Конспект логопедического занятия: "Мы идём в библиотеку"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гранкова Татьяна Владимировна

"Мы идём в библиотеку" - конспект логопедического занятия 

   ( подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мы идем в библиотеку.

«Библиотека – дом, где хранится информация»

Задачи:

  • Закрепить понятия «информация», «библиотека».
  • Сформировать понятие «носители информации», «абонемент», «читальный зал», «картотека».
  • Закрепить знание правил пользования библиотекой и книгой.

  Оборудование:

  • Компьютерная презентация «Мы идем в библиотеку».
  • Комплекты из 6 книг.
  • Каталожные карточки.
  • Вывеска «В гостях у сказки».

Ход занятия

Слайд 1

Здравствуйте. Сегодня мы с вами проведём библиотечный урок.

Что такое информация?

Как мы получаем информацию?

Сведения, факты, об окружающем мире, которые люди передают друг другу, называют информацией.

А вот материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью различных символов, называются носителями информации.

Тростник, пергамент, бумага, электронный диск – это носители информации.

Информация, которая является важной и полезной для множества людей, называется знанием. Постепенно люди накапливали все новые и новые знания об окружающем мире: о том, как можно лечить какие-то болезни, о том, как можно поймать тигра, как увеличить урожай. Они записывали эти знания в книги, которых тоже становилось все больше. Понадобились помещения, где можно было хранить эти книги.

Слайд 2

Ребята, попробуйте разгадать мою загадку.

Снаружи смотришь: дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.

Как называют этот дом? Попробуй, угадай!

Слайд 3

Отгадали! Молодцы!     А что же означает слово «библиотека»?

Слайд 4

Слово «библиотека» - иностранное, греческое. Состоит оно из двух частей: «библио»  - в переводе означает «книга»; «тека» переводится как «хранилище». Значит библиотека – дом, где хранятся книги.

Как называется профессия?

Слайд 5

Библиотека – это совокупность книг, которые один или много людей собрали с любовью и хранят с заботой.

Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям.

 Ребята, а кто такие читатели?

Слайд 6

Читатели – те, кто читает, к кому обращены произведения литературы, те, кто посещает библиотеку. Стать читателем очень просто – нужно только записаться в библиотеку.

Слайд 7

Для этого необходимо заполнить библиотечный формуляр. Библиотечный формуляр – это специальная личная карточка читателя. В нее заносят сведения о самом читателе и о тех книгах, которые он берет в библиотеке.

Слайд 8

В библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. Имеется и книжное хранилище.

Слайд 9

В библиотеке вы можете выбрать книгу и взять ее домой по абонементу. Слово «абонемент» иностранного происхождения и означает «право пользоваться чем-либо в течение определенного срока». В библиотеке слово «абонемент» означает место, где выдают книги на дом.

Слайд 10

Однако есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература: энциклопедии, словари, справочники; книги, которые имеются в одном экземпляре и могут понадобиться читателям в любой день.

Слайд 11

А что же хранится в  книгохранилище? Это учебники, которые остались не востребованными на текущий учебный год; книги, которые не пользуются спросом или которые имеются в библиотеке в нескольких экземплярах.

- Детская библиотека

Слайд 12

В библиотеке хранится несколько тысяч книг.  Вы можете сами выбирать книги, но для этого надо знать, как их найти. Как же отыскать нужную книгу, когда их так много?

Слайд 13

Люди научились группировать информацию, объединяя ее на основе общих признаков. Вот скажите, что общего у тигра, зайца и мыши? Верно – все они животные. А какой общий признак имеют груша, яблоко и апельсин? Правильно – это фрукты.

Оказывается и книги можно сгруппировать таким образом, чтобы в них можно было легко ориентироваться.

В библиотеках книги расставлены в определенном порядке, а отличительным признаком для них является раздел науки. Например, книги по математике стоят в одном месте, книги по истории – в другом.

Слайд 14

Для  учащихся младших классов книги расставлены по алфавиту. Что такое алфавит? Правильно, это буквы русского языка расположенные в определенном порядке. На какую букву мы поставим книгу «Гуси-лебеди»?

