Статья "Лесная история"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Карагужева Галина Александровна

Развитие связной речи посредством театрализации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lesnaya_istoriya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕСНАЯ ИСТОРИЯ

   Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.

    Театр раскрывает духовный мир и творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде, развивать навыки коммуникации.  В нашем ЧДОУ №163 «Гармония» театрализованная деятельность детей остается не только неотъемлемой частью всех развлечений и праздников, но и универсальной формой реализации логопедических задач.

   Чтобы прогулка была интересной увлекательной и полезной для воспитанников в летний период, когда дети много гуляют, мы решили организовать для них различные центры: игровой деятельности, творческий, спортивный. Один из центров, соединяющий двигательную активность и творческую деятельность – театральный.  В рамках работы летней площадки «Открой для себя мир» летний  «Театр на траве» продолжил свою работу. Как и намечалось, он гастролировал с новым спектаклем на соседние площадки детского сада. Интересным оказалось соединение темы недели «Лекарственные растения» с содержанием театральной постановки «Лесная история».  Реальные наблюдения за ростом растений в группе и на участке детского сада, рассматривание лекарственных трав, закаливающие упражнения на «Тропе здоровья», которая проложена рядом с «озером» с цаплями и лягушками; рисунки  и поделки детей  - все это и  привело нас в лес,  в «лесную историю».  Таким образом, неожиданно «образовался» одноименный  проект, направленный на развитие коммуникативных качеств личности. Реализован  проект совместно с музыкальным руководителем Сарычевой Татьяной Михайловной.

     Нередко бывает, что летом оказываются дети разного возраста. Так оказалось и у нас. Мне нужно было найти универсальную форму работы с детьми соединенной с моими выпускниками старшей  группы для того, чтобы каждый ребенок почувствовал, что он  нужен и интересен.  А на этой основе и можно   помочь легко  построить диалог по объединяющей, интересной для всех, теме.  Мир живой природы прекрасно объединяет  детей, а взрослых правильно направляет в деле экологического и нравственного воспитания, познавательного развития  детей. Детям было дано задание: найти в лесу (на даче, во дворе дома) лекарственные растения и принести их в детский сад. Само собой без помощи родителей тут не обойтись. Мамы, бабушки приняли в этом задании активное участие. На занятиях, вместе с детьми мы рассматривали лекарственные растения.  Дети рассказывали,  где были найдены растения, перечисляли их части и полезные свойства, приводили примеры из жизни (как полоскали горло  отваром ромашки, прикладывали подорожник к ране, ели липовый мед). Затем мы, вместе с детьми,  решили не просто нарисовать рассмотренные  растения, а  своими руками сделать большое «Лесное домино». Дети рисовали в группах по 2-4 человека то, что интересного можно найти в лесу (лекарственные растения, шишки сосны и ели, лесную землянику, ветки). Им нужно было договориться о выборе изображения,  его размещении на листе так, чтобы можно было соединить картинки друг с другом по принципу домино. Договориться нужно было и в своей паре и с соседними командами.  Таким образом, спонтанно решались задачи адаптации и коммуникации в новом коллективе.

     А в конце недели в летнем «Театре  на траве» дети  показали спектакль «Лесная история». Заранее дети готовили оформление не только сцены - веранды, но и  театральной кассы - домика рядом с верандой. Листочки, цветочки, билеты и даже деньги – все было сделано руками детей. Зрителями были дети двух младших групп.  Спектакль прошел также, как и предыдущие, почти экспромтом,  с   диалогами между актерами и зрителями, театрализованными русскими народными играми, логоритмическими упражнениями.  Герои истории, лесные жители, выходили под свое музыкальное сопровождение, и предлагали потерявшемуся плюшевому мишке заняться  каким-то делом. Но, медвежонок так и не сумел делать то, что умеют  делать лесные звери и птицы (прыгать по веткам, каркать, долбить кору). Тогда дети выложили ему дорожку из деталей большого лесного домино (сделано на предыдущих занятиях) и помогли вернуться обратно в детский сад. Сценарий спектакля предполагал не только спонтанный диалог (типа «Договори словечко», «Что вы слышали?», «Кто, как поет?»), но и активное участие зрителей в играх и танцах и вместе с бабушкой Забавушкой дети  изображали разных животных, насекомых, пели «лесные песни».

     Проект «Лесная история»,  спектакли в летнем «Театре на траве» позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир собственных представлений,  фантазировать в нем. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично; тоньше чувствовать  собеседника и действовать совместно; продолжать с интересом познавать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов

Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".

Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....