"Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анисимова Елена Валерьевна

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия с детьми подготовительной логопедической  группы   на тему:

 «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]». Лексическая тема «Наша Родина.  День Защитника Отечества. Военные профессии».

Цель: Формировать навыки правильного произношения, формировать способность к  

      обучению грамоте. Учить детей дифференцировать звуки [ш]-[ж].

Задачи.

1.Коррекционно-образовательные.

Учить сравнивать звуки [ш]-[ж] по акустическим и артикуляционным признакам.

Учить дифференцировать звуки [ш]-[ж] в слогах, словах, предложениях.

2.Коррекционно-развивающие.

 Развивать артикуляционную моторику.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 Развивать речевое дыхание

 Развивать грамматический строй речи.

 Развивать и обогащать активный словарь по лексической теме: «Наша Родина.  День Защитника Отечества. Военные профессии»

 Развивать координацию речи с движением.

 Развивать психические процессы.

  3.Коррекционно-воспитательные.

 Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

                             

Ход занятия

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

    I

1.Организационный момент

-Ребята, сегодня у нас на занятии много гостей, поздоровайтесь со всеми.

А сейчас на свое место сядет тот, кто назовет одну из военных профессий:

-На границе служит…пограничник;

- на военном корабле плавает…моряк;

- на военном самолете летает…летчик;

- с парашютом прыгает…десантник;

- в танковых войсках служит…танкист;

- на подводной лодке служит …подводник;

- в пехоте служит…пехотинец;

-солдат, который тайно узнает важную информацию о враге …разведчик;

-следит за военными ракетами…ракетчик;

Делает безопасными мины, снаряды…сапер.

2.Артикуляционная гимнастика (Презентация)

Улыбочка-Хоботок, Чашечка, Качели, Парус

Дети отвечают на вопросы

    II

1.Сообщение темы занятия

ЛОГОПЕД: - Ребята, к нам на занятие сегодня пришёл  Художник Карандаш (Логопед выделяет голосом звуки [ж], [ш]) На экране появляется изображение Художника.  (Презентация).

 

—        Какие звуки я выделила голосом?

Эти звуки сегодня мы будем учиться различать.

Поможет нам Художник Карандаш.

Я — Художник Карандаш,

В детский сад зашел я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

Художник Карандаш принес нам несколько заданий.

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть картинки, а в конце занятия вы сможете из этих частей собрать целую картину.

2.Дыхательная гимнастика (Презентация)

Вдох носом, на выдохе произносим ж-ж-ж (Жук жужжит)

Вдох носом, на выдохе произносим ш-ш-ш (Гусь шипит)

ЛОГОПЕД: Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать?

3.Сравнительная характеристика звуков

Первое задание Художника Карандаша – сравнить звуки [Ж] и [Ш]

ЛОГОПЕД: -Вспомните, какие по характеру звуки [Ж] и [Ш].

Чем они похожи, чем отличаются?

-Звуки [Ж] и [Ш] согласные - когда мы их произносим воздух встречает преграду (язычок). Они оба твёрдые.

-Отличаются тем, что звук [ш] мы произносим без голоса, поэтому он глухой ()   ,  а при произнесении звука [Ж]- добавляем голос, поэтому этот звук – звонкий ()

Живут эти звуки в разных буквах. Звук [ж] в букве Ж, а звук [ш] в букве Ш.

-Молодцы ребята.

На доске появляется первый фрагмент картинки.

4.Дифференциация изолированных звуков.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в Шифровальшиков – это профессия людей, которые работают на военных предприятиях и  читают зашифрованные письма.

Второе задание – прочитать зашифрованные схемы

Игра «Шифровальщики»

—        Произнесите звуки по схемам: , ,

, ,

На доске появляется второй фрагмент картины.

5. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Эхо»

Третье задание – повторить в правильном порядке слоги.

жа-ша-жа        аж-аш-аж        шо-жо-шо

ош-ож-ош        жу-жу-шу        уж-уж-уш

жи-ши-жи                 иж-иш-иш           шэ-жэ-жэ

На доске появляется третий фрагмент картины.

