Занятие "Путешествие гласных звуков в сказку"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кан-оол Аяна Каадыр-ооловна

Занятие- путешествие. На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и  мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение  эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал  был подобран с детей возможностей ребенка, уровнем речевого развития, возрастными особенностями.  Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_4.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка»

Непосредственная организованная деятельность

Тема: «Путешествие гласных звуков в сказку»

Учитель-логопед:

Кан-оол  А.К.

Ак-Довурак 2017

Цель: образовательные: закреплять понятие «гласный звук», упражнять детей в выделении и дифференцировке гласных звуков на слух, закрепить знание содержания сказок, формировать интерес к сказкам. Активизировать словарь по теме «Зима»;

 коррекционные: формирование координации дыхания, голосообразования и артикуляции, развитие силы голоса, расширение диапазона голоса, совершенствование темпоритмической организации высказываний;

воспитательные: формирование чувства коллективизма, самостоятельности, развитие творческой активности.

Оборудование: презентации эпизодов сказок, зимних картинок, мячики, лабиринт «спираль», домик гласных звуков.

Ход

  1. Оргмомент.  

Логопед. Придумано кем-то,

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Логопед. Доброе утро! Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

Логопед. Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнать много нового. Вы хотите все заниматься? (Да!) Значит, будем заниматься.

2.Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И картинки нам покажет.

Показ картинок с изображениями артикуляционных упражнений: видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке –улыбка; а теперь наоборот: Губки тянутся вперед – трубочка; язычок стал маляром. Аккуратно красит дом – маляр; поиграл с тобою в прятки,  и помчался на лошадке – лошадка; догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок – грибок; говорит вам на прощание «До свидания!» и машет вам платком.

3.Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы отравляемся в необычное  путешествие -  путешествие по сказкам К. И. Чуковского.

Книга открывается,

Сказка начинается.

На картинках изображены эпизоды из сказки К. Чуковского «Тараканище»: «Ехали медведи…»; «А за ними комарики на воздушном шарике…»; «Волки на кобыле. Львы в автомобиле…»; «Зайчики в трамвайчике…».

Логопед. Дети, отгадайте из какой сказки К.И. Чуковского эти слова:

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперед…

Дети. Тараканище.

Логопед. Правильно, ребята! Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделайте глубокий вдох, выдох с усилением в конце. На выдохе произнесите» «Фу-у-у-» (дети выполняют упражнение 2 раза) . Молодцы!

Логопед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

Комарикам понравилось летать на шарике, и они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, а на выдохе длительно произносить с постепенным увеличением силы голоса: «з-з-з-З-З-З» (Дети поют песенку комариков).

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле…

Волки быстро скакали, копыта лошадки стучали вот так: «Цок-цок-цок, цок-цок».

Логопед произносит звукоподражание одновременно с отхлопыванием ритма ладонями. Дети повторяют действия в том же ритме.

Логопед. Львы в автомобиле подавали сигнал, машина гудела так: «Би-би, би-би-би».

Логопед произносит звукоподражание одновременно с отстукиванием ритма кулаком правой руки по столу. Дети повторяют действия в том же ритме.

Логопед. Зайчики в трамвайчике…Когда трамвайчик ехал медленно, колокольчик звенел тихо «Динь, динь, динь» (произносить тихо «Динь, динь, динь» ).

Логопед. А когда трамвай ехал быстро, колокольчик звенел громко: «ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ» (произносить  громко и четко: «ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ»).

Логопед. Этот сказочный герой

Кривоногий и хромой.

Он повсюду знаменит

 И на всех грязнуль сердит. (Мойдодыр.)

Помните, как началась эта сказка?

Дети рассказывают знакомую сказку с помощью логопеда и иллюстраций и выполняют под нее определенные действия. Логопед обращает внимание на выразительность речи детей.

Логопед.

Одеяло убежало,                            Поворачивают корпус вправо-влево с отведением рук  

Улетела простыня,                         в сторону.

И подушка, как лягушка,              Прыгают в приседе с продвижением вперед.

Ускакала от меня.

Я за свечку,                                    Приседают с наклоном головы вправо-влево.

Та – бежать

И вприпрыжку под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от  огня.

5.Логопед. А что же Крокодил?

Он мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

Фонопедические упражнения

Дети четко проговаривают слова на одном звуке и в конце каждой фразы произносят  низким голосом.

