Конспект логопедического открытого занятия " Сказочное Белогорье"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Новак Татьяна Михайловна

Материал предназначен для учителей -логопедов по лексической теме :" Птицы"

Интересное и увлекательное путешествие в сказочную страну.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

«Сказочное Белогорье»

по лексической теме « Птицы»

Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

Задачи:

1. коррекционно-образовательные:

-активизировать словарь детей по теме «птицы»;

- расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц,строении, питании, повадках;

-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

-закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

-упражнять в согласовании существительных с числительными

2. коррекционно-развивающие:

-развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику, мелкую моторику.

3. воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

-умение работать в команде и парами.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, схема строения птиц,   мнемотаблицы, схема для составления предложений, мяч, картинки с изображением птиц , индивидуальные зеркала.

Лексический материал:  ворона, синица , дятел,кукушка,аист, зимующие, перелетные и т.д.

План занятия:

1. Оргмомент.

 Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия:

 Ребята сегодня мы отправляемся с вами в сказочное Белогорье .Странно что это за звуки ? Ребята подскажите, какое время года за окнами. Зима в Белогорье почему? Звучит голос Варвары « Замела ,закружила заклятье наложила ! Всех героев в темницу заключила. И не придет весна ,покуда задания мои не выполните.  В комнату, вносят конверты от Варвары под номерами .Открываем конверт под №1.Здесь условия Варвары. Варвара предлагает нам сыграть в игру. Победим мы она освободит героев и впустит весну в Белогорье , не справимся останутся герои в темнице а в Белогорье вечная зима. Внимание первое задание:

Назовите признаки весны по предложенной таблице.

  1. Что такое капель?
  2. Назовите весенние месяцы?    

 Вы отлично справились с заданием,  нам предстоит большая работа, давайте  разомнем наши пальчики.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчики размяли,  открываем второй конверт. Выполнив задание, мы освободим Ивана:

  1. Солнце греет у порога

     И растаяли сугробы

     Потекли рекой ручьи

          Прилетели к нам…..

2.Кто эта птица никогда

   Не строит для себя гнезда

   Соседкам яйца оставляет

   И о птенцах не вспоминает.

3.Он в своей лесной палате

   Носит пестренький халатик

   Он деревья лечит

    Постучит и легче.

  4.Окраской серовата

     Повадкой воровата

     Крикунья хрипловатая

     Известная персона

     Кто она?

5.Это старый наш знакомый

   Он живет на крыше дома.

    Длинноногий ,длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

-Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)

3.  Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.

-Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд .

«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

А теперь следующий вопрос :

  1. На какие группы делятся все птицы?

На какие группы делятся дикие птицы?

Третий конверт и задание для  освобождения Кощея

Вспомните и скажите:

  1. Для чего птицам нужны крылья?
  2. Для чего птицам нужны лапки?
  3. Для чего птицам нужен хвост?
  4. Для чего нужен клюв?

      5.Для чего нужны перышки?

 Игровое упражнение :

 «Один-много»

- родительный падеж множественного числа существительных.

В наших лесах и парках много (кого) …

Синица -(много синиц)

Ворона -(много ворон)

Дятел -(много дятлов)

Снегирь. (много снегирей)

Голубь -(много голубей)

Воробей. (много воробьёв)

Журавль. (много журавлей)

Грач. (много грачей)

Отлично мы справились и с этим заданием.

  1. Развитие навыков чтения.

Четвертый конверт  Бабы Яги:

Логопед: Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов то узнаем чем можно подкармливать птиц. (дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало).

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом?(еда, корм, пища).

Для кого этот корм?

Чей это корм?

 Чья это пища? 

6.Физкультминутка. 

 Мы с вами близки к цели.

Посмотрите на слайды и скажите, какая из птиц здесь лишняя и почему.

И мы с вами подошли к  конверту   Водяного.

 Варвара предлагает нам исправить путаницу.

Смотрите не ошибитесь.

Игра «Путаница» - упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).

У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.

У сороки есть когти?

У синицы есть копыта?

У дятла есть грива?и.т.д.

Открываем последний конверт Варвары.

И опять зашифрованное письмо, которое мы должны прочесть («Чего нельзя делать»)

Благодаря нам Василиса тоже свободна.

Ребята слышите, в сказочном Белогорье наступила весна, а это значит, что мы с вами, справились   Варвара проиграла и заклятье, потеряло силу.

Релакс.

Итог занятия:

- Ребята давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? 

-Как называются птицы, которые зимуют?

-А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

-Почему птиц называют друзьями человека?

-Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

- Как нужно заботиться о птицах?

А теперь уважаемые гости мы просим вас сыграть с нами в викторину.

 Викторина « Что ты знаешь о птицах?»

  1. У каких птиц на лапах ласты?(У водоплавающих)
  2. У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)
  3. У какой птицы грудь красная? (У снегиря)
  4. У кого на голове шапка красная? ( У дятла)
  5. Какая птица в тельняшке? (Кукушка)
  6. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока)
  7. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья смазаны жиром)
  8. Самая большая птица в мире? ( Африканский страус)
  9. Самая маленькая птичка нашей страны? (Королек, вес 6 грамм)
  10. Почему у пингвина язык покрыт щипчиками?( Чтобы удерживать рыбу)

Награждение логопедическими медалями.

Игра не простая,
Умная такая.
Те, кто в неё играют,
Птиц не обижают.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: « До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...

Конспект открытого занятия "Сказочный лес"

Конспект коррекционно- развивающего занятия для средней группы "Сказочный лес"...

Конспект открытого занятия "Сказочное путешествие"

Основные задачи: создать хорошее настроение; воспитывать доброту, чувство товарищества; поощрять активность и самостоятельность....

План-конспект открытого занятия "Сказочные образы М.П. Мусоргского. Картинки с выставки."

План-конспект открытого занятия«Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»Цель: Воспитание музыкальной культуры у дошкольников, посредством ценностно-смыслового восприятия и ...

Конспект открытого занятия "Сказочное путешествие"

Конспект открытого занятия "Сказочное путешествие"...