Адаптированная образовательная программа для детей задержкой психического развития (ЗПР) в подготовительной к школе группе
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана для повышения социального статуса воспитанника, формирование целостной картины мира в соответствие с программным содержанием, развитие/коррекция познавательных процессов и речи, развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I.Целевой раздел
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы.
Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития.
Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы.
II. Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.
Формы организации детской деятельности.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанника с ОВЗ.
Используемые парциальные программы.
Календарно-тематическое планирование.
III. Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение адаптированной образовательной программы.
Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием.
Режим дня.
Расписание организованной образовательной деятельности.
Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах его индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа Игоря Д. с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития с незначительными нарушениями коммуникации), государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 2065» на 2018-2019 учебный год разработана с учётом рабочей программы подготовительной группы № 4 , Образовательной программы государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа№ 2065» ОП Д -4, на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и инклюзивного образования в Российской Федерации.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. При разработке обязательной части Программы использовались подходы и принципы образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, так как она соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие ребёнка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областям:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего обучения и воспитания, подготовки воспитанника с ЗПР к школе. Обе части Программы реализуются через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:
- игровая деятельность (включение в сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность дошкольного возраста);
- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
- познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально - ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах);
- двигательная активность ребенка (овладение основными движениями).
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цели:
- формирование у ребёнка знаний об окружающем мире;
- развитие речи и разных форм коммуникаций;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие психических процессов;
- создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия.
- Создание благоприятных условий развития воспитанника в соответствии с её возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанника.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка.
- Стимулирование и обогащение развития ребёнка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
Такой подход обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения АОП;
- многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
- возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей).
Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.
В основу разработки АОП для воспитанника с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для ребёнка с задержкой психического развития предполагает учет его особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности освоения содержания образования.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие ребёнка с задержкой психического развития определяется характером организации доступной им деятельности - предметно-практической.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности ребёнка, обеспечивающий овладение им содержанием образования.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития
Игорь имеет недостатки в психологическом развитии, с незначительными нарушениями коммуникации, что в свою очередь отражается на развитии речи, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Ребёнок испытывают выраженные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, образовательных навыков, речи, нарушениями в организации деятельности и поведения.
Ребёнок испытывает трудности в процессе восприятия (слухового, тактильного). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Не умеет обследовать предмет, не проявляет выраженной ориентировочной активности. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Знает и различает форму некоторых предметов. В случае неправильного выполнения задания не принимает замечания, настаивание взрослого на правильном выполнении задания вызывает у ребенка раздражение и недовольство Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире.
Внимание ребёнка характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание ребёнка и удержать на протяжении той или иной деятельности.
Память отличается своеобразием, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения, утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память, значительно лучше запоминает наглядный материал, чем вербальный.
Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Речь Игоря в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Имеет ограниченный словарный запас, проблемы формирования связной речи. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь не богат. Ребёнок не может пересказать небольшой текст, составить предложения по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию.
У Игоря наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении. Испытывает сложности при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняется в выделении признаков различия.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обуславливает своеобразие поведения ребёнка: трудно подчиняется правилам поведения в группе, требованиям воспитателя, инструкции, выполнению режимных моментов. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, интерес к той или иной деятельности быстро угасает, либо отсутствует.
Недоразвитие игровой деятельности выражается в затруднении соблюдения правил игры, предпочитает подвижные игры. Игровые действия с другими детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Своей игрушкой делиться не желает.
Наблюдается недостаточная познавательная активность, в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, что приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала. Очень любит лепить из пластилина и рисовать по своему задуманному образу.
К совместной образовательной деятельности с взрослыми и детьми иногда проявляет интерес, но при условии, если на занятии используются яркие незнакомые атрибуты, либо особо ярко окрашенные эмоциональные моменты (красивая ритмическая музыка), ненадолго может включиться в совместную деятельность.
Характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность и координация. Ребёнок испытывает затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий, хотя сами действия в отдельности выполнить может.
Навыки самообслуживания сформированы не до конца. При условии полного наблюдения и сопровождения взрослого, вытирает руки полотенцем, использует мыло. Навыки одевания и раздевания сформируются.
Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств, способствующих стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- коррекционная педагогическая помощь, направленная на развитие разных форм коммуникаций;
- коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагает комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, компенсацию различных недостатков ребёнка с ЗПР.
Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами.
Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы.
Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим.
В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью.
Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих.
Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей.
Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.
Познавательное развитие
Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов.
Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов.
Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов.
Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.
Речевое развитие
Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.
Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства.
Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение.
Активный словарь постепенно пополняется словами. Ребёнок может сказать, что изображено на картинке.
Художественно-эстетическое развитие
Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук.
Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции.
Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете.
Владеет приемами лепки, использования стеки.
Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос.
Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов.
Владеет навыками наклеивания.
Физическое развитие
Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом.
Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования.
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.
Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние.
Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч на месте.
Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).
Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.
II. Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с ОВЗ.
Содержание адаптированной образовательной программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.
Содержание образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Содержание образовательной деятельности по направлению «Физическая культура»
Содержание образовательного процесса по разделу «Физическая культура» |
Цель: формирование у ребёнка с ОВЗ интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. |
Задачи: 1. Продолжение работы по укреплению здоровья ребёнка. 2. Развитие и совершенствование основных видов движений. 3. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанника. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» |
Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья. |
Задачи: 1. Воспитывать гигиенические привычки. 2. Развивать умственную и физическую работоспособность. 3. Закаливать организм. 4. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни. 5. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. |
Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»
Цель: развитие всех компонентов речи воспитанника и овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими. |
Задачи: Развивать фонематический слух, закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления ребёнка о многообразии окружающего мира. Учить ребёнка формам выражения вежливости. Обогащать речь ребёнка существительными, обозначающими предметы окружения; Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Учить интонационной выразительности речи. Учить составлять по образцу (сюжетные картинки) простые предложения. |
Содержание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к искусству» |
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. |
Задачи: 1.Формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. 2.Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства. 3.Познакомить с изображением родной природы в картинах художников. 4.Познакомить ребёнка с различными по назначению зданиями: жилые дома, магазины, кафе, стадионы и др. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Изобразительная деятельность» |
Цель: развитие детского художественного творчества и интереса к различным видам изобразительной деятельности. |
Задачи: 1.Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; формировать знания об основных формах предметов и объектов природы. 2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. 3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций: учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет). 4. Формировать умение организовывать свое рабочее место. 5.Учить способам и приемам рисования различными изобразительными материалами 6. Продолжать знакомить ребёнка с особенностями лепки: развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. 7. Формировать у воспитанника умения лепить по представлению героев литературных произведений, мультфильмов. 8. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (треугольники в квадрат, квадрат в два прямоугольника), создавать из этих фигур изображения разных предметов (лесенка, забор, скамейка, дом и другие). 9. Формировать умение создавать из листа бумаги фигуры: прямоугольник, треугольник; делить лист на две равные части, сглаживать сгибы. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Конструктивно – модельная деятельность» |
Цель: формирование интереса ребёнка к конструктивной деятельности |
Задачи: 1.Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, пирамиды, игровое и прочее оборудование и т. п.). 2.Помогать ребёнку в выделении основных частей конструкций. 3.Поощрять самостоятельность, творчество. 4.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине: пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другими. 5.Учить заменять одни детали другими. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Музыкально – художественная деятельность» |
Цель: воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. |
