Особенности развития лексики у старших дошкольников со стертой дизартрией
статья по логопедии на тему

Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексической стороны речи, фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.
Наиболее распространенным вариантом симптоматики при стертой дизартрии является общее недоразвитие речи. В структуре общего недоразвития речи при стертой дизартрии, наряду с фонетико-фонематическим недоразвитием, отмечаются и существенные нарушения лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности развития лексики у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексической стороны речи, фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.
Наиболее распространенным вариантом симптоматики при стертой дизартрии является общее недоразвитие речи. В структуре общего недоразвития речи при стертой дизартрии, наряду с фонетико-фонематическим недоразвитием, отмечаются и существенные нарушения лексики.
      Дети с нормальным речевым развитием делают ошибки лишь при назывании 42 слов, то у детей со стертой дизартрией количество таких слов равняется 174, т.е. в 3 раза больше.
       Многие общеупотребительные слова, которые усвоены детьми с нормальным речевым развитием, не входят в активный словарь детей со стертой дизартрией.
       У дошкольников со стертой дизартрией выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий,  квадратный)
       В глагольном словаре дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.
Значительно труднее детьми со стертой дизартрией усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки предметов.
      Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
      Дети с нарушением речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.Среди вербальных парафазий у детей со стертой дизартрией наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
       Н.В. Серебрякова выделила следующие типы замен слов у детей со стертой дизартрией: замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось -- олень, тигр -- лев, рысь--кошка); замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток -- лед, вешалка – пальто);
смешения слов, обозначающих часть и целое( фара -- машина, палец -- рука); замены слов, обозначающих внешне сходные предметы (подоконник – полка); использование словосочетаний в процессе поиска слова. ( кровать -- чтобы спать);  замены словообразовательными неологизмами (маляр – красильщик); замены однокоренным словом ( водопроводчик – водопровод);
замены слов, сходных по звучанию (персик – перец).
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.
       Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса - пчела,ворона-грач).
      Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты,ширины,толщины.
       В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет - идет, воркует – поет). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет - га-га-га, кукарекает - ку-ка-ре-ку, каркает - кар-кар.
Для детей со стертой дизартрией характерна вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

По данным Е.Ф.Соботович   у детей со стертой дизартрией, в отличие от нормы,  процесс поиска осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее внимание оказывают ассоциации различного характера.

Согласно исследованиям Е.Ф.Архиповой  особенности лексики детей со стертой дизартрией, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющими иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
       Л.В.Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря в трудности актуализации его в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. Неадекватное использование антонимических средств языка обусловлено недостаточностью осознания парадигматических связей и отношений. В языковой продукции распространены модели антонимических пар, в основе которых лежит элемент отрицания.

Полученные данные свидетельствуют о том, что дети со стертой формой дизартрии даже к 6 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.

В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речиу старших дошкольников со стертой дизартрией....

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений психомоторного развития являе...

Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....

Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

Статья на тему :  Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией...

«Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников со стертой дизартрией как условие результативности деятельности учителя-логопеда»

Актуальностьисоциальнаязначимостьданнойтемыподтверждаетсязначительнымростомколичестваучащихся-дисграфиков....