Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный материал из опыта работы может быть рекомендован для учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей логопедических групп, родителей для самостоятельных занятий с детьми.
Введение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методическое пособие
Рецензенты:
В.В. Косова, доцент кафедры ПМНО Института непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н,Ф, Катанова, кандидат педагогических наук;
Т.А.Дорофеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ИНПО ХГУ им.Н.Ф, Катанова.
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный материал из опыта работы может быть рекомендован для учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей логопедических групп, родителей для самостоятельных занятий с детьми.
Введение
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Родители в век компьютеризации все меньше внимания уделяют своим детям. Им легче и проще включить мультфильм или «посадить» ребенка за компьютер. Взрослые не беседуют с детьми, не задают им вопросов, не создают ситуации, в которых раскрываются недочеты понимания и употребления слов ребенком. А ведь активный образ семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
Недаром гласит русская пословица: «По речи узнают человека».
И действительно, с грамотным человеком приятно пообщаться, и время в беседе пролетает незаметно.
Сегодня, в 21 веке, быть грамотным - значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.
Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей старшего дошкольного возраста особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева.
Формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии в коррекционных методиках придается особое значение. Так ряд авторов показывают определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций.
В пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения)» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Она предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи в определенной последовательности. В данном пособии показана работа по построению простых лексико-грамматических конструкций, по расширению знаний о предлогах, описывается, как научить детей составлять простые и сложные предложения. В пособии представлена коррекционная работа над связной речью, оно также включает речевой материал, который может использоваться на занятиях.
Профессор Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова указывают на значимость поэтапной системы формирования лексико-грамматического строя, его грамматических конструкций на основе усвоения согласования существительных с прилагательными, числительными и глаголами. В пособии даны примерные конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. Приложение содержит разделы с рекомендациями по работе:
– воспитателя и музыкального руководителя;
– родителям с детьми в домашних условиях.
В работе «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой описывается логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников на основе развития словаря ребенка. Там же представлены приемы формирования лексико-грамматических конструкций, закрепление их с помощью специально подобранных упражнений.
В «Логопедии в детском саду» учитель-логопед Смирнова Л.Н представила материал, содержащий многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие всех компонентов речи и в том числе лексико-грамматических конструкций. В книге приведены примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам.
Система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи освещается в пособии «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В нем подробно описываются основные проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Изложены основные приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи.
В работе Л.Ф. Спировой «Приемы выявления речевых нарушений у детей» показана методика обследования речи дошкольников.
Т. П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва в книге «Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития» подробно описывают логопедическое обследование грамматического строя речи у детей и рассматривают последовательность формирования лексико-грамматических конструкций.
Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться на занятиях для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления.
Таким образом, нарушения речи при общем недоразвитии носят системный характер и затрагивают многие стороны речевого развития. Этиологию общего недоразвития речи составляют различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на общее развитие ребенка. Поскольку основную трудность в коррекционной работе представляет формирование лексико-грамматических конструкций, то этой работе следует уделить особое внимание. При коррекции имеющихся нарушений необходимо учитывать определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций, использовать наглядный и раздаточный материал, проводить различные упражнения и игры, изучать динамику развития речи у детей дошкольного возраста.
Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи. Помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств при выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических конструкций:
– смешение падежных форм («едет машину» - на машине);
– частое употребление существительных в именительном падеже, вместо необходимых падежей;
– неправильное употребление числа, рода и времени глаголов;
– неумение согласовывать существительные с числительными («два карандаш» - два карандаша);
– отсутствие согласования прилагательных с существительными («небо синяя», «солнце огненная»).
Дошкольники неправильно соотносят существительные и местоимения («солнце низко, он греет плохо»), допускают ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов («мальчик рисуют»). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
При общем недоразвитии речи выделяются неправильные формы сочетания слов в предложении:
– ошибки при употреблении родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «много ложков»);
– неверное использование падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»);
– неточное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени («дерево упала»);
– ошибки в использовании предложно-падежных конструкций («под стола», «в дому»).
Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.
Коррекционные направления и задачи при формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:
- обогащение словаря;
- уточнение значений слов;
- формирование словоизменения;
- формирование словообразования.
Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса, качественное обогащение словаря.
Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.
В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова. В процессе проведения этой работы детей старшего дошкольного возраста учим дифференцировать значения слов по различным признакам.
В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов – существительных, прилагательных, глаголов; вырабатываются представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с существительным предлог.
В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводится в ходе работы над предложением.
Основными задачами логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи являются:
- обогащение словаря;
- уточнение значений слов;
- усвоение морфологических средств языка.
Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.
Тематическое планирование и содержание работы
месяц | недели | лексич. тема | Старшая группа | Подготовительная группа |
сентябрь | 1-2 | Обследование | ||
3 | Овощи | Познакомить с понятием «предмет» (огород, огурец, мешок…). | Познакомить со значением предлога ЗА. Составление предложений (За шкаф укатился мяч.) Образование относительных прилагательных (огуречный, тыквенный….) | |
4 | Фрукты | Познакомить с понятием «неживые предметы» (корзина, лопата, яблоко…). | Познакомить со значением предлога ИЗ-ЗА. Составление предложений (Из-за шкафа выглядывает кот.) Образование относительных прилагательных (яблочный, ананасовый...). | |
октябрь | 5 | Ягоды | Познакомить с понятием «живые предметы» (птица, человек, животное…). | Употребление существительных в В. п. ед.ч. (вижу бруснику, костянику..). Образование прилагательных от существительных (ягода – ягодный, вкус-вкусный…). |
6 | Грибы, деревья | Дифференцировать понятия «живой и неживой предмет». | Согласование существительных с числами 1,2,5 (один боровик, два боровика, пять боровиков…) | |
7 | Хлеб | Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО (один колос, одна сеялка, одно поле…). | Согласование существительных с числами 1,2,5 (один колос, два колоса, пять колосьев…). Употребление слов-антонимов (горячий-холодный…). | |
8 | Осень | Употребление существительных во множественном числе (птицы, листья, деревья…). | Образование наречий от прилагательных (холодный – холодно, холоднее…). Образование прилагательного от существительного (осень – осенний..). | |
ноябрь | 9 | Птицы | Употребление существительных во множественном числе (журавли, аисты, совы…). | Образование притяжательных прилагательных (синичий, журавлиный…). Употребление приставочных глаголов (залететь-вылететь…). |
10 | Дом.животные | Согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ (мой кот, моя собака, мои животные…). | Образование притяжательных прилагательных (кошачий, коровий…). Употребление приставочных глаголов (зашел-вышел…). | |
11 | Дик.животные | Употребление существительных со словом «много» (много волков, зайцев…). | Образование притяжательных прилагательных (волчий, заячий…). Употребление приставочных глаголов (залез-вылез…). | |
12 | Одежда | Употребление существительных во множественном числе и со словом «много» (кофта-кофты-много кофт…). | Познакомить со значением слов «надевать» и «одевать». (Я надела куртку. Я одеваю брату кофту.) | |
декабрь | 13 | Обувь, гол.уборы | Познакомить с понятием «признак» (теплый, шерстяной, черный…). | Закрепить значение слов «надевать» и «одевать». |
14 | Транспорт | Закрепить употребление признаков (пассажирский, вместительный…) | Употребление прилагательных в сравнительной степени (Просторный – просторнее, длинный – длиннее…) Образование сложных слов (сам летает – самолет…). | |
15 | Дом, семья | Познакомить с понятием «действие» (покупать, строить, жить…). | Употребление глаголов в прошедшем времени (помогал, красил…). Образование притяжательных .прилагательных (мамина, братнина…). | |