Задачи: 1.Продолжать развивать интерес к музыке. 2.Развивать музыкальные способности ребёнка: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память. 3.Способствовать развитию начальных навыков пения, движений под музыку. |
Содержание образовательной деятельности по направлению «Социально - коммуникативное развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» |
Цель: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, привитие ему норм и ценностей, принятых в обществе. |
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. 2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. 3.Учить заботиться о младших, помогать им. 4.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. 5. Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в группе детского сада, дома 6. Обогащать словарь ребёнка вежливыми словами. Учить благодарить за оказанное ему внимание, помощь со стороны других детей, взрослых. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование основ безопасности» |
Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. |
Задачи: 1.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 2.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. 3.Знакомить с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе. 4.Знакомить ребёнка с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. 5.Знакомить ребёнка об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора, с правилами передвижения пешеходов. 7.Знакомить об источниках опасности в быту. 8.Учить воспитанника обращаться за помощью к взрослым и другим детям. 9.Учить называть свое имя, фамилию, возраст. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» |
Цель: воспитание у ребёнка культурно-гигиенических навыков и ценностного отношения к труду. |
Задачи: 1.Формировать у воспитанника привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. 2. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. 3. Закреплять умение одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель. 4.Воспитывать умение самостоятельно раскладывать материалы, подготовленные воспитателем для занятий, убирать их в отведённое место. 5. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. 6. Вовлекать ребёнка в совместные игры, различные виды деятельности с другими детьми. 7. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). 8. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» |
Цель: формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности. |
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. 2. Расширять представления ребенка о семье. 3. Поощрять посильное участие ребёнка в подготовке различных семейных праздников. 4. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. 5. Формировать интерес ребёнка к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому. 6. Приучать ребёнка поддерживать чистоту и порядок дома, в группе (игрушки, инструменты, предметы, инструменты и прочее складывать в отведённые места). |
Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» |
Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование опыта ориентировки в окружающем мире. |
Задачи: 1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира. 2.Развивать умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. 3. Учить сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, устанавливать их сходство и различия. 4.Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку. 5.Продолжать знакомить с основными цветами спектра, правильно называть их. 6. Продолжать знакомить с основными геометрическими фигурами. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование элементарных математических представлений» |
Цель: формирование элементарных математических представлений. |
Задачи: 1.Учить считать в пределах 10. 2.Отсчитывать необходимое количество предметов. 3.Учить сравнивать два предмета по величине (большой – маленький). 4.Учить ориентироваться на листе бумаги. 5.Познакомить ребёнка с кругом, прямоугольником, треугольником. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Ознакомление с миром природы» |
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями. |
Задачи: 1.Формировать представления ребёнка о природе. 2.Учить наблюдать, развивать любознательность. 3.Формировать представления о растениях ближайшего окружения. 4. Познакомить с комнатными растениями. 5. Дать представления о домашних и диких животных. 6. Познакомить с особенностями времён года. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к социокультурным ценностям» |
Цель: ознакомление с окружающим социальным миром. |
Задачи: 1.Расширять представления ребёнка о мире окружающих его предметов. 2.Знакомить с предметами быта. 3.Дать представления о деньгах, их назначении. |
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.
Реализация Программы основывается на трех составляющих: | ||
Совместная деятельность взрослого и ребёнка | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй воспитанника |
Непосредственная образовательная деятельность (занятия (НОД) | Свободная (нерегламентированная) деятельность Игоря по интересам | Вовлечение родителей в единое образовательное пространство |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий | Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры родителей | |
Индивидуальная работа с ребёнком | Создание благоприятных условий пребывания ребёнка в ДОУ | |
Проведении мониторинговых исследований |
Формы реализации Программы | |
Непосредственная образовательная деятельность – занятия (НОД) | Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) Занятия комплексные, интегрированные Целевые прогулки Экскурсии Игры |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий | Утренняя гимнастика Гимнастика после дневного сна Коллективный труд Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.). Активный отдых. Физкультурные минутки Динамические паузы. Чтение художественной литературы Тематические досуги, развлечения. Театрализованные представления Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера. Педагогическая ситуация. |
Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка | Спонтанная игровая деятельность Свободная творческая, продуктивная деятельность Рассматривание книг, иллюстраций и т.п. Самостоятельная двигательная активность. Уединение. |
Реализация направления «Физическое развитие»
Режимные моменты | утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, прогулка, занятия по физической культуре на улице, гимнастика после сна, индивидуальная работа, со специалистами ДОУ. |
Совместная деятельность педагога с ребёнком | утренняя гимнастика физкультминутки в НОД подвижные игры (в т.ч. на воздухе) занятия по физической культуре физкультурные досуги (игры и развлечения) коррекционная гимнастика День Здоровья, спортивные упражнения на прогулке, спортивные досуги, развлечения рассматривание иллюстраций. |
Самостоятельная деятельность ребёнка с другими детьми | двигательная активность на прогулке и в группе (подвижные игры, физические упражнения), двигательная деятельность с использованием физкультурного оборудования (мячи, батут и др.), спортивные упражнения на прогулке, рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта. |
Взаимодействие с семьей | физкультурные праздники консультативные встречи, тематические встречи, семинары-практикумы. |
Реализация направления «Речевое развитие»
Режимные моменты | сюжетно-ролевая игра развивающие игры, экскурсия, рассказ. |
Совместная деятельность педагога с ребёнком | сюжетно-ролевая игра развивающие игры, экскурсия. |
Самостоятельная деятельность ребёнка | игры с предметами, настольные развивающие игры, сюжетно-ролевая игра. |
Взаимодействие с семьей | ситуативный разговор, рассказ, беседа. |
Реализация направления «Художественно-эстетическое развитие»
Режимные моменты | игры продуктивная деятельность беседа игры (сюжетно – ролевые, театрализованные). слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов, музыкальные подвижные игры (на прогулке) |
Совместная деятельность педагога с ребенком | чтение обсуждение рассказ беседа игры использование различных видов театра продуктивная деятельность изготовление открыток-поздравлений к праздникам, предметов для занятий и игры украшение предметов для личного пользования слушание соответствующей возрасту детской музыки, музыкальные дидактические игры. шумовой оркестр, разучивание музыкальных игр и движений совместное пение, музыкальные упражнения. |
Самостоятельная деятельность ребёнка | игры продуктивная деятельность беседа самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности рисование, лепка, аппликация, музыкальные сюжетные игры. |
Взаимодействие с семьей | рассматривание, рассказ, чтение, обсуждение, организация выставок работ народных мастеров и произведений ДПИ, праздники. |
Реализация направления «Социально - коммуникативное развитие»
Режимные моменты | ситуативные разговоры с ребёнком, педагогические ситуации, ООД по художественной деятельности, прогулки, ситуации общения в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке дидактические игры (в т.ч. с пиктограммами) чтение, словесные игры на прогулке, наблюдения на прогулке. |
Совместная деятельность педагога с ребёнком | моделирование ситуаций; игровые ситуации, игры - драматизации, подвижные игры, целевые прогулки, экскурсии. наблюдение за работой светофора, беседы с демонстрацией тематических иллюстраций, просмотр видеозаписей, фильмов, чтение х/л, беседы о правилах поведения в детском саду, быту рассматривание иллюстраций на темы безопасности и обсуждение ситуаций, ситуативное обучение. хозяйственно-бытовой труд полив цветов в уголке природы показ настольного театра с игрушками театрализованные игры ролевые игры дидактические игры чтение. |
Самостоятельная деятельность ребёнка | рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций дома и на улице, рассматривание картин тематических: «Улицы города», «Транспорт» и др., конструирование «Улица». работа в уголке ИЗО, сюжетно - ролевые игры, настольно - печатные игры, самообслуживание сюжетно-ролевые игры: «магазин», «больница», «строители» наблюдения на прогулке труд игры на прогулке экскурсии разучивание коротких стихотворений. |
Взаимодействие с семьей | родительские клубы с участием инспектора ГИБДД. открытая НОД , праздники и развлечения по ОБЖ, семинар - практикум, круглые столы, беседы, личный пример изготовление костюмов для праздников изготовление поделок для выставки детского творчества консультации субботники коллективный труд индивидуальные задания изготовление кормушек конкурсы, выставки поделок, рисунков ситуации общения. |
Реализация направления «Познавательное развитие»
Режимные моменты | сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, конструирование, развивающие игры, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ. |
Совместная деятельность педагога с ребёнком | сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, конструирование, развивающие игры, экскурсия. |
Самостоятельная деятельность ребёнка | игра сюжетно-ролевая игра, рассматривание, конструирование, развивающие игры. |
Взаимодействие с семьей | рассматривание, наблюдение, ситуативный разговор, рассказ, беседа. |
Методы и средства реализации адаптированной образовательной программы
Методы | Средства |
Словесные | |
Рассказ, объяснение, беседа. Работа с книгой, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналов. Вопросы к ребёнку, словесные инструкции. Выразительное чтение и рассказывание художественных произведений. Заучивание ребёнком наизусть небольших стихотворений. | Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества: Фольклор: песни, сказки. Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы и др.). |
Наглядные | |
Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров | |
Метод иллюстрирования | Предполагает применение: картинок, рисунков, изображений, символов. Иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций. Зарисовок карточек, алгоритмов, атрибутов для игр. |
Метод демонстрации (использование информационно-коммуникативных технологий) | Демонстрация объектов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки и др. |
Метод показа | Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения, ритм и др. |
