Конспект занятия "Звук и буква З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_z.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели занятия:
1. Повторить с детьми понятия «гласный звук», «согласный звук», «слог», «слово», «предложение».
2. Закрепить умение детей находить общий звук в заданных словах, давать ему характеристику.
3. Закрепить умение выполнять схемы слов.
4. Сформировать у детей графический образ буквы З.
5. Развивать навыки чтения, составления слов из слогов.
6. Закрепить графические образы изученных букв.
7. Закрепить умение детей воспроизводить ритмический рисунок.
8. Воспитывать у детей умение поддерживать других, сопереживать, умение классифицировать чувства и передавать их мимикой.
Оборудование: вырезанная из картона королева-змейка, таблица с изображением «камней-препятствий» – «а», «о», «у», «и», «ы», «э»; «убы», «има», «онт»; зАмок змейки с предложением «Она в замке»; ниточки, карандаши, кассы; искаженные графические изображения букв, яблоня с яблоками–слогами; капельки–слоги, «царство змейки» (буквы–змеи); символ буквы З.
Ход занятия.
I. Организация начала занятия. «Зеркала»
Дети – зеркала. Эмоции логопеда – радость, грусть, злость, удивление, опять радость. Дети отображают.
II. Постановка цели занятия.
- Сегодня мы с вами повторим все о звуках и изучим еще одну новую букву.
III. Закрепление изученного материала.
1.- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
- Что вы можете сказать о гласных звуках (При произнесении гласных звуков воздух во рту не встречает преград. Эти звуки можно петь и тянуть.)
- Назовите гласные звуки. (а, о, у, и, ы, э.)
- Что вы можете сказать о согласных звуках? (При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды.)
- Какие преграды встречает воздух? (Губы, зубы и язык.)
- Какими бывают согласные звуки? (Они бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими.)
2. «Найди общий звук»
- А сейчас внимательно прослушайте эти слова и найдите в них один общий звук.
- Зубы, Зоя, замок, коза, заноза, глаза. (Это звук З.)
- Какой он? (Он согласный, звонкий, твердый, свистящий.)
- А сейчас прослушайте вот эти слова и найдите в них общий звук.
-Зима, поземка, зелень, корзина. (Это звук З’)
- Какой он? (Он согласный, звонкий, мягкий, свистящий.)
IV. Знакомство с новой буквой.
1. Символ буквы
– Звуки З и З’ обозначает буква З. Вот она.
- На что она похожа, как вы думаете? (Я думаю, она похожа на бабочку, на морские волны, на змейку и т. д.)
– Посмотрите, на что похожа моя буква З. (Змейка)
- Наша змейка отправилась в путешествие.
2.«Превращения ниточек»
«Превратилась в букву змейка.
Срисовать меня сумей-ка».
– Превратите ниточку у вас на столах в букву З.
V. Закрепление пройденного материала.
1. «Царство змеи». (Повторение графических образов букв)
- Это королева змей. Догадайтесь, что за слуги ей прислуживают. (Буквы в виде змеек)
Дети называют.
2. «Превратились в буквы змейки,
Ты исправить их сумей-ка» (Восстановление деформированных букв.)/Деформированные буквы-змейки: А, М, С, П, Т, У)
3.«Камни – препятствия» (Закрепление навыка чтения)
- Поможем змейке вернуться в свой замок?
- Вот какие препятствия повстречались ей на пути.
Дети читают «камни-препятствия» (а, о, у, и, ы, э)
- Что ты прочитал? (Я прочитал буквы.)
- Подползает змейка к каждому камню. Мы читаем.
(за, зо, зу, зи, зы, зэ)
- Что ты прочитал? (Я прочитал слоги.)
4. «Дождь» (Повторение ритмического рисунка)
- Вдруг змейку в пути застал дождь.
«Звонкие капли-дождинки прыгали вдоль тропинки.
Их прятал в колючках ежик.
Капли играли в дождик»
(«Ловим капельки» - отстукиваем карандашом.)
5. «Капельки - на яблочки» (Составление слов из слогов.)
- «Звонкие капли-дождинки прыгали вдоль тропинки.
На яблочки попали,
Вмиг словами стали.
Догадайтесь сами, какими словами» (ТА-ЗЫ; ЗОН-ТЫ; КО-ЗА)
VI. Динамическая пауза. (Воспитание у детей сплоченности, умения поддерживать других, говорить комплименты.)
1. «Большое доброе животное»
- Повстречала змейка в пути большое доброе животное.
«Мы - большое доброе животное. Ровно и спокойно стучит его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Его дыхание ровное и спокойное. Вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом. По животному пробежала легкая добрая улыбка (передаем по цепочке)»
2. «Комплименты»
- Змейка увидела нас одним большим добрым животным. Давайте покажем, какие мы в отдельности.
- Давайте говорить друг другу комплименты. Не забывайте дотронуться до соседа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.
V. 6. «Камни – препятствия» (Закрепление умения детей читать слова.)
- Змейка продолжила свой путь и тут ей повстречались огромные камни-препятствия. / «УБЫ»; «ИМА»; «ОНТ»/ (Дети читают зубы, зима, зонт)
- Что ты прочитал? (Я прочитал слова)
V .7. «Разбираем камни»
(Упражнение в выполнении схемы слова.)
*Дети выполняют схему слова зима.
- Сколько слогов в слове зима? (В этом слове два слога)
-Почему вы так решили?
(Потому что в этом слове два гласных звука.)
- Назовите их. (и, а)
- Назовите первый слог. (зи)
- Назовите второй слог. (ма)
- Назовите первый звук. (з’)
- Назовите последний звук. (а)
*Дети выкладывают в кассах и выполняют схему слова зонт.
По мере выполнения – вопросы учителя-логопеда.
V.8. «Змейка в замке».
(Упражнение в чтении предложения.
Закрепление признаков предложения.)
Предложение «Она в замке.»
- Змейка продолжила свой путь и вот она уже в зАмке. Но здесь кое-что об этом написано. Кто прочитает?
- Что ты прочитал? (Я прочитал предложение.)
- Почему ты решил, что это предложение? (Потому что все слова связаны по смыслу. Все слова записаны раздельно. Начинается предложение с большой буквы, а в конце стоит точка.)
VII. Итог занятия.
- Итак, змейка в зАмке. И она очень вам благодарна за помощь.
- Понравилось вам занятие?
- Что вам понравилось?
- Какую букву мы сегодня изучили?
- Какие звуки она обозначает?
Учитель-логопед благодарит детей за работу на занятии. Каждого - в отдельности.
- Змейка благодарит вас и дарит вам черно-белые фотографии своих 13 сестер. Дома вы их раскрасите так, как захочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...