дифференциация звуков
план-конспект занятия по логопедии на тему

Рубанова Дарина Сергеевна

дифференциация ш-ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического (подгруппового) занятия

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема: «Дифференциация [Ш]-[Ж]»(этап дифференциации звуков)

Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков.

Цель занятия: научить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Основные задачи:

Коррекционно – развивающие:

 Закрепление умения различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте;

- Уточнение характеристики звуков;

- Развитие умения соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов;

- Обогащение словарного запаса;

- Развитие орального праксиса, мимической мускулатуры, оперативной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Образовательные: 

- Закрепление правила правописания ЖИ-ШИ;

Воспитательные: 

- Развитие умения планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, картинки с изображением шара, жирафа; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.

Ход занятия:

1. Организационный момент..

Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня занятие у Вас проведу я, меня зовут Анжела Николаевна. Садитесь.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное)

Логопед: Давайте, ребята, с таким хорошим настроением, как на последней картинке сегодня мы с вами и будем заниматься.

2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.

(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).

Логопед: Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова) .

3.Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]

4. Сравнение звуков по артикуляции.

Логопед: Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].

[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.

(На доску вывешивается изображение звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик) .

Логопед: Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]

[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки) .

(На доску вывешивается изображение звука [Ж], рядом колокольчик) .

5. Характеристика звуков.

Логопед: Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

Логопед: Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).

Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.

6. Корректурная проба (работа по карточкам)

Логопед: Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ

ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ

7. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Логопед: Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

8. Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и записать лишнее слово в тетрадь.

9. Дифференциация [Ш] - [Ж] в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Логопед: Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [Ш] – [Ж]

Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под изображением звука.

10. Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Садитесь.

11 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

Логопед: Какой первый звук в этих словах? [Ш] – [Ж].

Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.

Логопед: Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)

12.Работа с предложениями.

Логопед: Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

Запись предложений в тетрадь. .

13.  Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

- Перед вами предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

После до_дя боль_ие лу_и. Мы на_ли е_а под ёлкой, принесли домой в ко_ёлке. Рань_е всех чи_и встают. В небе кру_ит кор_ун. Стер_ень каранда_а кро_ится. 14. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Логопед: Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...