двору ходил –у-у-у,
Слоник хоботом водил –у-у-у,
Мы за слоником пойдем-у-у-у,
Голос в хоботе найдем-у-у-у.
Логопед. Какой у слоника хобот? (Длинный.) Вот какой голос подает наш слоник: звук [у].
4. Убаюкивание бегемота со звуком [а].
Сладко спит в своей берлоге бегемот – [а], [а].
Видит он во сне морковку и компот – [а], [а].
Спит он, широко разинув рот, - [а], [а].
И во сне он громким голосом поет - [а], [а].
Логопед. Вот акула Каракула
Распахнула злую пасть.
«Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть?»
Массаж ног
Нам акула Каракула Похлопывают ладонями от лодыжки к бедру.
Нипочем, нипочем,
Мы акулу Каракулу Растирают ребрами ладоней.
Кирпичом, кирпичом!
Мы акулу Каракулу Поколачивают кулачками.
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу Растирают кулачками.
Каблуком, каблуком!
Испугалася акула Поглаживают ладонями.
И со страху утонула.
Логопед. Скажите, ребята, каких животных мы увидели в Африке?
Дети. Жирафа, слоненка, бегемота, акулу Каракулу.
Логопед. Но у нашей сказки счастливый конец, вспомним, как закончилась сказка.
Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей:
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!»
6.Логопед. Ребята, посмотрите, это Красный замок. Что это за замок?
Дети. В Красном замке живут гласные звуки.
Логопед. Правильно, ребята, гласные звуки живут в Красном замке. Посмотрите, когда мы произносим гласные звуки, открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. А теперь мы вспомним песенки гласных звуков.
Логопед. Будь внимателен, смотри,
Песенки звуков повтори.
Логопед. Ребята, а теперь мы будем «оживать» гласные звуки. Возьмем мячики в руки и нажмем ладошками рук по нарисованному лабиринту (спираль), проговаривая звук [а]: сначала без звука, шепотом, обычным голосом, громко, очень громко.
Дети работают индивидуально с лабиринтом, проговаривая гласные звуки.
Логопед. Теперь, ребята, мы поиграем в игру «Волшебные картинки» и мы определим о каком времени будем говорить.
Дети дуют на картинки и определяют время года. (Зима.)
Логопед. Расскажите о времени года – зима и назовите зимние месяцы.
Дети рассказывают о признаках зимы и называют зимние месяцы.
Логопед. Зимние месяцы принесли «зимние слова», назовите их.
Логопед. Закончите предложения: дети лепят… (снеговика); дети катаются с горки… (на санках); дети играют… (в снежки); дети строят (зимний замок).
7.Логопед. Молодцы, ребята! Вспомните, дети, герои каких сказок путешествовали вместе с нами.
Дети. «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Бармалей».
Логопед. Как зарычал Крокодил? Расскажите, как тарелки бежали от Федоры? Каких экзотических животных вы увидели в Африке? Какие звуки живут в Красном замке? Почему они называются гласными? Вспомните песенки гласных звуков.
Дети вспоминают все сказки, о которых шла речь на занятии.
Логопед. О каком времени года мы говорили, расскажите о признаках зимы.
Логопед. Сегодня мы побывали в гостях у сказок К.И. Чуковского.
Книжка закрывается,
Сказка завершается.
8.Рефлексия.
Логопед. Вы сегодня, очень хорошо работали, отвечали на мои вопросы. Молодцы! Спасибо. На этом наше занятие закончилось. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
Авторская сказка "Сказка о гласных звуках"
Работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду и воспитателю группы компенсирующей направленности приходится искать вспомогательные...
Фонематические сказки про гласные звуки
Фонематические сказки про гласные звуки в интересной и увлекательной форме расскажут про звуки А, О, У, И, Э, Ы. Вопросы и задания в конце каждой сказки помогут закрепить знания о гласных звуках и раз...
Логопедическая сказка «Город Гласных звуков»
Познакомить детей с гасными звуками,со способом их образования. Привлечь внимание детей к положению языка и губ в момент произношения звуков речи....