Комплексное логопедическое занятие: "В гости к осени"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гранкова Татьяна Владимировна

Комплексное логопедическое занятие: "В гости к осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx934.7 КБ

Предварительный просмотр:

   

Учитель-логопед Гранкова Татьяна Владимировна

                          

                     Конспект комплексного логопедического занятия

                Тема: «В гости к осени»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме: «Осень».
  2. Совершенствование  грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать тонкую и общую моторику.
  3. Развивать речь с движением.
  4. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  5. Развивать память, мышление.

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

                      Оборудование:

  1. Пейзажные картины русских художников по теме: «Осень».
  2. Предметные картинки с изображением перелётных птиц, грибов, муляжи овощей и фруктов, грибов,  осенние листья, пазлы с изображением грибов.
  3. Слайды с изображением осенней природы, овощей, фруктов, грибов, диких животных, перелётных птиц, осенних цветов.
  4. Музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

                            Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.  Слайды с 1 по 19.

Логопед читает стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу.

Логопед: Осень – красивое время года. Поэты, художники, композиторы посвятили осени замечательные произведения. Художники писали картины (показ картины И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. Левитана «Октябрь»).

Поэты писали стихи, а композиторы музыкальные произведения.  

Слышите, какие чарующие звуки нашел для описания осени композитор П.И.Чайковский – давайте послушаем.

Дети слушают фрагмент произведения.

C:\Users\Ludok\Desktop\всё о осени\фотки для презентации\DSC_0006.JPG

Логопед:

- А вам нравится осень?

 - А осень какая?

Сегодня мы отправимся в гости к Осени, которая уже заканчивается.

- Назовите осенние месяца.

- Назовите периоды осени.

Логопед: Сначала мы побываем в ранней осени.

                Ранним утром сентября хлеб молотят села,

                Мчатся птицы за моря, и открылась школа.

               Давайте вспомним признаки ранней осени.      /слайд 20/

- Почему мы говорим, что осень щедрая?

В садах и огородах собирают богатый урожай.    /слайд 21-22/

Логопед загадывает детям загадки.                            /слайд 23 – 25/

- Как надела сто рубах, захрустела на зубах.     /капуста/

- И зелен и густ, на грядке вырос куст.

   Покапай немножко под кустом ….  /картошка/

- Сидит дед, во сто шуб одет.  

   Кто его раздевает, тот слёзы проливает.     /лук/

- Я красавец – великан, тёмно-синий …     /баклажан/

- В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

   Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.   /помидор/

- Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

   Как зелёный чурбачок под названьем …./кабачок/  

- Колобок висит всё лето среди зелёных веток.

  Ударит гулко оземь когда ударит осень.          /яблоко/

- Я румяную матрёшку от подруг не оторву,

   Подожду, когда матрёшка упадёт сама в траву.     /груша/

- Родилась она зелёной на цветущей белой кроне,

  А потом росла, краснела, как созрела – посинела!       /слива/

- схож он с бусами немножко, каждый листик как ладошка

  Был зелёным, а поспел он – стал янтарным, синим, белым.   /виноград/

 

                        Малоподвижная игра:

                                 «Вершки – корешки».

Педагог называет овощи, а дети должны вспомнить, как они растут, что люди едят – вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку,  награждается самый внимательный.

Логопед: Из ранней осени мы отправляемся в золотую осень.

- Почему осень  называют золотой?

- Вспомните, в какие цвета, осень окрашивает листья деревьев и  

   кустарников?

                         Пальчиковая гимнастика: 

                                    «Осень»

Ветер по лесу летал,                                                 /плавные, волнообразные движения ладонями/

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                                                            /загибают по одному пальчику на обеих руках/

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки                                    /спокойно укладывают ладони на стол/

Ветер бросил на тропинку.

Логопед: А теперь мы свами отправимся на прогулку в осенний лес. А поедем мы в лес

                 на паровозике из Ромашкова. Звучит сигнал паровозного гудка, дети образуют поезд.

                                                                                                                  /слайд 26/  

   

   

                               Упражнение – игра:

                                     «Кто за кем».

Звучит сигнал, поезд движется, / звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова».

  Логопед: Ну, вот мы и приехали, выходите из вагончиков.  Здравствуй, здравствуй осенний лес,        

                       полный сказок и чудес!     /слайд 27/

                       Как свежо в лесу! Давайте вдохнём аромат осеннего леса.

                                  Дыхательная гимнастика  /стоя/.

Логопед:   Вы чувствуете, как чист и свеж осенний воздух?

                  Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.