А вот вам загадка: как определить, на какую букву нужно поставить книгу «Снежная королева», которую написал  Г.-Х. Андерсен? Правильно, на букву «А», потому что мы ищем и расставляем книги по первой букве фамилии автора.

А сейчас расставьте по алфавиту книги, которые я вам раздам.

Слайд 15

В библиотеках так много книг, что порой среди них трудно найти нужную. И здесь на помощи приходят указатели – каталоги.

Вы наверняка видели в нашей библиотеке сооружение с большим количеством маленьких ящичков. Так вот, этот предмет мебели называется каталогом. В нем располагаются каталожные ящики. Каталоги состоят из карточек.

Посмотрите, у каждого на парте есть каталожная карточка. Из карточки мы можем узнать имя автора книги; как книга называется; в каком городе ее создали; в каком, издательстве она родилась; сколько в книге страниц; есть ли в ней иллюстрации и так далее.

Каталог – это перечень всех произведения печать, имеющихся в библиотеке. Каталог составлен по определенному плану и предназначен для того, чтобы помочь читателю при выборе книг.

В библиотеках бывает несколько видов каталогов: алфавитный ((АК) - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов), систематический ((СК) - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации), предметный каталог (В предметном каталоге и картотеках описания произведений печати группируются под наименованием тех предметов и вопросов, о которых в них идет речь).

Алфавитный каталог – самый простой. Достаточно знать фамилию писателя, книга которого вам нужна (или заголовок книги, если нет автора), и в алфавитном каталоге она сейчас же найдется.

Давайте посмотрим, есть ли в нашей библиотеке книги Н.Н.Носова. Сколько их? Как называются? Вот видите, как все просто.

Над изготовлением каждой книги трудились люди разных профессий: писатели, художник, редактор, наборщик, корректор, переплетчик и многие другие. Книги как люди: родятся, живут, стареют. Чтобы книги жили как можно дольше, их надо беречь.

Я сейчас вам прочитаю «Правила пользования библиотекой», а вы скажите, что в них правильно, а что делать не следует.

  1. Ты пришел в библиотеку - в царство книг и мудрых знаний-

Открывай свой рот пошире, громко что-нибудь кричи!

Песню спой, погромче свистни или с другом поругайся,

Чтоб все видели – ты знаешь, где и как себя вести!  

  1. Если ты пришел за книгой в школьную библиотеку,

Доставай скорей из сумки все, что можно пожевать:

Булку, яблоко, конфеты, пирожок с начинкой липкий,

Чтоб потом рукою грязной все страницы пролистать!

  1. Почитать решил ты книгу – не бери с собой закладку,

Послюнявь получше палец, сильно начинай листать.

Ничего, что лист ты вырвешь, что оставишь пятна грязи.

Если книга разорвется, то тебе-то наплевать!

  1. Вот себе ты выбрал книгу. Захватив ее с собою,

Подари кому угодно, или просто зашвырни,

Иль оставь ее на парте, спрячь поглубже под диваном –

В общем, в срок в библиотеку ни за что не приноси!

  1. Ежели библиотекарь тебе сделал замечанье,

Покажи язык побольше или быстро убегай.

Можешь громко заругаться, топнуть в ярости ногою,

Чтобы было неповадно ей воспитывать тебя!

Слайд 16-17

 Конечно, вы уже догадались, что это «вредные советы» и поступать так ни в коем случае нельзя.

Слайд 18-23

   Давным – давно книги писали иначе. Книги, которые есть у вас дома и стоят на полках библиотеки не всегда выглядели так.

Сегодня вы многое узнали о библиотеке, о книгах.

Слайд 24 - 33

       Отгадайте загадки Бабушки-загадушки.

Слайд 34

Молодцы! Мы сегодня с вами хорошо поработали.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»

В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и  педагогические технологии....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

Конспект на занятие по окружающему миру: "Библиотека" подготовительная группа

Цели:- Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах;- Уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к...