А потом как зарычит на меня- о о о,

Как ногами застучит на меня-у у у,

«Уходи-ка ты домой, говорит- и и и,

А не то как налечу, говорит- э э э,

Растопчу и проглочу, говорит- а а а.

Логопед. И Крокодил стал кровожадно потирать лапы-руки, готовиться к завтраку. Вот как поступают с грязнулями. Вы не поступите как герой нашей сказки, будете всегда умываться, будете всегда чистыми, опрятными, красивыми, и расскажем Мойдодыру отрывок из сказки:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Логопед.  У меня для вас, ребятки,

Приготовлена загадка.

«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: - Куда? Куда?

Ну, а кто-то горько плачет

От досады, и стыда.

Все  виновную прощают-

А она им обещает

Их не пачкать и не бить. («Федорино горе».)

Дети с помощью логопеда рассказывают знакомую сказку, рассматривая рисунки к ней и выполняя движения.

Танцевальные движения

Скачет сито по полям,                            Шаг польки.

А корыто по лугам.

За лопатою метла                                    «Метелочка».

Вдоль по улице прошла.

Топоры-то, топоры                                  «Распашонка».

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего не пойму?»

Логопед. 

А за ними блюдца, блюдца-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь!-

                        натыкаются,

На стаканы – дзынь!-

                        разбиваются.

А на нем, а нем,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!».

И в железную трубу:

«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

Дети  медленно произносят на выдохе : «Бу…».

Логопед.  Ребята, посмотрите от Федоры убежала вся посуда.. Расскажем, как Федорины коты попросили посуду вернуться к Федоре.

Фонопедические упражнения

-Эй вы, глупые тарелки,                              Произносят слова в самом верхнем регистре,

 Что вы скачете, как белки?                        выделяя последний звук в строке сверху

Вам ли бегать за воротами                          вниз.

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадете,                                  Произносят текст низким голосом,

Вы утонете в болоте,                                  выделяя последний звук в строке снизу

Не ходите, погодите,                                  вверх.

Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

Логопед. Ребята, посмотрите, как одета Федора? (Неряшливо, одежда грязная, сама она неумытая.) Покажите ребята, как Федора грустила и плакала, когда от нее убежала посуда.             Дети показывают эмоцию грусти Федоры и выражают чувства горя высказываниями  «Ах! Ох! Ух!, Эх!» Показ плача Федоры звуками «А», «У», «И».

Как вы думаете, захочет посуда к ней вернуться? (Дети отвечают.)

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго целовала                              Поглаживает тыльную сторону ладоней.

И ласкала их она,

Поливала, умывала,                                   Потирают ладони друг о друга.

Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду                                Сжимают и разжимают пальцы.

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду                                       Хлопают в ладоши.

И любить и уважать!»

Засмеялись кастрюли,                                   «Фонарики».

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,                                Вытягивают ладошки вперед (4раза).

Рады мы тебя простить!»

Полетели, зазвенели

Да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь!

Логопед. А Федора, намыв, начистив свою посуду, себя тоже привела в порядок: умылась, принарядилась.

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

 И пыхтит, и на бабу подглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

«Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Логопед. Ребята, покажите, как радуется Федора, когда посуда к ней вернулась.

Дети показывают радость Федоры и выражают чувства радости  высказываниями  «Ах! Ох! Ух!, Эх!»

Логопед. Зажмурьте, ребята, глаза, а теперь отрывайте их. Мы с вами попали в страшную сказку. Отгадайте, кто является ее главным героем.

Ходил по Африке злодей

И кушал маленьких детей.

Злодея звали… (Бармалей).

Логопед показывает иллюстрации,  дети рассказывают сказку, выразительно проговаривая каждый текст.

Танечке и Ванечке родители говорили:

«Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

В Африке разбойник,

В Африке злой,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей.

Он бегает по Африке

И кушает детей-

Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!»

Но папочка и мамочки уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка- в Африку бегом.

 Логопед. Вот и добежали они до Африки. Какое здесь яркое солнце! Увидели Танечка с Ванечкой и диковинных жителей Африки.

Фонопедические упражнения «Экзотические животные»

1.На каждую  строчку произносить низким голосом, выделяя последний слог вверх до самой высокой ноты.

У жирафа есть вопрос:

Для чего высокий рост?

Видно с этой высоты

Всех, кто прячется в кусты.

Логопед. Ребята, расскажем и покажем какая  длинная шея у жирафа, произнося звук [о].

2.Произносить низким голосом:

Крокодилий голосок – а а а,

Он не низок , не высок – а а а.