                  Сколько листьев под ногами, давайте походим по опавшей листве и послушаем, как она  

                        шуршит: шур- шур-шур.

Логопед читает стихотворение:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою гурьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами темнеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной.

Логопед: Что-то тихо стало в лесу! Почему?

                           Игровое упражнение:

                                  «Улетают - не улетают»

                                       (по типу «Четвёртый лишний»)   /слайд 28, 29, 30/

                                 Игра: «Кто летит на юг?»       /слайд 31/

Группа детей выстраивается клином, косяком, стаей, флангом, остальные дети отгадывают, какие птицы летят.

                                   Игра: «Спит-не спит»       /слайд   32 - 35/

                                                    (по типу «Четвёртый лишний»)

Выходит мальчик –мухомор, здоровается с ребятами и предлагает рассмотреть грибы в его корзинке.

                                Игра: «Съедобные-несъедобные»

Дети рассматривают и определяют, какой съедобный гриб, а какой не съедобный.

                               Игра: «Собери грибок»        пазлы           /слайд 36, 37/

Логопед: Ребята, небо хмурится, солнце скрылось, подул холодный ветер, скоро пойдёт дождь.        /слайд  38/

                                   

                                       Упражнение 

                                                   «Дождик»

                               Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке                                /прыжки на одной ноге по кругу/

                                                 

                                                                                         

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! -                                     /дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри.                                                          ритмичные приседания/

Стали мокрыми кусты,                                                /руки вверх, потряхивание кистями/

Стали мокрыми цветы.                                                 /наклон, руки к полу, потряхивания кистями/

Мокрый серый воробей                                                /встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями/

Сушит пёрышки скорей.

Логопед: Садимся в вагончики, а то дождь нас замочит. Звучит сигнал, поезд движется /под музыку        

                  из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»

Логопед:  Ну, вот мы и приехали. Сколько луж после дождя.

                                   Игра-соревнование:

                                               «Не замочи ноги»

Детям предлагается дойти до детского сада по разноцветным листочкам.

Логопед:   Тучи небо кроет, солнце не блестит.

                   Ветер в поле воет, дождик моросит.

                   Воды зашумели быстрого ручья,

                   Птички улетели в тёплые края.         /слайд 40-44/

Логопед: О каком периоде осени это стихотворение?

                 Какие краски надо взять художнику, что бы нарисовать картину  

                  поздней осени?

                Что происходит с растениями поздней осенью?

                               Упражнение:

                                         «Покажи мимикой»

- завядший цветок.

- пожухлая ботва на огороде.

- выглянуло солнышко.

- подул холодный ветер.

                                   Игра: «Что будет, если?»

                                   

          Дети слушают вопрос и дают ответ или вариант ответа.

*что будет, если деревья не сбросят осенью листья?

*                  если медведь не нагуляет осенью жир?

*                  если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы?

*                  если в лесу собирать каждый год опавшую листву?

*                  если лесные звери не заменят мех на зимний?

Логопед: Ой, ребята, у меня все картинки перепутались, помогите мне!

                                       Упражнение:

                                                   «Назови и расскажи»

Отобрать, назвать и обосновать по картинкам, к какому периоду осени относятся нарисованные явления  (ранняя, золотая, поздняя).

Логопед:    Музыканты, художники, поэты восхищались красотой этого времени года. А вы знаете              

                    стихи об осени?

                                                  Дети читают стихи.

Логопед: Ну, вот мы с вами побывали в гостях у осени. Давайте попрощаемся с этим удивительным    

                 временем года. Скажем дружно – до свидания!

   

    Давайте ребята,  как художники, нарисуем свои рисунки об осени.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия "Щедрые дары осени"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 13 СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА...

Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...

комплексное логопедическое занятие "В гостях у Снежной королевы"

конспкт занятия для детей  старшего дошкольного возраста с ОНР...

музыкально-логопедическое занятие "В гостях у осеннего леса"

, "Упражнение «Посчитай-ка»,Скороговорки,зрительная гимнастика,Пальчиковая гимнастикаАртикуляционная гмнастикаДыхательное упражнение Согласование существительного с числительным...

Конспект-презентация комплексного логопедического занятия "В гостях у золотой рыбки"

Конспект-презентация комплексного логопедического занятия "В гостях у золотой рыбки".Лексическая тема: "Сказки А.С. Пушкина".Фронтальное занятие в условиях реализации ФГОС в подгот...

Конспект комплексного логопедического занятия "В гости к Старичку-Лесовичку"

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР решает задачи речевого развития, а также способствует экологическому воспитанию дошкольников в игровой форме....