дифференциация звуков
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического (подгруппового) занятия
Продолжительность занятия: 30 минут
Тема: «Дифференциация [Ш]-[Ж]»(этап дифференциации звуков)
Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков.
Цель занятия: научить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Основные задачи:
Коррекционно – развивающие:
- Закрепление умения различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте;
- Уточнение характеристики звуков;
- Развитие умения соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие орального праксиса, мимической мускулатуры, оперативной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Образовательные:
- Закрепление правила правописания ЖИ-ШИ;
Воспитательные:
- Развитие умения планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: пиктограммы, картинки с изображением шара, жирафа; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент..
Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня занятие у Вас проведу я, меня зовут Анжела Николаевна. Садитесь.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное)
Логопед: Давайте, ребята, с таким хорошим настроением, как на последней картинке сегодня мы с вами и будем заниматься.
2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.
(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).
Логопед: Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова) .
3.Сообщение темы занятия.
Логопед: Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]
4. Сравнение звуков по артикуляции.
Логопед: Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.
(На доску вывешивается изображение звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик) .
Логопед: Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]
[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки) .
(На доску вывешивается изображение звука [Ж], рядом колокольчик) .
5. Характеристика звуков.
Логопед: Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .
Логопед: Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).
Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.
6. Корректурная проба (работа по карточкам)
Логопед: Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
7. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»
Логопед: Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].
Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.
8. Игра «Четвертый лишний»
На доску вывешивается наглядный материал:
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и записать лишнее слово в тетрадь.
9. Дифференциация [Ш] - [Ж] в словах.
Детям раздаются по 5 предметных картинок.
Логопед: Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [Ш] – [Ж]
Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под изображением звука.
10. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Садитесь.
11 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .
Логопед: Какой первый звук в этих словах? [Ш] – [Ж].
Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.
Логопед: Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)
12.Работа с предложениями.
Логопед: Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.
(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)
Запись предложений в тетрадь. .
13. Работа с текстом по перфокартам.
(Детям раздаются перфокарты с текстом) .
- Перед вами предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до_дя боль_ие лу_и. Мы на_ли е_а под ёлкой, принесли домой в ко_ёлке. Рань_е всех чи_и встают. В небе кру_ит кор_ун. Стер_ень каранда_а кро_ится. 14. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
Логопед: Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...