Мастер класс для родителей «Путешествие на цветочную полянку»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Мастер класс для родителей
«Путешествие на цветочную полянку»
Цель: научить родителей выполнять различные виды логопедического массажа и артикуляционных упражнений, для улучшения речевой функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_roditeley_puteshevstvie_na_tsvetochnuyu_polyanu.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для родителей
«Путешествие на цветочную полянку»
Подготовил
учитель -логопед
I квалификационной категории
Киселева Н.П.
2016год
Цель: научить родителей выполнять различные виды логопедического массажа и артикуляционных упражнений, для улучшения речевой функции.
Задачи
1. Развитие дыхания.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Вызвать положительные эмоции
5. расширение словаря по заданной теме
1.орг. момент
В кругу с мячом, чего хотите от этого мастер-класса,
2. Научить родителей делать артикуляционную гимнастику вместе с детьми, дети по очереди подходят берут картинку упражнениями читают стихи делают упражнение, а родители повторяют
-Часики
-Вкусное варенье
-чищу зубки
-маляр
-качели
3. что-то засиделись наши мамы предлагаем отправиться на цветочную полянку. Физминутка « путешествие»
4.гулял, гуляли, а вы не устали. Предлагаем детям присесть на стульчики
Для включения в движение невидимых нёбно-глоточных, гортанных и подъязычных мышц, необходимых для зонирования, а также для повышения активности этих мышц проводятся следующие упражнения.
1) гимнастика языка с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается максимально вытянуть язык. Если он не может сделать это самостоятельно, логопед помогает ему. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь ротовой полости, а логопед легкими рывками вытягивает его.
2) открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).
3) запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления .
Расслабление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание от середины лба к вискам;
2) поглаживание от бровей к волосистой части головы;
3) поглаживание от линии лба вокруг глаз;
4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
7) легкое постукивание губ пальцами.
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.
Укрепление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание лба от середины к вискам;
2) поглаживание лба от бровей к волосам;
3) поглаживание бровей;
4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6) сжимание подбородка ритмичными движениями;
7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9) пощипывание щек.
При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком:
1) для тренировки вдоха и выдоха через рот логопед закрывает ноздри ребенка и просит его: «Давай подышим, как собачка»;
2) для тренировки носового вдоха и выдоха логопед закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек»;
3) рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимает другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений;
4) для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться;
5) для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь»;
6) для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит». Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания;
7) ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь ветер?» Затем на свою руку дует сам ребенок;
8) наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.
Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации позиции головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса (круговые движения головой по часовой и против часовой стрелки — для расслабления шейно-гортанных мышц).
Для включения в движение невидимых нёбно-глоточных, гортанных и подъязычных мышц, необходимых для зонирования, а также для повышения активности этих мышц проводятся следующие упражнения.
1) гимнастика языка с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается максимально вытянуть язык. Если он не может сделать это самостоятельно, логопед помогает ему. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь ротовой полости, а логопед легкими рывками вытягивает его.
2) открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).
3) запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (рука логопеда на лбу ребенка).
Для укрепления мышц нёбной занавески с целью активизации движений мягкого нёба используют следующие упражнения с чередованием ее расслабления и напряжения:
— произвольное глотание капель воды;
— стимуляция зевания и кашлеподобных движений;
— произнесение гласного [а] на твердой атаке (далее — слогов со звонкими согласными ба, да, га, ва);
попеременное произнесение: м-па-м-па..., м-бай-м-бай...
При логопедической работе по развитию голоса полезно использовать совместное с логопедом пение, выразительную декламацию, медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных, согласных, слогов. Одновременно необходимо тренировать увеличение длины речевого выдоха: сначала на одном выдохе произносится по одному гласному звуку ([а], [о], [у], [э]) потом — по два ([а] — [э], [о] — [у], [у] — [ы], [э] — [и]), затем -по три ([а] — [э] — [о], [о] — [у] — [и]) и четыре и т.д. Потом произносятся слоги с удлинением их цепочек, затем слова и, наконец, стихотворения.
Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. В процессе работы необходимо формировать у детей произвольное изменение силы голоса от громкого до тихого, и наоборот, усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания. Примером подобных упражнений может быть счет с постепенным усилением голоса (прямой счет) и с его ослаблением (обратный счет), а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса:
В лесу кричу: «Ау! Ау!» (громко)
А мне в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)
Горе кричу: «Ау! Ау!» (громко)
Гора в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)
Для развития высоты, силы и тембра голоса большое значение имеет использование различных логопедических игр («Эхо», «В лесу», «Ветер»), чтение сказок по ролям, игры-инсценировки («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок»). Логопед учит детей подражать голосам героев сказок. Например, при инсценировке сказки «Три медведя» один ребенок подражает голосу Михаила Ивановича (низкий, грубый голос), другой — Настасьи Петровны (голос средней высоты, мягкий, ласковый), третий ребенок говорит голосом Мишутки (высокий, тоненький).
2. Пальчиковая игра «Дождик»:
Дождик песенку поет:
«Кап-кап-кап!»
Только кто ее поймет?
Кап-кап-кап!
(пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом все быстрее).
Не пойму ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы.
И зеленая трава,
И весенняя листва.
(пальцы барабанят быстро-быстро – ливень)
Лучше всех поймет зерно,
Прорастать начнет оно.
(пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются).
Укрепление губной мускулатуры:
1) поглаживание от середины верхней губы к углам;
2) поглаживание от середины нижней губы к углам;
3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
4) пощипывание губ;
5) покалывание губ.
3. Упражнения для развития мимических мышц лица:
1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
2) нахмуривание бровей;
3) поднимание бровей (образование продольных морщин);
4) надувание щек;
5) проглатывание слюны;
6) открывание и закрывание рта;
7) жевательные движения.
4. Упражнения для развития губной мускулатуры:
1) вытягивание губ вперед трубочкой;
2) растягивание их в стороны;
3) чередование движений «хоботок» — «оскал»;
4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;
6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Упражнения для язычной мускулатуры:
1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
2) выдвигание языка вперед;
3) втягивание языка назад, внутрь;
4) опускание языка вниз;
5) приподнимание языка вверх;
6) боковые отведения (вправо и влево);
7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
8) суживание языка и заострение его;
9) переключение различных позиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Путешествие в песочную страну"
Игры с песком и сыпучими материалами улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Так...
Мастер-класс для родителей. «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом....
Мастер-класс для родителей «Путешествие Алисы в мир чудес»
Мастер-класс для родителей «Путешествие Алисы в мир чудес»Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:1...
Мастер - класс для родителей "Путешествие в мир сенсорики"
Данный мастер - класс поможет родителям в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста...
Мастер-класс для родителей "Путешествие с капелькой"
Мастер-класс для родителей "Путешествие с капелькой"...
Мастер - класс для родителей "Путешествие в лето". Тестопластика.
Знакомство родителей с тестопластикой. Поделки из солёного теста....
Мастер класс для родителей «Путешествие в Цветочную страну» (техника оригами)
Творческое занятие направлено на создание благоприятного микроклимата, развитие умения понимать эмоциональное состояние свое и других людей. Через психологические игры и упражнения участники учатся вл...