Дифференциация звуков З-Зь. Прощание с зимой.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ларина Марина Викторовна

Обобщить и расширить представления  детей о зиме, ее приметах. Закрепить знания детей о звуках З-Зь; совершенствовать умение составлять слово по первым звукам названия картинок.

         Закреплять умение давать характеристику твёрдым и мягким звукам и навык выделения звуков З-Зь на слух из состава слогов и  слов;

         Пополнить словарь детей в процессе путешествия, учить отвечать на вопросы полным предложением;

         Упражнять в образовании однокоренных слов.

Совершенствовать грамматический строй  речи:

         Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

          Закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

           Развивать навыки словообразования. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_zimoy.docx104.77 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе  для детей с ОНР I-II уровня

«Дифференциация звуков З - Зь. Прощание с Зимой».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

        Обобщить и расширить представления  детей о зиме, ее приметах. Закрепить знания детей о звуках З-Зь; совершенствовать умение составлять слово по первым звукам названия картинок.

        Закреплять умение давать характеристику твёрдым и мягким звукам и навык выделения звуков З-Зь на слух из состава слогов и  слов;

        Пополнить словарь детей в процессе путешествия, учить отвечать на вопросы полным предложением;

        Упражнять в образовании однокоренных слов.

Совершенствовать грамматический строй  речи:

        Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

          Закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

           Развивать навыки словообразования. 

Коррекционно-развивающие:

        Развивать творческое воображение, фонематический слух.        Упражнять в выработке длительной направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка.

Коррекционно-воспитательные:

        Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы). Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

        Демонстрационный материал: Макеты ёлочек, сугробов; презентация "Приметы зимы"; презентация "Родственные слова к слову снег"; магнитофон с записями "А на улице мороз", "Масленица", телевизор; костюм "Зимы".

        Раздаточный материал: одноразовые тарелочки, камушки и ватные тампоны на каждого ребёнка, снежки, снежинки для выработки воздушной струи, зефир.

Ход занятия

 I. Организационный момент. (Дети входят в группу нарядные и встают полукругом.)

        Логопед: Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие,  к нам пришли гости, которых мы очень рады видеть. Мы хотим, чтобы эта встреча запомнилась вам, уважаемые гости, улыбками и хорошим настроением!

Сообщение темы. 

Логопед: Ребята, подойдите к окошку и посмотрите...

 (дети подходят к окну).

Логопед читает стихотворение :
<...> что за чудо, 
Всё кругом белым-бело. 
Крыши, улицы, деревья, 
Все дорожки замело. 
Лёд сковал озёра, реки, 
Во дворе метёт метель. 
Солнце светит, но не греет, 
Дни короче, ночь длинней. 

Что за время года,  дети? 
Подскажите мне скорей! 
(Зима). 

 Закончилось волшебное и чудесное время года, которое любят все детишки - зима.

- После какого времени года  наступает зима? (Зима наступает после осени.)

-А какое время года идёт после зимы? (После зимы наступает весна.)

II.Основная часть.

        Логопед: - После какого времени года  наступает зима? (Зима наступает после осени.)

-А какое время года идёт после зимы? (После зимы наступает весна.)

Логопед: Ребята, а за что вы любите зиму?(красиво; чистый и свежий воздух; я родился зимой).  

На чём любите кататься? (на санках. лыжах, коньках).

Логопед: А кого вы любите лепить из снега? (снеговика, снежную бабу, строить крепость).

Логопед: А во что любите играть?(в снежки).

Логопед: -Ребята, подойдите к телевизору и послушайте мой рассказ о зиме.

Рассказ логопеда (показ презентации "Приметы зимы").

        Зима - одно из самых красивейших и веселых времен года. Зимой идёт снег, много сугробов, холодно. солнце светит - но не греет, дни стали короче - а ночи длиннее, небо покрыто серыми облаками, реки покрыты льдом, деревья стоят голые, только хвойные деревья зеленеют, люди одеваются теплее.

    Дети  катаются на лыжах, коньках, санках, лепят  снежную бабу, строят крепость, играют в снежки.

1. Дифференциация З-Зь. 

        Логопед: уходит зима, но мы все еще помним, как звенела, завывала вьюга (З-з-з-з-з).