Практическое обучение | |
Упражнения устные, трудовые, двигательные (для развития общей и мелкой моторики). Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. | Музыкально-ритмические движения. Дидактические, музыкально-дидактические игры. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия с другими детьми. |
Проблемное обучение | |
Элементарное сравнение предметов; группировка и классификация предметов. | Картотека логических задач; Различный дидактический материал. |
Эмоциональная активность | |
Поощрение ребёнка за внимательность, доброжелательность, сотрудничество с другими детьми. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, потешек) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей. |
Формы организации детской деятельности
Игровая | Различные виды игр (подвижные, настольные, дидактические, с элементами театра и др.) |
Коммуникативная | Общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. |
Познавательно - исследовательская | Знакомство и исследования объектов окружающего мира. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Прослушивание и понимание смысла литературных и фольклорных произведений |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | В помещении и на улице |
Конструирование | Из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал |
Изобразительная | Рисование, лепка, аппликация |
Музыкальная | Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, совместное пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах. |
Двигательная | Овладение основными движениями |
Организация самостоятельной деятельности ребёнка.
Физическое развитие | самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, занятия (катание на санках, велосипеде и пр.). |
Социально–коммуникативное развитие | индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками |
Познавательное развитие | самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки) |
Речевое развитие | чтение наизусть ребёнком (с помощью педагога) коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг, картинок, иллюстраций с произношением названий предметов и их действий. |
Художественно-эстетическое развитие | предоставление возможности ребёнку самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, движения), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанника с ОВЗ.
Основной целью взаимодействия с семьёй является создание содружества «родители-ребёнок-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Задачи организации взаимодействия:
- установление доверительных, партнерских отношений с семьей;
- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы взаимодействия:
Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений адаптированной образовательной программы принципов: психологической комфортности, деятельности, вариативности, целостности, непрерывности и творчества.
III.Организационный раздел.
Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы
Подготовительная группа № 4 имеет игровую, спальню, раздевалку. В раздевалке находятся детские шкафчики для одежды, специальные уголки со стендами, папками с детскими работами, информацией о жизни группы. В группе существует своя наполняемость образовательного пространства в зависимости от возраста и учебно- познавательной деятельности ребёнка, с учётом психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований.
Расположение мебели может меняться в зависимости от того, чем занимаются дети. Предметы для игр хранятся как на открытых полках, так и в шкафах для игр и пособий. Игрушки мелкого размера ребёнок используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Материально-техническая база ДОУ представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для нормального функционирования и развития. В группе создаются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников.
Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез,2016
Степанкова Э..Я. Сборник подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез,2014
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,2016
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительная группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
Ушакова О.С. Развитию речи детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2014
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. - М.: Творческий центр «Сфера», 2011
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Безопасности /Н. Н. Авдеева, о. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб: «Детство-пресс»,2016.
Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М., Мозаика-Синтез, 2016.
Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада: – М., Мозаика-Синтез, 2016.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2016
Пензулаева Л.И Оздоровительная гимнастика. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. - М., Мозаика-Синтез, 2016.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2016.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М., Мозаика-Синтез, 2016.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., Мозаика-Синтез, 2016.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М., Мозаика-Синтез, 2016.
Шиян О.Я. Развитие творческого мышления работаем по сказке. -М., Мозаика-Синтез, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной и организаци-онной деятельности познания: развитие речи в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Ты родился в России!»
Программное содержание:Образовательные задачи:– активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;– совершенствование навыков словообразования;– совершенствование грамматического строя...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей с ОВЗ ОНР III ур. Подготовительная к школе группа. Тема «Мир игрушек».
Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура&ra...
Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей с ОВЗ ОНР III ур. Подготовительная к школе группа.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей с ОВЗ ОНР 3ур (подготовительная к школе группа) для ознакомления родителям и педагогам...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...