Развивая руки - развиваем речь.
статья по логопедии на тему

Рогоза Елена Иосифовна

Данная статья раскрывает значение развития мелкой моторики для  развития речи дошкольника; приведены примеры игр и упражнений для совершенствования ручной умелости.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaya_ruki_-_razvivaem_rech.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивая руки – развиваем речь!

        Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации.

        Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Остановимся подробнее на одном из аспектов развития дошкольника: развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

        Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

        Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во ΙΙ веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

        Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

        В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

        Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

        Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

        Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

        Чем можно позаниматься с ребенком, чтобы развить ручную умелость?

ИГРЫ  С  ПЛАСТИЛИНОМ

        

        Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить».

        Пожалуй, лепка – самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав создать человека, вылепил его.

        Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего всеми десятью, а это, как  известно, способствует развитию речи. Лепка подводит детей к умению ориентироваться  в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

        Лепка также связана с игрой. Понаблюдайте за малышом, который взял в руки кусок пластилина. Он его мнет, лепит, катает, растягивает и что-то бормочет. Идет живой процесс творчества. Ваш ребенок создает мир.

        Помочь ему – наша задача. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все  более сложные фигурки.

        Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

ИГРЫ  С  БУМАГОЙ

        Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами.

        Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное и т.д.), сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Это очень древнее искусство. Его история насчитывает более 2500 лет.

        Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребенка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

        Не забудьте объяснить детям правила работы с ножницами:

  1. На занятиях используются ножницы средних размеров с тупыми закругленными концами.
  2. Ножницы держат перед собой, не направляя вверх или в сторону от себя.
  3. Передают ножницы кольцами вперед, держа за лезвия, кладут кольцами к себе.
  4. После занятия ножницы убирают в специальный чехол или кармашек.

        Нельзя:

     - во время занятий играть ножницами;

     - оставлять ножницы раскрытыми;

     - оставлять рабочее место в беспорядке.

РИСОВАНИЕ

        Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

        Проявите изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

        Веселая игра «Дорожки» наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдет детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и , уж конечно, проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

          Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

        Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

        Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ, НА ДАЧЕ

        Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке. Расскажите малышу, какими ловкими станут его руки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.д.). Мальчиков наверняка увлечет строгание по дереву детским рубанком, выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с применением отвертки и гаечного ключа.

        Под присмотром взрослых, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ  БУКВ

        Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Занятия можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова и учится их читать.

        Используйте для занятий мозаику, семена, мелкие орешки и семечки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

        Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

        Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Елена Иосифовна Рогоза

учитель-логопед высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...

Развиваем руку-развиваем речь

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 и 3-4 лет...

"Развиваем руку - развиваем речь"

Консультация для воспитателей...

Развиваем руки - развиваем речь.

В статье даны рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики детей  дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развиваем руку — развиваем речь"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга»И.П. Павлов...

"Развивая руки - развиваем речь"

Консультация для родителей по развитию мелкой моторике рук....