Методическая разработка "Игры с квадратом"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В материале предоставлен опыт работы одного из направлений по профилактике дисграфий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_kvadratom_2.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 "Золушка " г.Туапсе.
Составитель : учитель- логопед Мохова Ирина Александровна
Из опыта работы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ: «ИГРЫ С КВАДРАТОМ».
ИГРЫ С КВАДРАТОМ.
- «Нахождение букв в геометрической фигуре » - в приведенных квадратах предлагается найти спрятавшиеся буквы, например: У, М,Л, С,Г и т.д., выложить их контур из палочек.
- «Рамки и вкладыши Монтессори» (4) - идея взята из трудов М.Монтессори. Идет развитие детей в нескольких направлениях:
- Вырабатывается умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости(зрительно и на ощупь).
- Готовит детей к овладению письмом и рисованием- вырабатывать умение владеть карандашом, дает «твердость» руки, различать границы фигур, видеть линии- контуры.
- Знакомство с геометрической терминологией- названия фигур.
ЗАДАНИЯ:* «Найди вкладыши к рамкам и вставь их»
*» Обведи контур фигуры»
*»Кто нарисует больше фигур?»
*»Обведи вкладыши»- заштрихуй по образцу, разными способами.
*»Раскрась фигуры цветными карандашами»
*»Сделай фигуру с двойным контуром»
*»Сделай орнамент из фигур»
*»Узнай фигуру на ощупь» и т.д. Можно использовать самые разнообразные и другие задания.
- «Сложи квадрат» (4)- эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось сложить квадрат из нескольких кусочков различной формы. Б.П.Никитин предложил 24 различных вариантов разрезания квадрата с использованием разных цветов. Вершина усложнения игры- придумывание и усложнение новых квадратов.
- «Домино»- используются различные виды.
- «Точечки»-
ЗАДАНИЯ :
В.1. «Разложи квадраты по цвету»
В.2. «Разложи квадраты по- порядку»
В.3. «Разложи красные, затем желтые и зеленые квадраты»
В.4. «Посчитать точечки на квадратах»
В.5. «Сколько точек в одном ряду?» и т.д.
- Использование квадратной сетки 2 на 2.
| |
ЗАДАНИЯ:
- «Передвигать плоские, объемные фигурки людей(животных, предметы ЛЕГО, Киндер- сюрприза, различные предметы, геометрические фигуры и т.д.)»- по указанию логопеда, педагога: Правый верхний квадрат, левый нижний квадрат и т.д.
- «4 лишний»- расположить 4 предмета, картинки. Ребенку необходимо выявить лишний предмет по какому- либо признаку, определить в каком квадрате он находится. Обосновать свой ответ.
- «Срисуй , запиши, выложи(можно использовать кассу букв) буквы»-
К | м | - | Е | Й | - | |||||
у | Л | Ё | И |
- «Сделай квадраты одинаковыми»
З | Р | - | З |
| У | З | - | З | ||
С | Я | Я | К | В | К |
Задание № 3,№4 можно использовать с разным количеством клеток.
- «Срисуй цифры, буквы»
- | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Цифры используются как в написании индекса на письмах, буквы таким же образом
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАДРАТНОЙ СЕТКИ 3 НА 3 и с большим количеством квадратов.
Осваивается понятие «Центр», «Середина»и движения от центра в разных направлениях.
ЗАДАНИЯ:
- «Крестик- нолик»
- «Муха» (по Л. Г. Милостивенко)(2).
- «Играем в мяч». Инструкции:
- Мяч в центре.
- Мяч покатился в левый верхний угол…(переместить мяч в нужный угол)
- Мяч покатился в правый нижний угол…
4. «Узнай букву»
С Г П Н О Ч
ЗАДАНИЯ по кубикам «Сложи узор»- развивающая игра по программе «Детство».
В комплекте 16 кубиков для составления 1- 2- 3 -4 цветных узоров . Аналог игры Б.П.Никитина (4) «Сложи узор»(С У). Дети выполняют определенные задания на складывание узоров, предметов, квадратов, дорожек, животных, букв русского и латинского алфавита, цифр и т.д. Ребенок постарше может придумать свой рисунок. В этих заданиях у ребенка развивается сообразительность, пространственное воображение, способность к мыслительной деятельности, операциям анализа и синтеза, воспитывается аккуратность, внимательность, усидчивость, целеустремленность.
5.»Запомни и разложи».
На квадратах расположены предметные картинки, дети их запоминают и через 15 секунд должны расположить ряды картинок из своего набора.
- «Разложи картинки».
Р
Л С | роза | рама | рука |
лось | лупа | лошадь | |
сук | Само лет | сом |
Можно использовать картинки на разное расположение звука(начало, конец, середина)
- «Игры с буквами» :
К О | ВА | Прочитай слог в клетке слева вверху, справа вверху… Прочти слово с использованием вектора(стрелочки): КОЗА, ВАЗА, РОЗА, ЛОЗА. | |
| ЗА | ||
ЛО | ЛО |
- «Подбери слова».