16 | Зима | Признаки зимы. | Познакомить с употреблением родственных слов (зима – зимний, зимующий…). | |
январь | 17 | Зимние забавы | Забавы детей зимой. | Забавы детей зимой. |
18 | Части тела | Закрепить употребление действий (сидеть, бегать, думать…) | Употребление родственных слов (рука – ручной, нога – ножной…) | |
19 | Посуда | Составление предложения по схеме – признак-предмет-действие (Фарфоровую вазу купили.) | Употребление сложных слов ( кофе варит – кофеварка…) Составление ССП с союзом А (Нож прочный, а сковорода прочнее.). Познакомить со значением предлога МЕЖДУ. Составление предложения (Между тарелками стоит стакан.) | |
20 | Хлебные продукты | Употребление глаголов в 3л. ед.ч. и мн.ч. наст.вр (он покупает, они покупают…). | Образование наречий. (вкуснее, мягче, свежее...) | |
февраль | 21 | Молоко, мясо | Согласование существительных с числительными ДВА, ДВЕ (два литра молока, две сардельки…). | Падежные и предложные конструкции. |
22 | Почта | Употребление существительных в Р.п.ед.ч.и мн.ч (нет газеты, нет журналов…). | Познакомить с несклоняемыми словами (лото, пальто, шоссе..). | |
23 | Мебель | Употребление глагола в прошедшем времени (купил, отремонтировал, построил…). | Употребление глаголов в будущем времени ( Буду беречь, читать, учиться…) Несклоняемые слова. | |
24 | Электроприборы | Познакомить со значением предлога В. Составление предложений (В сумку положили ключи.) | Познакомить со значение предлога ЧЕРЕЗ. Составление предложений (Через пылесос бросили ключи.). | |
март | 25 | Инструмент | Познакомить со значением предлога ИЗ. Составление предложений (Из ящика достали отвертку.) | Употребление приставочных глаголов (положили - переложили- выложили…) . |
26 | Театр, музыка | Дифференцированное употребление предлогов В-ИЗ в предложении (В футляр положили скрипку. Из футляра достали скрипку.) | Образование профессии от существительного (гитара-гитарист, баян-баянист…). | |
27 | Профессии | Познакомить со значением предлога НА. Составление предложений (На доске пишет учитель.) | Образование профессии (ягода –ягодник, учить – учитель…). | |
28 | Весна | Познакомить со значением предлога С (СО). Составление предложений (Со стола взяли карандаш. С юга прилетели птицы.) | Употребление СПП (Наступила весна, потому что…). | |
апрель | 29 | Библиотека | Дифференцированное употребление предлогов НА-С(СО) в предложении (На стол положили книгу. Со стола взяли книгу..) | Употребление СПП (Люди ходят в библиотеку для того, чтобы…). |
30 | Город, улица | Познакомить со значением предлога НАД. Составление предложений (Над городом пролетел самолет.) | Употребление родственных слов (городской, городишко…). | |
31 | ПДД | Познакомить со значением предлога ПОД. Составление предложений (Под окном стоит машина.) | Употребление слов с увеличительными суффиксами ( домище, городище…). | |
32 | Рыбы | Дифференцированное употребление предлогов НАД-ПОД в предложении (Над водой поднялась стая. Под столом сидит кошка) | Употребление слов с увеличительными суффиксами ( ершище, пескарище…). | |
май | 33 | Страна | Познакомить со значением предлога К Составление предложений (К самолету подали трап.) | Употребление наречий (Больше, просторнее…) |
34 | Насекомые | Познакомить со значением предлога ОТ Составление предложений (От дерева отполз жук.) | Употребление слов с увеличительными суффиксами ( клопище, паучище…). | |
35-36 | обследование |
Весь лексико-грамматический материал, который представлен, распределен на два года обучения. При планировании материала учитывались все дидактические принципы: системность, последовательность, от простого к сложному и т.д.
При планировании грамматических тем и отборе языкового материала соблюдалось ряд требований. Так, предлагаемый грамматический материал соответствует коммуникативным потребностям детей данного возраста, т.е. он коммуникативно мотивирован. Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют. Новые грамматические формы и конструкции предъявляются детям на базе хорошо известной им лексики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...