Понемногу вьюга утихала. И пела  песенку  тихую и мягкую (зь-зь-зь).

 2. Характеристика звуков З-Зь  
Логопед: Чем похожи звуки З, Зь? (оба согласные, звонкие).

Логопед: Чем отличаются? (звук З твёрдый , а Зь мягкий).

Логопед: Правильно. Звуки З, Зь очень похожи - согласные , звонкие. Только звук З - твёрдый, а звук Зь - мягкий.

-Ребята, давайте поиграем.

3. Игра «Камень - вата» - (определение мягкости и твердости согласного и соотношение с тактильным восприятием (поднимают предмет на последнее слово по принадлежности звука)

Логопед: Я буду называть слоги со звуками З и Зь. Если вы услышите слог со звуком З -покажите камушек, т. к. звук твёрдый. А если услышите слог со звуком Зь - поднимите ватку, т. к. звук мягкий.

Слоги: АЗ , АЗЬ, ЗИ, ЗЫ, ЗЯ, ЗА.

 -А теперь я буду называть слова со звуками З и Зь. Будьте внимательны.

Слова: зима, морозы, позёмка, земляника, узоры, заяц, зефир, береза.

4. Сюрпризный момент

Логопед: (Логопед находит конверт).
Логопед: Ребята, смотрите! Что это? Письмо... Вы хотите узнать от кого оно?

Чтобы узнать,  автора послания, вы должны сложить слово из первых звуков названия картинок (зебра, индюк, машина, ананас).

(дети выкладывают слово ЗИМА из букв).

Логопед:Ребята, зимушка - зима прислала нам прощальное письмо. Давайте скорее прочтём его.  

        Здравствуйте ребята! Вот и пришла  Весна и мне придётся уйти. Но на прощание хочу пригласить вас в путешествие по моим заснеженным дорожкам.

Логопед: Ребята, вы хотите отправится в гости к Зиме? (Да).

Но тогда нам нужно тепло одеться в дорогу.

5.Игра: Какой, какая, какие?

мы наденем  свитер из трикотажа - он  трикотажный

мы наденем шубу из меха - она меховая

мы наденем штаны из болонья - они болоньевые

мы наденем варежки,  шарф и шапку из шерсти - они шерстяные

 мы наденем сапоги из кожи - они кожаные

-Вот теперь можно отправляться в дорогу.

6. Физкульминутка "А на улице мороз" (с музыкальным сопровождением).

Логопед: Вот мы и во владениях Зимы!

-Как снег блестит на солнце!

7. Игра: Какой, какая, какие?

Снег блестит на солнце – снег какой? – блестящий
Снег сверкает– снег какой? – сверкающий
Снег хрустит под ногами – снег какой? – хрустящий
Снег скрипит – снег какой? – скрипящий
Снег падает на землю – снег какой? – падающий
Снег кружится в воздухе – снег какой? – кружащийся.

- Ой, как холодно стало. Давайте присядем и погреемся.

  

8.  Самомассаж лица (дети выполняют движения в соответствии со словами).

Ой, мороз, мороз, мороз-

Щиплет щеки, щиплет нос,

Щиплет ушки, щиплет губки,

Забирается под шубки.

Чтоб согреться - посмотри,

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, ушки,  губы…

И пар пойдет даже от шубы.

Логопед: Согрелись? (Да.)

Логопед: -Ребята, это кто к нам идёт.

Выход Зимы:

Зима: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

Логопед: Здравствуй матушка Зима.

-Какие большие сугробы ты намела.

Зима: А вы знаете, ведь сугробы можно сделать даже из слов.

-Хотите попробовать?  (Да).

Дети встают и подходят к макету.

Зима: Я сейчас буду называть слова, а вы догадайтесь, про что я говорю? Посмотрим, насколько высокий сугроб  у вас получится.


9. Игра «Какой? Какая? Какое? »(дети отвечают и строят сугроб из снежков.)

-Холодная, снежная, морозная (что?) …(зима.)

-Белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий (что?)…(снег.)

-Холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая (что?).....(сосулька.)

-Холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий (что?)....(лёд.)

-Пронизывающий, сильный, холодный (что?)....(ветер.)