К | Р | О | ||||||||
К | Р | У | ||||||||
К | Р | А |
Рак, сук, док. Род, рок, рай. сон, аул, сад.
К |
| |||
Кот, кони, крыса. Можно слова записывать, составлять из букв разрезной азбуки.
- «Зашифрованные буквы»
Запиши в пустых квадратиках буквы, которые спрятались в центральном квадрате. | |||
| Р | ||
- «Шифровальщик» - по первым буквам названия предметов составь новое слово.
меч | яблоко | часы | игла | ключ |
М | Я | Ч | И | К |
Вариант 1.
1 | А,К | 2 | 1 | 1 | |
2 | Б,Л | Л | А | К | |
3 | В,М | ||||
4 | Г,Н | 5 | 0 | 3 | |
5 | Д,О | Д | О | М | |
6 | Е,У | ||||
7 | Ж | 8 | 6 | 2 | |
8 | З | З | У | Б | |
9 | И |
Можно составлять слова из большего количества звуков. Схему- ребус использовать из букв всего алфавита.
Вариант 2. «Составь слова».
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | |
1 | Л | Б | З | ||||||
2 | А | Я | |||||||
3 | М | Ы | У | ||||||
4 | Е | Ь | П | ||||||
5 | Н | Э | |||||||
6 | Ю | Ф | О | Р |
И т. д.
2 Б | 6 Г | 1 В | 3 Д | 1 Г |
А | Р | Б | У | З |
1 В | 6 В | 5 Д | ||||
Б | Ы | К | Р | О |
Вариант 3. «Составь имя».
ЛИ | ДА | СА | ЛУ | |
ЛИ | ЗА | МА | ЛЁ | |
ЛЯ | ЛИ | ПА | МИ | |
НЮ | ША |
Лида, Лиза, Лиля, Лили. Маша, Нюша, Леша, Саша, Паша, Миша и т.д.
Вариант 4. «Где цифры, где буквы ?»
М | 1 | 8 | О | 9 |
4 | 5 | 4 | Л | 12 |
6 | 20 | 7 | 2 | О |
8 | Д | 4 | 10 | 3 |
Е | 5 | 7 | 1 | Ц |
А теперь впиши только буквы и составь слово.
М | О | Л | О | Д | Е | Ц |
- « КРОССВОРДЫ». Используется различная сетка и разное количество квадратов начиная от простого к сложному.(5,11)
- «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (по клеточкам)» (12).
- КУБИКИ Н.А.ЗАЙЦЕВА. (8).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- В.Волина «Праздник букваря», «Учимся играя»
- Л.Г.Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма»
- Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
- «Кроссворды для детей» .Составитель М.Зимина.
- О.В. Джежелей «Читаем по слогам»
- Е.Козловский «Нескучайка»
- Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет», Методичка «Игры и упражнения по методике Н.А.Зайцева»
- Е.В. Колесникова «От А до Я. Рабочая тетрадь»
- Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать»
- А. Заикина, М. Заикин, С. Заикин «Умные кроссворды»
- В.Т.Голубь «Графические диктанты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детей На тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей группы. Разработала Янпольская Есения Валерьевна, воспитатель МБДОУ
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детейНа тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей груп...
Методическая разработка: "Круг, квадрат, треугольник".
Методическая разработка....
Районный конкурс Методических разработок в ДОУ Номинация: Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ конспект НОД О.О. Художественно-эстетическое развитие (конструирование из бумаги) На тему: « Превращение квадрата»
методическую разработау могут использовть воспитатели , студенты...
Методическая разработка по познавательному развитию. "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник".
Занятие на тему "Геомктрические фигуры: круг, квадрат, треугольник" для детей второй младшей группы....
Методическая разработка совместной деятельности с детьми 2 младшей группы с использованием «Квадрата Воскобовича» «Путешествие Квадрата. Семафор».
Цель: продолжить знакомство с квадратом Воскобовича и приемами складывания.Задачи: - создать ситуацию для развития логического и творческого мышления.- закреплять умение конструировать уже знако...
"Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию "Путешествие в лес. Геометрические фигуры круг ,треугольник,квадрат"
Конспект непосредственно-образоваельной деятельности по математике,пуешествие в лес,-Закрепить понятия: один, много, больше, меньше,.-длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый,тонкий...
Учебно-методическое пособие по математике.Развивающая игра "Прозрачный квадрат"
Развивающая ига "Прозрачный квадрат"Цель :Закрепление знаний детей о геометрических фигурах : квадрате,треугольнике и т.д.Закрепление знаний о величине ,цвете.Развивать пространственные орие...