6.Пальчиковая гимнастика «23 февраля»

Сегодня праздник всех отцов,

Сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,

Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить,

Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу.

Всех нас от бед отгородить!

сжимают и разжимают пальцы.

7.Дифференциация звуков в словах.

Четвертое задание – «Произнеси новое слово»

а) Замена звука Ш на звук Ж (слова-паронимы)

шить- жить, шаль- жаль, шутка -жутко, уши -ужи,

шитье- житьё, Леша- лежа, машут- мажут, шар-жар,

шалить-жалить, нашивка-наживка.
На доске появляется четвертый фрагмент картины.

    б) Раскладывание картинок

Пятое задание – «Разложи картинки для карандашей»

ЛОГОПЕД: -Ребята, у нашего художника есть два карандаша. Один карандаш рисует картинки со звуком [ж], а другой ― картинки со звуком [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.

На доске появляется пятый фрагмент картины.

8.Физкультминутка «Стойкий оловянный солдатик»

Раз, два, три, четыре, пять Будем дружно мы шагать!

Шагают на месте.

На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий

Становятся на правую ногу

Ногу левую – к груди

Да смотри не упади!

Подтягивают левую ногу к груди

А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый

Становятся на левую ногу

Все закончилась игра,

Заниматься нам пора.

Хлопают в ладоши

Садятся на места

9. Чтение  (Презентация) 

Шестое задание – прочитай слоги и слова.

ЛОГОПЕД: Когда вы сравнивали звуки, вы сказали, что звук [Ж] живет в букве Ж, а звук [Ш] в букве Ш.

Сейчас прочитаем слоги и слова с этими буквами.

Вспоминают правило:

Знаем твердо: ЖИ и ШИ пишем только с буквой И

10.Звуковой анализ слова

ЛОГОПЕД: Художник Карандаш приготовил для вас загадку. Попробуем её отгадать?

Ох, опять промокли ноги!

Разлилась по всей дороге
Прямо на моём пути,
Не проехать, не пройти! 
Мне "спасатель - мама"  нужен! 
На пути большая…(Лужа)

 а) Звуко-слоговой анализ слова ЛУЖА

Посчитайте, пожалуйста, сколько звуков в слове ЛУЖА?

Назовите их по порядку.

Назовите первый звук в слове ЛУЖА.

Назовите последний звук в слове ЛУЖА.

Назовите третий звук в слове ЛУЖА.

Назовите соседей звука [ж] в слове ЛУЖА.

Сколько согласных звуков в этом слове?

Назовите их по порядку.

Сколько гласных звуков в слове ЛУЖА?

Назовите их по порядку.

Сколько слогов в слове ЛУЖА?

Почему в слове ЛУЖА два слога?

Делим слово ЛУЖА на слоги:

Назовите первый слог.

Назовите второй слог.

Что вы можете сказать про эти слоги?

- Берем символы, выкладываем звуко-слоговую схему слова ЛУЖА.

(Один ребенок выкладывает у доски)

Логопед: - Ребята, а сейчас замените звук [Ж]в слове ЛУЖА на звук [Ш]. Какое слово получилось?

- Как изменится схема слова?

б) Составление слова ЛУЖА из букв разрезной азбуки.

Измените слово так, чтобы получилось слово Луша.

Какого размера должна быть первая буква в слове Луша? Почему?

На доске появляется шестой фрагмент картины.

11.Работа с  предложениями

Седьмое задание – составить предложения

Логопед: - У вас на столах есть картинки. Ваша задача-составить предложение со словом, которое нарисовано на этой картинке.

Логопед подходит к каждому ребёнку, слушает предложение, считают количество слов в предложении.

На доске появляется седьмой фрагмент картины.

12.  Заучивание скороговорки по мнемосхеме, с глазодвигательной гимнастикой.

