Формирование речевой и коммуникативной активности детей через выступления на публике. Конкурс стихов "К нам весна шагает тёплыми шагами..."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дети с речевыми нарушениями испытывают болдьшие трудности при публичных выступлениях. Конкурс стихов - доступная и эффективная форма работы по преодолению у них личностных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_stihov.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой и коммуникативной активности детей через выступления на публике. Конкурс стихов "К нам весна шагает тёплыми шагами..."
учитель - логопед МАДОУ № 15 "Страна детства" Плотницкая Л.А.,
г. Кызыла, Республики Тыва
Системное нарушение речи отражается не только на звукопроизношении, усвоении лексико - грамматических средств родного языка и его синтаксических конструкций, развитии связного высказывания, но и на эмоционально - волевой сфере, поведении детей. Чаще всего, дошкольники, имеющие нарушения речи, бывают замкнутыми, стеснительными, их речь сопровождается навязчивыми движениями. Поэтому важно сформировать у детей не только правильную речь, но помочь им поверить в себя, повысить самооценку, раскрыть творческий потенциал каждого из них.
Публичные выступления на утренниках, в совместных с родителями мероприятиях, организуемых в ДОУ для детей с речевыми проблемами , способствуют решению этих задач. Одной из доступных форм работы является конкурс стихов. Он посвящён одной теме, что даёт возможность активизировать у детей накопленный словарь , обобщить имеющиеся у них знания. Конкурс планируется в конце учебного года, что позволяет педагогам оценить качество сформированных навыков в меняющихся речевых ситуациях, а детям продемонстрировать результаты своего труда по исправлению речевых дефектов.
Коррекционные цели:1.воспитывать правильное произношение всех звуков речи;
2.формировать временные отношения и причинно - следственные связи;
3.учить выразительности прочтения стихотворных произведений;
4.формировать речевую и коммуникативную активность детей;
5. создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.
Образовательные задачи: 1.расширить представление детей о весне и пополнить словарный
запас по теме;
2.активизировать слова - антонимы в речи детей;
3.учить выразительно и эмоционально читать стихи;
4. учить давать полный, обоснованный ответ на поставленный вопрос;
5.формировать успешность дошкольников через выступления на
публику.
Воспитательные задачи: 1. воспитывать внимательное отношение к окружающему миру;
2. прививать любовь к поэтическому слову;
3. воспитывать доброе отношение к сверстникам, чувства сопереживания
и поддержки друг к другу.
Интеграция в образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы".
Оформление зала: на панно - солнце и стаи ласточек, вдоль стены - весенние цветы;
Оборудование: модель "Времен года" , презентация "К нам весна шагает тёплыми шагами...", корзина и мячики, грамоты и призы.
Ход:
1.Входят дети (девочки с лентами в волосах, мальчики - с цветами в петлицах), держась за руки и проговаривая:
"Ау, ау, аукаем,
Весну мы приаукиваем,
Приди, весна ,к нас с радостью,
С великой к нам милостью,
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою,
С тёплым летечком!"
Дети становятся полукругом около макета "Времён года"
Логопед: "Такими песнями - веснянками встречали на Руси приход весны. Люди бережно относились к природе и потому обращались к ней, как к человеку с просьбой о тепле, милости и урожае. Посмотрите, что перед вами?"
Дети: "Это модель времён года".
Логопед: "Эта модель вам уже знакома. Скажите, с какого времени начинается год? Каким цветом он обозначен? Почему? Сколько месяцев длиться зима?"
Дети прохлопывают и говорят : "Январь, февраль, март"
Логопед: " И вот мы уже встречаем весну. Каким цветом она у нас обозначена? Почему? Сколько месяцев у весны? Назовите их. От чего же зависит смена времён года?"
Дети: "От солнца."
Логопед: "Именно солнце управляет всем живым на нашей планете. Вот оно у нас (показывает на солнце, расположенное на панно): Зимой оно ходит низко, а весной.... высоко; поэтому день зимой короткий, а весной ...длинный; зимой солнце светит тускло, а весной .... ярко; поэтому зимой погода холодная, а весной... тёплая; небо зимой серое и низкое, а весной ... голубое и высокое. Поэтому и настроение у людей хорошее и мы с радостью будем славить весну стихами".
Презентация: слайд №1.
Логопед: "В марте первый луч солнца упал на снежные шапки деревьев, на снежное покрывало земли и появились на крышах сосульки, зазвенела капель..."
«Сосульки» А.Инчин
«Блестящие, звенящие,
Хрустят, как леденцы,
Под крышами висящие
Сосульки – сорванцы.
Блестящие, звенящие,
Как солнышка лучи,
Отсюда начинаются
Весенние лучи»
Слайд №2.
Логопед: "Второй луч солнца упал на заскучавшего во дворе снеговика...."
«Снеговик» Е.Рыбак
«В небе солнышко играет,
Нас ладошкой задевает,
Наши щёчки, наши щёчки
Подрумянило слегка.
В небе солнышко смеётся,
Своего оно добъётся -
Все сугробы, все сосульки
Превратятся в облака.
