Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) "Развитие фонематических процессов"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Миронова Ольга Викторовна

Конспект направлен на развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления у детей дошкольного возраста, на закрепление зниния детей о букве и звуке, о гласных и согласных звуках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие фонематических процессов»

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

В подготовительной группе

Компенсирующей направленности (с нарушением речи)

Используемые современные  образовательные технологии:

  1. Обучение в сотрудничестве
  2. Игровые технологии
  3. Развивающие технологии
  4. Технология проблемного обучения

Тема: «Развитие фонематических процессов».

Цели: Образовательные:

  • Закрепить знание о звуке и букве.
  • Закрепить знание о гласных и согласных звуках.
  • Закрепить умение давать характеристику звукам русского языка.                                
  •  Закрепить умение составлять предложение с опорой на картинку.

Коррекционные:

  • Закрепить навыки звуко-слогового  и звуко-буквенного анализа слов.
  • Продолжать работу над развитием фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, и память детей.
  • Развитие буквенного гнозиса.
  • Развивать слуховое внимание, мышление, память.
  • Развивать общее речевые навыки.
  • Следить за правильным звукопроизношением.
  • Развитие общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитывать активность на занятие.
  • Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: игрушки: Буратино и Незнайки, грибочки с предметными картинками, лепестки с неправильно написанными словами, 2 ватмана с недописанными словами, кружки с изображением букв, карандаши, фланелеграф, поезд, составленный из кубиков.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются и садятся за парты.

  1. Орг. момент.

Логопед: Сегодня в группу нам принесли письмо от наших сказочных друзей: Незнайки и Буратино. Давайте прочитаем его.

« Ребята, мы очень хотим научиться читать и писать, но как мы не старались у нас ничего не получается. Мы вас очень просим вас приехать и помочь нам.

Ваши друзья: Незнайка и Буратино.»

Логопед: Ребята, вы хотите помочь Незнайке и Буратино?

Дети: Конечно, мы поможем.

Логопед: Тогда давайте отправимся в дорогу. Путешествовать мы будем на поезде. Путь нам предстоит неблизкий, и мы сделаем остановку в лесу. Только вы запоминайте все слова, с какими мы встретимся за время нашего путешествия. А теперь пора рассаживаться по вагончикам.

  • В первый вагончик сядет, тот у кого имя начинается на звук – П –

Садится: Полина.

  • Во второй вагончик сядет, тот у кого имя начинается на звук – А –

Садится: Андрей.

  • В третий вагончик сядет, тот у кого в имени третий звук – ТЬ –

Садится: Катя.

  • В четвёртый вагончик сядет, тот у кого в имени есть звук – Ж-

Садится: Серёжа.

  • В пятый вагончик сядет, тот у кого имя начинается на звук – К-

Садится: Ксюша.

  • В шестой вагончик сядет, тот у кого имя начинается – ДЬ -.

Садится: Динара.

       Дети рассаживаются по вагончикам.

  1. Логопед: Вот мы и отправились в дорогу. Скажите, как гудит поезд.

Дети:  ТУ-ТУ –У – У.

Логопед: Давайте поможем нашему паровозику преодолеть горки.

(Произносим ТУ-У-У, понижая, повышая голос).

  1. Логопед: Ребята, вот и лес, пора немножко отдохнуть, погулять по лесу.

(Выходим из поезда и гуляем по лесу).

  • Логопед: Что растёт в лесу?

    Дети: В лесу растут деревья, грибы, ягоды, цветы.

  •  Логопед: А в этом лесу очень много грибочков, давайте соберём их и подарим  Буратино и Незнайке.

(Дети собирают грибочки).

  • Логопед: Ребята, а грибочки, то непростые, а волшебные, с картинками. Посмотрите на свои картинки и скажите, сколько в названии вашей картинки звуков и назовите их по порядку.

Дети:  У меня на картинке  коза, в слове коза – 4 звука: к, о, з, а. Слова: ботинки, шкаф, корова, собака, игрушки, книга, малина.

  • Логопед: Молодцы, вы справились с заданием. Возьмите грибочки и продолжим путь. Чтобы путь нам показался короче, давайте немного поиграем. Составьте предложения с названием ваших картинок.

(Дети составляют предложения. Мы с мамой пошли в магазин и купили игрушечную козу).

  • Логопед: Вот мы и приехали в сказочную страну. Нас встречают Буратино и Незнайка. Давайте подарим им грибочки, только Незнайке те картинки, название, которых состоит из 1-2 частей. Буратино, те картинки, название, которых состоят из 3-4 частей.

(Дети дарят картинки сказочным героям).

Дети: Я подарю книгу Незнайке, так как это слово состоит из 2-х частей.

Логопед: Посмотрите, как старались, научится читать Б-о и Н-а. По всей стране они разбросали буквы. Но они не знают, что бывают ещё и звуки: согласные и гласные , которые обозначают буквы. Назовите, какие вы знаете гласные звуки?

Дети: А,О, У, И, Э, Ы.

Логопед: А какие вы знаете, согласные звуки, назовите их?

Дети: П,М,Р,Н,С, и т.д.

Логопед: Разделитесь на две команды. Первая команда соберёт, те буквы, звуки, которых звонкие. Вторая, те буквы, звуки, которых глухие.

(Дети собирают буквы: ш, ж, з, с, л, х

Логопед: А теперь придумайте с этими звуками слова. И определите место звука в слове.

(Дети придумывают слова, и определяют место звука в слове).

Дети: У меня звук Ш – он глухой. Моё слово – шапка. В слове шапка звук стоит в начале слова.

Логопед: Давайте научим Б. и Н. зарядке про Буратино.

(Физ. Минутка. «Буратино».

Логопед: Буратино хочет подарить цветочек, самой прекрасной девочке из своей сказки, как её зовут?

Дети: Мальвина.

Логопед: Но ему нужно помочь составить цветочек. Для этого нужно прочитать слово на каждом лепесточке.

Дети: читают слова и составляют цветок.

Логопед: Вот мы и помогли Буратино, а Незнайка просит помочь дописать слова. Первая команда допишет 1слово, 2- второе.

Дети: дописывают слова:

Логопед: На прощание покажем Б. и Н. как мы умеем делать звуковой анализ слов. Б. и Н. дадут нам картинки со словами и мы выложим звуковые схемы этих слов.

Дети: вкладывают звуковые схемы.

Малина и книга.

Логопед: За то, что мы помогли нашим сказочным друзьям, они дарят нам сундучок с подарками, но мы его откроем, только когда вернёмся домой. А теперь пора занимать свои места в поезде и отправляться обратно.

 Дети: занимают места в поезде).

Логопед: Чтобы быстрее приехать домой поиграем в игру «Цепочка».

Дети: Играют: кот – том – мама – автобус – сон – и т.д.

Логопед: Вот мы и вернулись из нашего путешествия, давайте сядем за парты вспомним и напечатаем слова, с которыми мы встречались ни занятии, (по 2 слова), и отправим их Б. и Н., они будут учится читать.

Дети: пишут слова.

Логопед: А теперь прочитайте свои слова.

Дети: читают слова.

Итог:

Логопед: Какие вы сегодня молодцы, вы помогли нашим друзьям, выполнили много заданий, теперь пора открыть наш сундучок и получить подарки от Буратино и Незнайки.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие». Тема: «Птицы - наши друзья»

Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы» Задачи: - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни. - развивать...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Признаки осени»

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени ....

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...