Рокот, шорох, скрип и скрежет – а а а.

Пасть разинет – уши режет – а а а.

3. Слоник по двору ходил –у-у-у,

Слоник хоботом водил –у-у-у,

Мы за слоником пойдем-у-у-у,

Голос в хоботе найдем-у-у-у.

Логопед. Какой у слоника хобот? (Длинный.) Вот какой голос подает наш слоник: звук [у].

4. Убаюкивание бегемота со звуком [а].

Сладко спит в своей берлоге бегемот – [а], [а].

Видит он во сне морковку и компот – [а], [а].

Спит он, широко разинув рот, - [а], [а].

И во сне он громким голосом поет - [а], [а].

Логопед. Вот акула Каракула

Распахнула злую пасть.

«Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть?»

Массаж ног

Нам акула Каракула                                 Похлопывают ладонями от лодыжки к бедру.

Нипочем, нипочем,

Мы акулу Каракулу                                  Растирают ребрами ладоней.

Кирпичом, кирпичом!

Мы акулу Каракулу                                  Поколачивают кулачками.

Кулаком, кулаком!

Мы акулу Каракулу                                  Растирают кулачками.

Каблуком, каблуком!

Испугалася акула                                      Поглаживают ладонями.

И со страху утонула.

Логопед. Скажите, ребята, каких животных мы увидели в Африке?

Дети. Жирафа, слоненка, бегемота, акулу Каракулу.

Логопед. Но у нашей сказки счастливый конец, вспомним,  как закончилась сказка.

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей:

«Буду, буду я добрей, да, добрей!

Напеку я для детей, для детей

Пирогов и кренделей, кренделей!»

6.Логопед. Ребята, посмотрите, это Красный замок. Что это за замок?

Дети.  В Красном замке живут гласные звуки.

Логопед. Правильно, ребята, гласные звуки живут в Красном замке. Посмотрите, когда мы произносим гласные звуки,  открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. А теперь мы  вспомним песенки гласных звуков.

Логопед. Будь внимателен, смотри,

Песенки звуков повтори.

Логопед.  Ребята, а теперь мы будем «оживать» гласные звуки. Возьмем мячики в руки и  нажмем ладошками рук по нарисованному лабиринту (спираль), проговаривая звук [а]: сначала без звука, шепотом, обычным голосом, громко, очень громко.

Дети работают индивидуально с лабиринтом, проговаривая гласные звуки.

Логопед. Теперь, ребята, мы поиграем в игру «Волшебные картинки» и мы определим о каком времени будем говорить.

Дети дуют на картинки и определяют время года. (Зима.)

Логопед. Расскажите о времени года – зима и назовите зимние месяцы.

 Дети рассказывают о признаках  зимы и называют зимние месяцы.

Логопед. Зимние месяцы принесли «зимние слова», назовите их.

Логопед. Закончите предложения: дети лепят… (снеговика); дети катаются с горки… (на санках); дети играют… (в снежки); дети строят (зимний замок).

7.Логопед. Молодцы, ребята! Вспомните, дети, герои каких сказок путешествовали вместе с нами.

Дети. «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Бармалей».

Логопед. Как зарычал Крокодил? Расскажите, как тарелки бежали от Федоры? Каких экзотических животных вы увидели в Африке? Какие звуки живут в Красном замке? Почему  они называются гласными? Вспомните песенки гласных звуков.

Дети вспоминают все сказки, о которых шла речь на занятии.

Логопед. О каком времени года мы говорили, расскажите о признаках зимы.

Логопед. Сегодня мы побывали в гостях у сказок К.И. Чуковского.

Книжка закрывается,

Сказка завершается.

8.Рефлексия.

Логопед. Вы сегодня, очень хорошо работали, отвечали на мои вопросы. Молодцы! Спасибо. На этом наше занятие закончилось. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Авторская сказка "Сказка о гласных звуках"

Работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду и воспитателю группы компенсирующей направленности  приходится искать вспомогательные...

Фонематические сказки про гласные звуки

Фонематические сказки про гласные звуки в интересной и увлекательной форме расскажут про звуки А, О, У, И, Э, Ы. Вопросы и задания в конце каждой сказки помогут закрепить знания о гласных звуках и раз...

Логопедическая сказка «Город Гласных звуков»

Познакомить детей с гасными звуками,со способом их образования. Привлечь внимание детей к положению языка и губ в момент произношения звуков речи....