Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности внедрения биоэнергопластики в логопедический процесс дошкольной образовательной организации, проведение коррекции сложных нарушений звукопроизносительной стороны, профилактики вторичных нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Образовательная область "Речевое развитие" - одно из направлений обновленного содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2, с.7].
В настоящее время число речевых нарушений растет, а значит, все большему числу детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Отмечается зависимость движений руки, органов артикуляции и активизации интеллектуальной речевой деятельности детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
На взаимосвязь общей и речевой моторики указывали И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия. В.А. Сухомлинский отмечал: “Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка”[3, с. 13].
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, выполнение которой укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей, уменьшают результативность коррекционного процесса. Возникает необходимость поиска нетрадиционных методов коррекционного воздействия, способствующих повышению эффективности работы. Мы обратились к инновационной технике выполнения артикуляционной гимнастики - биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук - Курис Ирина Викторовна.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [1, с. 23–25].
По мнению И.В. Курис преимущества биоэнергопластики состоят в следующем:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребёнка;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизирует работу над речевой и мелкой моторикой, сокращает время занятий, усиливает их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Внедрение игр и упражнений с использованием метода биоэнергопластики на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста предусматривает несколько этапов:
- диагностический
- подготовительный
- основной
- заключительный
Организации работы на диагностическом этапе включает в себя обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса артикуляционных упражнений.
На подготовительном этапе происходит ознакомление ребенка с артикуляционными упражнениями и сопровождение их движениями ведущей руки.
В процессе основной работы ребенок выполняет артикуляционные упражнения, сопровождая их движением кисти одной руки, подключая к показу вторую руку.
На заключительном этапе коррекционной работы ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Гимнастику с использованием элементов биоэнергопластики, дошкольники выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяя счёт и стихотворное сопровождение. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало.
Примерные тексты, движения рук и органов артикуляции на этапе постановки звука «Р» представлены в таблице и могут быть использованы на коррекционных занятиях.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
№ | Текст, произносит взрослый | Движения рук взрослого | Статическая поза губ и языка |
11. | Наступило утро, выглянуло солнышко. | Пальцы разжать и поднять вверх. | Улыбнуться, зубы видны. |
22. | Друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. | Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме | Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. |
33. | Увидели большое дерево. Вот его ствол. | Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. | Язык высунуть и напряженно потянуть к носу. |
44. | Вот его крона. | Пальцы чуть согнуть. | Язык в форме чашечки. |
55. | На дереве сидит птица: Тук-тук-тук | Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой. | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
66. | Раздаётся чей-то стук. | Постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
77. | Это дятел на сосне Долбит клювом по коре. | Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. | Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д». |
88. | Идём по лесу дальше. | Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме. | Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. |
99. | На поляне растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. | Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. | Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу. |
110. | Дома сварим из них варенье - вот какое! | Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. | Улыбнуться и облизать верхнюю губу «вкусное варенье». |
111. | Соберём их в корзины. | Пальцы рук переплести «корзинкой». | Язык – «чашечкой». |
112. | Тяжело нести корзины. Увидели лошадку и поехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Гоп | Прохлопать два коротких, один длинный хлопок | Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. |
113. | Приехали домой. | Соединить кончики пальцев («домиком»). | Язык присосать к нёбу (крыша домика). |
114. | Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: «Громко хлопаем в ладошки, головой слегка качаем, руки кверху поднимаем» | Соединить ладошки вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх. | Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. |
115. | Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно я говорить хочу. | Сжимать и разжимать пальцы в кулак. | Чередовать положение губ «улыбка» - «забор» |
Благодаря использованию нетрадиционной техники биоэнергопластики в работе с детьми по коррекции дефектных звуков у детей - логопатов идет быстрее, эффективнее, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. Включение в гимнастику кинезиологических упражнений, синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.
Список литературы:
- Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г Бушлякова.- М.: Издательство Детство-Пресс, 2011. - 240с.
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / 2013.- 19с.
- Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский.- Питер: Родителям о детях, 2017.- 29с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665636-1441968844.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-336159-1384012627.jpg)
«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных заданий, которые так...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556204-1419515716.jpg)
Использование дидактических игр при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-241410-1591282135.jpg)
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-126015-1363628849.jpg)
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841542-1478057330.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000632-1516806519.jpg)
Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....