Памятка для родителей по звуко-буквенному анализу слов
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данная памятка поможет родителем разобраться в таком сложном для них звуко-буквеном анализе слов. В ней приведены примеры фонетического разбора слов, классификация звуков в виде схемы. Эту памятку коллеги могут взять за основу при разработке своей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_zvuko-bukvennomu_analizu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие родители!
Этот материал поможет Вам упорядочить знания по теме «Звуковой анализ слова».
Сначала давайте вместе разберёмся, какие бывают звуки.
Итак, все звуки русского языка делятся на две большие группы:
гласные и согласные.
Звуки и буквы – это одно и то же? Нет и ещё раз нет!
Звуки – это то, что мы слышим и произносим.
Буквы – это то, что мы видим, пишем и читаем.
Одна буква может обозначать:
- два звука (как в некоторых случаях йотированные гласные: ель – [йэ]ль);
- один звук (чаще всего: например, сон – [c]он);
- или не обозначать звука (как буквы «Ь» и «Ъ»: соль – сол[ ]).
При выполнении звукового анализа слов нам обязательно нужно об этом помнить!
Например, произнесите слово «лето» и пропойте при этом гласные.
Вот какая звуковая схема у Вас получится: [л’эта]. Именно эти звуки [л], [э], [т], [а] мы и будем обозначать символами красного, синего или зелёного цветов.
Я не ошиблась: последний звук именно [а], ведь мы анализируем то, что произносим и слышим, а произносим мы [л’эта].
А теперь посмотрим на звуковую схему слова день: [д’эн’].
На что стоит обратить внимание? Во-первых, количество букв (4): «д», «е», «н», «ь» и звуков (3): [д’], [э], [н’] в данном слове не совпадает, во-вторых, буква «е» (как и в слове «лето») обозначает звук [э] и смягчает впереди стоящую согласную, а, в-третьих, мягкий знак также смягчает впереди стоящую согласную и не обозначает звука.
Таким образом, в слове «день» три звука: первый звук [д’] – мягкий согласный, обозначаем его зелёным цветом, второй звук [э] – гласный, обозначаем его красным цветом, третий звук [н’] - мягкий согласный, обозначаем его зелёным цветом. Вот как это выглядит на схеме:
Д Е Н Ь
Не так сложно. Главное, не спешить и обращать внимание, в какой позиции находится та или иная буква (особенно это касается йотированных гласных «е», «ё», «ю», «я»: в начале слова, после гласной или согласной буквы), а также помнить о некоторых «всегда» (какие звуки всегда твёрдые или всегда мягкие) и «не» (буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» звуков не обозначают).
Ниже представлена схема «Звуки русского языка», примеры звуковых схем и краткая информация, опираясь на которую Вы без труда выполните звуковой анализ абсолютно любого слова. Я на это очень надеюсь. Успехов Вам и Вашим детям!
Звуки
Гласные Согласные
(гласные звуки можно петь) (согласные звуки «не поются», воздух встречает
преграду в виде губ, языка, зубов)
Их 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]
Гласные звуки обозначают
красным цветом.
Твёрдые и Звонкие и
мягкие глухие
Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом.
Звонкость - глухость согласных звуков определяется работой голосовых складок.
Положите ладонь на горло и произнесите согласный звук.
*Если «горлышко дрожит», значит, это звонкий согласный:
[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р];
*если «горлышко не дрожит, не работает», значит, это глухой согласный:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Примеры звукового анализа слов:
К И Т Л Е Т О Ж У К Щ У К А
|
При изображении подобных схем слов согласные звуки рассматриваются с точки зрения твёрдости – мягкости:
* синим цветом обозначают твёрдые согласные звуки;
Согласные звуки [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
являются твёрдыми, если после них стоят гласные буквы «а», «о», «у», «э», «ы».
Всегда твердые согласные звуки: [ш], [ж], [ц]!
* зелёным цветом обозначают мягкие согласные звуки.
Согласные звуки [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
являются мягкими, если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я».
Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ]!
Красным цветом обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Обратите внимание: в слове «лето» буква «е» обозначает звук [э], который мы и обозначили красным цветом.
Звуков «е», «ё», «ю», «я» нет!!! Это йотированные буквы, которые могут обозначать:
*два звука, если находятся в начале слова (ёрш - [йо]рш), после гласного звука (баян - ба[йа]н) или после мягкого и твердого знаков (вьюнок - вь[йу]нок, подъезд - под[йэ]зд);
*один гласный звук после согласных:
«я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (например, мел - м[э]л, слякоть - сл[а]коть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...
Консультация для родителей по звуко-буквенному анализу слов (практический материал)
Как порой нелегко даётся малышу звуко-буквенный анализ слов. Но родителям бывает еще сложнее помочь малышу. Несколько рекомендаций родителям по занятию с ребенком звуко-буквенным анализом слов.Исходит...
Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"
Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...
Консультация для родителей «Памятка "Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ"»
Как правильно делать звуко-слоговой анализ слова, звукобуквенный анализ слога...
Консультация для родителей "Начало звуко-буквенного анализа"
Консультация для родителей "Начало звуко-буквенного анализа"...
Мастер-класс для родителей по звуко-буквенному анализу слов
Мастер-класс для родителей по звуко-буквенному анализу слов Форма проведения: мастер- класс Задачи: Познакомить родителей с согласными и гласными звуками. Определять звонкость и глухость зву...
памятка для родителей- как проводится звуковой анализ слова
примеры, как проводить звуковой анализ слова...