Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда"
статья по логопедии на тему
Данная статья освещает эффективность использования ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ по трем направлениям: в работе с детьми, родителями и педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal_statya.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Актуальность использования ИКТ в практике учителя-логопеда.
В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности. Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Использование ИКТ в образовательном процессе
В своей деятельности я выделила три направления использования ИКТ в образовательном:
- работа с детьми
- работа с родителями
- работа с педагогами
ИКТ в работе с детьми
Целью применения ИКТ в организованной деятельности детей является прочное запоминание материала, создание положительного эмоционального фона.
Задачи:
- расширять словарный запас, представления об окружающем мире
- расширять зону ближайшего развития ребенка
- способствовать интеллектуальному и социальному развитию детей
- мотивировать познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания и достижения положительного отношения к логопедической работе
- развивать эмоционально-волевую сферу детей
- побуждать к активной творческой деятельности
- создавать положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Для решения данных задач я применяю различные формы использования ИКТ:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.)
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Говорящий логопед», «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные обучающие компьютерные программы и игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Скоро в школу. Учимся говорить правильно», «Скоро в школу. Игродром», «Играем и учимся. Развитие речи для малышей», «Нескучные уроки», «Развивающие игры. Логика. Внимание. Память», «Я думаю», «Маша и медведь», «Баба Яга учится читать», «Игры для тигры», «Домашний логопед», и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru
- игры на развивающем портале Мерсибо
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
5. Использование интерактивных технологий Mimio
6. Использование технологий БОС-дыхание и БОС-здоровье
Предоставляющиеся возможности:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации)
- улучшение речевого продуцирования
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала)
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная)
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения)
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности)
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни)
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях
- предупреждение нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний
- нормализация речевого дыхания
- укрепление центральной нервной системы ребенка, оздоровление организма в целом
- повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем
ИКТ в работе с родителями
Формы использования ИКТ:
1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.
Предоставляющиеся возможности:
- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями (собрания, консультации, мастер-классы и тренинги, открытые мероприятия и праздники)
- самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения
- консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета
ИКТ в работе с педагогами
Формы использования ИКТ:
1. Сетевое общение
2. Использование информационных интернет-ресурсов
3. Создание собственного мини-сайта на НС портале, ведение странички на сайте ДОУ
Предоставляющиеся возможности:
- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты
- участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций
- обучение на вебинарах и дистанционных курсах повышения квалификации
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечены преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
- ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн
- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы)
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
- Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация)
- Подбор дополнительного познавательного материала
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
- Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
- использование игровой формы обучения
- полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов
- дифференцированный подход к обучению
- объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов
- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты)
- формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе
- экономия временных ресурсов
Проблемы использования компьютерных технологий в непрерывно-образовательной деятельности.
ИКТ позволяет выполнять определенную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, НО НЕ ПОДОРВАТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА!
Применяя ИКТ в образовательном процессе нельзя также забывать о том, что мы общаемся с детьми, и для них нужно ЖИВОЕ общение! ВАЖНО не подменить его общением с компьютером и не превратить его в технический практикум.
Ошибки применения ИКТ в ходе НОД
- недостаточная методическая подготовленность педагога
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- бесплановость
- неправильная продолжительность работы с компьютером (частота и время)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Внедрение информационных технологий в работу учителя-логопеда является в настоящее время актуальным направлением. Данная статья освещает эффективность использования презентаций, компьютерных игр в сов...
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фо...
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
Информационно-коммуникационные технологии учитель-логопед может использовать- в научно-методической деятельности учителя-логопеда;- в коррекционно-развивающей работе с детьми;- во взаимодействии с пед...
Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности
Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компет...
Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»
В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда (из опыта работы)
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда(из опыта работы)...