Снеговик стоит печальный.
На земле он гость случайный.
Постоит он и растает.
Он растает, а пока…
Снеговик тихонько плачет,
И ему нельзя иначе –
Он стремится превратиться
В озорные облака»
Слайд №3.
Логопед: "Третий луч солнца пригрел землю на проталинах и на них появились самые первые, самые нежные цветы..."
«Плакала Снегурочка» А. Белозёров
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники,
Снегурочкины слёзы.
Слайд №4.
Логопед: "Теперь вслед за подснежниками будут распускаться и другие первоцветы: мать - и - мачеха, фиалки, одуванчики, ландыши... всё выше и выше ходит солнце по небосклону, его лучи греют всё сильнее и сильнее, и вот уже запели, зажурчали повсюду ручьи..."
«Апрель» С. Питиримов
«Снова я слышу весёлые трели,
Это капели, как птицы запели,
Это повсюду, не зная печали,
Звонко ручьи зажурчали.
Каждая лужа светло заблистала,
Каждая щепка корабликом стала»
«Март» Я. Аким
«Долго шла весна тайком
От ветров и стужи.
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
"Скор, скоро быть теплу!" -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба".
Слайд №5.
Логопед: "В апреле пятый луч солнца взломал лёд на реке. Зашумели, забурлили весенние воды, начался ледоход, а с ним наступило половодье..."
«Как начался ледоход» И.Беляков
«Уж весна, тепло кругом,
А наша речка подо льдом.
Чтоб лёд тяжёлый приподнять,
Чтоб сокрушить его, сломать,
У речки сил не достаёт.
На этот старый крепкий лёд
Вдруг трясогузка села.
Сначала песню спела.
Слегка подпрыгнула. Потом
По льду ударила хвостом.
Тяжёлый раскололся лёд,
Вот так начался ледоход.»
Слайд №6.
Логопед: "Шестой лучик мягко коснулся вербы под окном и на ней тут же появились пушистые комочки..."
«Март» Я. Аким
«Долго шла весна тайком
От ветров и стужи.
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
"Скор, скоро быть теплу!" -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба".
Слайд №7.
Логопед: "Седьмой лучик солнца пригрел животных, а многих пробудил ото сна..."
«Весна» К. Кубилинскас
«Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Берёзового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь!
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна - красавица
Зовёт со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов!"
Слайд №8.
Логопед: "С восьмым лучом солнышка потянулись с юга стаи птиц, спешат они, торопятся к родным гнёздам, чтобы вывести на родине своих птенцов..."
"Веснянка" русская народная песня
"А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки по улице
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают
И летят, и летят... "
Слайд №9.
Логопед: "А мае лучик солнышка спрятался за тучку и вот уже загромыхал первый гром, пролилась тучка благодатным дождём на землю, а над лесом повисла разноцветная радуга..."
«Чудеса» В. Степанов
«По опушке шла весна,
Вёдра с дождиком несла.
Опустилась на горке-
Опрокинула ведёрки.
Зазвенели капли.
Загалдели цапли,
Испугались муравьи-
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло-
Чу-де-са!»
Слайд №10.
Логопед: "Десятый же луч солнца рассыпался по лицам детей, стайками бегающих по нежной зелёной траве..."
«Веснушки» В. Степанов
«Разбросало на опушке
Солнце рыжие веснушки.
Собирают девочки,
Собирают мальчики
Ни малину, ни грибы –
Одуванчики.
Прибегут домой с цветами –
В золотых веснушках сами»
2. Активизация словаря по теме - "Пополни копилку слов"
Логопед: "Пришла весна и мы запоминаем новые слова - "весенние". Сейчас важно, чтобы каждый из вас смог положить в нашу копилку хотя бы одно слово, а для этого нужно раскрыть его значение." (при правильном раскрытии значения слова логопед опускает в яркую корзиночку мячик).
Сосульки, проталины, первоцветы, ледоход, половодье, стаи птиц, клин журавлей, капель, трель, подснежник, скворечник, скворец, порхать, запашистый, журчать, почки на деревьях, ручьи.
3. Релаксация.
Логопед: "Ребята, мы молодцы! Наша копилка полнена "весенними" словами мы. Весна дарит людям тепло, веселье, надежду, радость, добро. Мы с вами тоже сделаем всем гостям приятный и добрый подарок:
"Солнце большое греет в вышине,
А улыбку добрую я дарю тебе.
Улыбку добрую всем дарю вокруг:
Вам ,тебе, и тебе, мой друг".
4.Итог.
Логопед: "Наш конкурс стихов подошёл к концу. Его итоги подведёт жюри".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Консультация для родителей, педагогов. Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом в процессе игры.
Консультация для родителей, педагогов.Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом в процессе игры. Группы аутизма в зависимости от взаимодействия с окружающей с...
" Этапы формирования речевых и коммуникативных навыков в процессе адаптации детей к ДОУ"
Изменения речевой активности детей в период адаптации,относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников.В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере обще...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...
Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха...