Коррекционный блок учителя-логопеда ГБОУ Школа №2075, ДЗ 1, Коротаевой С.В., к Адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы
с общим недоразвитием речи.
Психологическая – коррекционно-развивающая работа
с детьми подготовительной группы с ТНР.
СПИСОК
Основной диагноз детей с ОВЗ – ОНР 3 уровня
ЦЕЛЬ: 1) подготовка дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения
2) развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка
3) развитие произносительной стороны речи
4)развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ -
индивидуальные, подгрупповые коррекционные занятия 2 раза в неделю,
Длительностью 20-30 минут
Одно занятие повторяется 2-3 раза в зависимости от усвоения материала и для обеспечения ситуации успеха.
Для обеспечения эффективности проводимой работы детям даются задания на дом в рабочих тетрадях.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЕРИОД РАБОТЫ – 9 мес.(сентябрь – май)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать существительные от глаголов, прилагательные от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы существительных ;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
Постоянный компонент каждого сеанса
- общее расслабление
- развитие общей моторики
- развитие мелкой моторики
- массаж лица
- развитие мимических мышц
- артикуляционная гимнастика
- работа по развитию дыхания и голоса
- упражнения по развитию произношения
- развитие фонематического слуха
-связь звука и буквы
- автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах
- упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Осень. | Звук и буква У. | Формирование нормативного словаря (словаря существительных) по теме. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски |
Осень. | Звук и буква А | Периоды осени. Осенние месяцы. Согласование существительных с глаголами. Согласование существительных с прилагательными. | Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. | |
Октябрь | Деревья осенью. Листья. | Звуки У-А. | . Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. | Пересказ рассказа «Как в лесу деревья вырастают?» по сюжетным картинкам. |
Деревья осенью. | Звук и буква И. | Образование прилагательных от существительных. | Составление рассказов-описаний о деревьях. | |
Овощи. | Звуки П и Пь. Буква П. | Знакомство детей с понятием твердый и мягкий согласный. Определение места звуков в словах. | Расширение знаний детей об особенностях различных овощей | |
Овощи. | Звуки К и Кь. Буква К. | Труд взрослых на полях и огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа, настоящего времени. | Пересказ рассказа « Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. | |
Фрукты. | Звуки Т и Ть. Буква Т. | Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. | Пересказ рассказа «Яблонька» по серии сюжетных картин. | |
Фрукты. | Звуки К-Т. | Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования. | Составление рассказов-описаний о фруктах. | |
Насекомые. | Звуки П-Т-К. | Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. | Пересказ рассказа «Трудолюбивый, как пчела!» с опорой на серию сюжетных картин. | |
Насекомые. | Звук и буква О. | Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме. | Составление рассказов-описаний по теме «Насекомые». | |
Ноябрь | Перелетные птицы. | Звуки Х и Хь. Буква Х. | Формирование навыков словообразования. | Знакомство с зимующими и перелетными птицами. |
Перелетные птицы. | Звуки К-Х. | Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Ласточкино гнездо». | |
Грибы | Звук и буква Ы. | Согласование имен существительных с числительными. | Составление рассказов-описаний о грибах. | |
Ягоды | Звуки А, У, И, Ы, О. | Образование прилагательных от существительных. | Составление рассказа по серии сюжетных картин «В лес за земляникой» | |
Домашние животные и их детеныши. | Звуки М- Мь. Буква М. | Развивать фонематические представления. Обучать самостоятельному звуко-слоговому анализу слов. Составление предложений по опорным словам. | Закрепление и расширение знаний детей по теме. | |
Домашние животные. | Звуки Н- Нь. Буква Н. | Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. | Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме. | |
Дикие животные и их детеныши. | Звуки Н-М | Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. | Дикие животные и их детеныши. Место обитания диких животных. Закрепление знаний по теме. | |
Дикие животные | Звук и буква Б. | Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме. | Составление рассказа по серии сюжетных картин «запасливые белочки». | |
Декабрь | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | Звуки Б - Бь. Буква Б. | Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам. |
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | Звуки П-Б | Образование относительных прилагательных. | Составление рассказов-описаний об одежде. | |
Зима | Звук и буква С. | Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Подбор слов-родственников к слову «снег». | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. | |
Зима | Звук Сь. Буква С. | Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. | Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря по теме. | |
Зима | Звуки С и Сь | Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. | Зима. Расширение глагольного словаря. | |
Дикие животные зимой | Звук и буква З | Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах. | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) | |
Мебель. | Звук Зь. Буква З | Расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи | Составление рассказов-описаний предметов мебели по картинному плану. | |
Новый год. | Звуки З – Зь. Буква З. | Закрепление предложно-падежных конструкций | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | |
Январь | Посуда. | Звуки Сь – Зь. | Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных | Пересказ рассказа «Гжельская керамика» с опорой на серию сюжетных картин. |
Посуда. | Звуки С-З | Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. | Составление рассказов описаний предметов посуды по картинному плану. | |
Зимующие птицы | Звуки В-Вь. Буква В. | Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. | Составление рассказов-описаний о зимующих птицах по картинному плану. | |
Животные жарких стран. | Звуки Д-Дь. Буква Д. | Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже | Составление рассказов о месте жительства, размере и строении каждого животного. Составление предложений по образцу. | |
Февраль | Животные жарких стран. | Звуки Т-Д. | Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов. | Составление рассказов описаний о животных жарких стран по картинному плану. |
Семья. | Звуки Ть-Дь. | Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества) | |
Семья. | Звук и буква Г. | Словообразование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежа. | Составление рассказа на тему «Моя семья» | |
Инструменты. | Звуки Г-Гь. Буква Г. | Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже | Составление предложений: какие инструменты нужны людям различных профессий. | |
Инструменты. | Звуки К-Г. | Формирование словаря глаголов. | Составление рассказов описаний о каждом инструменте по картинному плану. | |
Морские, речные и аквариумные обитатели. | Звук Э. Буква Э. | Образование прилагательных от существительных | Пересказ рассказа «Мал ерш, да колюч!» по серии сюжетных карти. | |
День защитников Отечества | Звук Е. Буква Е. | Образование имен существительных с помощью суффиксов –чик-, -ист-. Согласование существительных с числительными. | День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии» | |
Комнатные растения. | Звук Я. Буква Я. | Формирование глагольного словаря по теме | Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом уголке». | |
Март | Транспорт | Звук Ш. Буква Ш. | Составление предложений с заданными словами по схеме. | Транспорт. Дифференциация транспорта по видам |
Транспорт | Звуки Ш-С. | Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме | Составление рассказов-описаний каждого транспортного средства по картинному плану. | |
Весна | Звук Ж. Буква Ж. | Учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. | Весна. Описание пейзажной картины. | |
Мамин праздник. | Звуки Ж-З. | Развитие навыков словообразования | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | |
Весна. | Звуки Ж-Ш. | Образование относительных прилагательных и подбор предметов к ним. | Формирование словаря по теме | |
Весна. | Звуки Ш-Ж-С-З. | Развитие словаря прилагательных | Рассказывание стихотворений о весне. | |
Перелетные птицы весной. | Звук Л. Буква Л. | Умение подбирать синонимы к словам-глаголам. | Беседа по содержанию рассказа «Смелая ласточка» | |
Перелетные птицы весной. | Звук Ль. Буква Л. | Расширение глагольного словаря по теме. Составление предложений с глаголами в таком порядке, чтобы получился рассказ. | Пересказ рассказа «Прилетели грачи» по вопросам | |
Апрель | Растения и животные весной. | Звуки Л-Ль. Бкува Л. | Работа над деформированной фразой. | Уточнение и расширение словаря по теме |
Растения и животные весной. | Звук Ц. Буква Ц. | Выделение из текста родственных слов и слов-действий. | Составление предложений и пересказ получившегося рассказа. Рисование к нему картинки. | |
Наша страна. | Звуки Ц-С. | Упражнение в образовании синонимических рядов | Знакомство детей с флагом, гимном и гербом России.. | |
Наша страна. | Звук Ю. Буква Ю. | Уточнение и расширение словаря по теме | Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин | |
Профессии. | Звук Р. Буква Р. | Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. | Пересказ рассказа «Кузнец» с опорой на серию сюжетных картин. | |
Профессии. | Звук Рь. Буква Р. | Формирование навыков словообразования и расширение словаря | Составление рассказов-описаний о каждой профессии по картинному плану. | |
Наш дом | Звуки Р-Рь. | Упражнение в образовании слов сложного состава | Рисование картинки на тему «Мой дом» и составление описательного рассказа по ней. | |
Наш дом | Звуки Р-Л. | Упражнение в образовании предложений с предлогами. Образование сложных слов. Упражнение в предложном и падежном согласовании. | Уточнение и расширение словаря по теме | |
Май | Бабочка. | Звук Ч. Буква Ч. | Развитие навыков словоизменения. Проговаривание слов-действий с выделением их приставочной части. Подбор глаголов и прилагательных к слову «Бабочка». | Составление рассказа-описания о бабочке по картинному плану. |
Сад-огород-лес. | Звуки Ч-Ть. | Разграничение понятий по теме. Игра «Что куда посадим?» | Составление описательных рассказов о ели, яблоне и помидоре. | |
Человек. | Звуки Ф-Фь. | Название частей тела. Игра «Подбери предмет». | Расширение словаря по теме. | |
Человек. | Звуки Ф-В. | Употребление в речи возвратных глаголов. Парные части тела. Закрепление умения образовывать существительные с помощью умеишительно-ласкательных суффиксов. | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». | |
Домашние животные | Звук Щ. Буква Щ. | Расширение и уточнение словаря. Развитие навыков словоизменения.. | Пересказ рассказа «Шерстяные нитки» с опорой на серию сюжетных картин. | |
Домашние животные | Звуки Щ-Ч. | Развитие навыков словообразования. Образование сложных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Образование существительных с помощью суффикса –ищ. | Составление рассказов-описаний домашних животных по картинному плану. | |
Школа. Школьные принадлежности. | Звуки Щ-Ть. | Согласование притяжательных местоимений с существительными | Объясни пословицы. | |
Лето | Звуки Щ-Ч-Сь-Ть. | Формирование и расширение словаря по теме. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. | Рисование рисунка на тему «Лето», составление рассказа. |
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 6-7 лет ».( М.: 2009г.)
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Втрой год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
4. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
5. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей в 6-7 лет с ОНР» (М.: « Гном», 2009.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»
В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...
Коррекционный блок учителя-логопеда ГБОУ Школа №2075 ДЗ 1, Коротаевой С.В., к Адаптированной образовательной программе для детей с ринолалией.
Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....
Коррекционный блок учителя-логопеда для детей с ЗПР.
Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....
Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной к школе группы
Данная Программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ТНР и определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного проц...
Адаптированная образовательная программа для детей задержкой психического развития (ЗПР) в подготовительной к школе группе
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана для повышения социального статуса воспитан...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГРУППА №10 Д4 ГБОУ ШКОЛА №2065
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Моя адаптированная образовательная про...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...