Восьмое задание – выучить скороговорку (Презентация)

Ужат обливают ежата

Прохладной водой из ушата.

На экране в презентации появляется мнемосхема.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились.

На доске появляется восьмой фрагмент картины.

Дети собирают картину из частей.

-Звуки [Ж] и [Ш]

Дети выполняют дыхательные упражнения

-Со звуками [Ш] и [Ж]

Дети дают сравнительную характеристику звукам по схеме.

Произносят изолированные звуки по схемам

Каждый ребенок повторяет за логопедом свое сочетание слогов

Дети выполняют гимнастику

Дети по очереди произносят получившиеся слова

- К карандашу с колокольчиком отнесём картинки со звуком [Ж],  а к карандашу без  картинки - со звуком [Ш].

Распределяют картинки

Дети выполняют движения

Дети читают слоги и слова на экране

-Лужа

- 4 звука

- [Л], [У], [Ж], [А]

-[Л]

-[А]

-[Ж]

-[У] и [А]

-2 звука

-[Л] и [Ж]

-2 звука

-[У] и [А]

- 2 слога

- потому что два гласных звука (знаем правило – Сколько гласных звуков, столько и слогов)

- ЛУ

-ЖА

- Оба эти слоги-слияния

Дети на местах выкладываю звуко-слоговую схему слова ЛУЖА

- Луша

-Схема не изменится

- нужно букву Ж заменить на букву Ш

- Первая буква Л-заглавная, потому что это имя девочки, а все имена пишутся с заглавной буквы

Дети составляют предложения, озвучивают их и говорят сколько слов в составленном предложениях.

Дети заучивают скороговорку, следя глазами за указкой по мнемосхеме.

   III

Итог занятия

- Итак,  с какими звуками мы сегодня работали?

- Чем различаются эти звуки?

  • -У Художника Карандаша для вас сюрприз. Он нарисовал картинки-невидимки (контурные)

Логопед раздает детям картинки-раскраски с изображением военного корабля.

- Со звуками [Ж] и [Ш]

-Различие в произношении

Самоанализ фронтального занятия в подготовительной группе

«Дифференциация звуков [Ш]-[Ж].

Лексическая тема «Наша Родина. День Защитника Отечества. Военные профессии».

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы 6-7 лет, второй год обучения. На занятии присутствовали 12 воспитанников. Все дети с ТНР, имеющими ОНР, 3 ур.

Цель: Формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте. Учить детей дифференцировать звуки [ш]-[ж].

Задачи.

1.Коррекционно-образовательные.

Учить сравнивать звуки [ш]-[ж] по акустическим и артикуляционным признакам.

Учить дифференцировать звуки [ш]-[ж] в слогах, словах, предложениях.

2.Коррекционно-развивающие.

 Развивать артикуляционную моторику.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 Развивать речевое дыхание

 Развивать грамматический строй речи.

 Развивать и обогащать активный словарь по лексической теме: «Наша Родина.  День Защитника Отечества. Военные профессии»

 Развивать координацию речи с движением.

 Развивать психические процессы.

  3.Коррекционно-воспитательные.

 Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия.  Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Во время занятия наблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии    с возможностями детей и задачами занятия.  Занятие длилось 30 минут.

На занятии была использована презентация.  Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями воспитанников группы. Речевой материал соответствует  целям и задачам  занятия. 
На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы.

 Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнения на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики. Речевой материал был подобран с учетом возможностей детей, уровнем их речевого развития, возрастными особенностями.

 Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

           В ходе занятия использовались следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика (в начале занятия), дыхательная гимнастика (использовалось произнесение дифференцируемых звуков), упражнения, способствующие развитию мелкой («23 февраля») и общей моторики («Стойкий оловянный солдатик), глазодвигательные упражнения (при заучивании скороговорки).

Для преодоления негативизма к занятиям были использованы- сюрпризный момент, презентация, небольшие подарки, словесное поощрение.

Я считаю, что с задачами занятия дети справились, детям было интересно и легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...