Сугроб будет ещё выше, если вы назовёте много ласковых слов:

10. Игра "Назови ласково"

Зима-зимушка

Снежинка-снежиночка

Снег-снежок

Сосулька-сосулечка

Лёд-ледок

Лес-лесок

Ёлка-ёлочка

Снеговик-снеговичок

Логопед: Ребята, а какие зимой бывают праздники? (Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленица).

Масленица - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны . Давайте станцует танец и порадуем зиму

Физминутка: "Масленица".

Зима:  Много теплых слов  сказали

            Вы о Зимушке - Зиме.

           Я от счастья чуть не таю,

           Но нельзя, не время мне!

Скоро наступит весна, а я хочу на прощание  укрыть все деревья и ёлочки снегом. Поможете мне. (Да.)

Зима: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

             Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

        Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).  (Дети дуют на снежинку.)

Логопед: ребята, делаем короткий вдох носом и плавный, длительный выдох.

Зима: Теперь у нас много снежинок, пора укрыть все ёлочки.

-Вы отвечаете на мои вопросы и укрываете деревья снежинками.

11. Д/И «Зима какая?»

- Зимой снег белый или синий?

- Лед твердый или мягкий?

- Снег капает или идет?

- Зимой бывает снегопад или листопад?

- Лед скользкий или шершавый?

- Зимой мороз или жара?

- Снеговика лепят или строят?

- На коньках катаются или качаются?

- Зимой одеваются тепло или легко?

Зима: Вы знаете, что бывает зимой, молодцы!

        Логопед:  Молодцы ребята!

-Зимушка, как ты  хорошо потрудилась  и  всё  укрыла белым пушистым снегом.

Зима: Я бы одна не справилась, мне помогли ребята.

Логопед: Зима, а ребята знают  игру со  словом «снег».

12. Игра "Доскажи словечко." (Образование родственных слов.)

Показ презентации.

        (Логопед читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

Тихо, тихо, как во сне 
Падает на землю… снег 
С неба всё скользят пушинки – 
Серебристые … снежинки. 
Вот веселье для ребят – 
Все сильнее… снегопад. 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть ...в снежки. 
Рядом снежная фигурка 
Это девочка - … Снегурка. 
На снегу то, посмотри – 
С красной грудкой … снегири. 

– Какие слова в стихотворении звучат похоже? (Ответы детей.)

-Какие это слова?(родственные).

Логопед:

Эти слова похожие,
Как родственники схожие.
И живут одной семьей.

Зима: Ребята, мне понравилось с вами играть, но пора уходить , т. к. пришло время весны.

-А это вам  снежки в угощение. До встречи!

Логопед: Ребята, а можно снежки кушать? (Нет.)

-А почему нельзя? (можно заболеть).

Зима: А мне пора с вами прощаться до следующего года.

Логопед: Ребята, пришло время нам возвращаться в детский сад.

Чтобы в детский сад попасть,

Всем красиво надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть.

Логопед: Ну вот мы и в детском саду.

III. Итог занятия.

Логопед: -Где мы с вами были? (В зимнем лесу).

-Кого мы встретили в лесу (Зиму).

-Вам понравилась наша прогулка?

А Что больше всего вам понравилось?

-Зима вас угостила снежками, которые нельзя кушать. а я вас угощу снежками, которые можно кушать.  (Дети благодарят).

Самоанализ фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: "Путешествие в зимний лес".

Ларина Марина Викторовна,

учитель-логопед,

МОУ ППМС ЦДК "Шанс"

г. Серпухов, Московская область

На занятии присутствовали дети старшей логопедической группы  первого года обучения, с речевым заключением  - общее недоразвитие речи II - III уровня.  Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Цель: развитие речи, формирование лексико-грамматических категорий по теме: «Путешествие в зимний лес»,  которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные:

        Уточнить и расширить представления  детей о зиме, ее приметах. Закрепить знания детей о звуках З-Зь;

        Совершенствовать умение давать характеристику твёрдым и мягким звукам и навык выделения звуков З-Зь на слух из состава слогов и  слов;

        Пополнить словарь детей в процессе путешествия по зимнему лесу, учить отвечать на вопросы полным предложением;

        Учить образовывать однокоренные слова.

Совершенствовать грамматический строй  речи:

        Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

          Закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением, числительные с существительными.

           Развивать навыки словообразования. 

Коррекционно-развивающие:

        Развивать творческое воображение, фонематический слух, память, развитие крупной и мелкой моторики.

        Упражнять в выработке длительной направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка.

Коррекционно-воспитательные:

        Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы). Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.     Воспитывать любовь к природе.

        На занятии прослеживались образовательные области: «Коммуникация», "Социализация", "Познание", «Физическая культура», «Здоровье».

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению   дидактических принципов:

  • доступность предлагаемого материала,
  • наглядность,
  • индивидуальный подход  
  • принцип развития,  
  • принцип системного подхода
  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Я использовала такие дидактические  игры и игровые упражнения как "Зима какая", «Доскажи словечко», «Назови ласково» , "Скажи какой", "Посчитай снежинки".

Также  я  использовала технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения (слушала мнение   детей, поддерживала их рассуждения, давала положительную оценку.)

  Чтобы повысить интерес детей к коррекционно-образовательному процессу на занятии были использованы технологии информационно – коммуникационные  - показ видео фильма  "Зимние пейзажи" и использование аудиозаписи "Зима".

Такая деятельность создавала положительный, эмоциональный фон  образовательного процесса, повышала речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

        На занятии  были использованы следующие методические приемы:

        Наглядные: оформление уголка "Зимний лес", картины с изображением зимы, картинки для дидактической игры, схемы для звукового анализа звуков и определения положения органов артикуляции, видео и аудиозаписи.

        Индивидуальные: карточки синего и зелёного цвета, колокольчики, ватные тампон, снежинки, камушки.

Словесные: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям, стихотворение. Практиковала индивидуальные и групповые ответы детей.

        Практические: артикуляционная гимнастика, физкультминутка, самомассаж, упражнение с символами по дифференциации звуков.

        На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент - приход Зимы, угощения.

        Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, показ действия, наводящие вопросы.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей.

Смена видов деятельности на каждом этапе  позволила предотвратить утомляемость.  Дети динамично переключались со словесных игр на  игры с раздаточным материалом. В занятие была также включена физкультминутка с музыкальным сопровождением, которая отражала   лексическую тематику занятия и сняла напряжение у детей.

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций. В ходе занятия были активизированы    слуховое и зрительное внимание, мышление, память, восприятие.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон.

 Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили интерес к выполнению заданий.   Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.


Картинки по запросу картинка снегиря для детей

Похожее изображение

        Тихо, тихо, как во сне 
Падает на землю… снег 
С неба всё скользят пушинки – 
Серебристые … снежинки. 
Вот веселье для ребят – 
Все сильнее… снегопад. 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть ...в снежки. 
Рядом снежная фигурка 
Это девочка - … Снегурка. 
На снегу то, посмотри – 
С красной грудкой … снегири. 

Совсем скоро придёт  Весна и мне придётся уйти. Но на прощание хочу пригласить вас в путешествие по моим заснеженным дорожкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Дифференциация звуков Р-Рь на лексическом материале «Зимующие птицы»

учить детей дифференцировать звуки [р] , [рь] .    Закрепление навыка различения звуков в словах, предложениях. Обогащение словаря признаков. Развитие грамматическо...

Тема: «Зимушка-зима» «Дифференциация звуков (т ) – (д). Буквы Т, Д.»

Задачи:1. Коррекционно – образовательные: 1.Учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки [т], [д] в слогах, словах. 2. Определять позицию звука в слове, соотносить звук с буквой. 3. Закре...

Логопедическое занятие "Зима.Суд над декабрем" (Дифференциация звуков С-Сь)

На занятии развиваем  связную речь, логическое мышление, звуковой анализ и синтез слов.  Воспитываем чувство любви к зиме, птицам к поэзии.Учим дифференцировать звуки с-сь....

Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".

Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения : дифференциация звуков [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях «Расскажем Кларе о зиме».

Цель: дифференциация звуков  [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-обучающие:дифференцировать звуки  [Л] - [Р] в слогах и словах, словосочетаниях и предложениях;2...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...