Комплексное логопедическое занятие: "В гости к осени"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Гранкова Татьяна Владимировна
Конспект комплексного логопедического занятия
Тема: «В гости к осени»
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнить и расширить словарь по теме: «Осень».
- Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать связную речь.
- Развивать тонкую и общую моторику.
- Развивать речь с движением.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать память, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Пейзажные картины русских художников по теме: «Осень».
- Предметные картинки с изображением перелётных птиц, грибов, муляжи овощей и фруктов, грибов, осенние листья, пазлы с изображением грибов.
- Слайды с изображением осенней природы, овощей, фруктов, грибов, диких животных, перелётных птиц, осенних цветов.
- Музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал. Слайды с 1 по 19.
Логопед читает стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу.
Логопед: Осень – красивое время года. Поэты, художники, композиторы посвятили осени замечательные произведения. Художники писали картины (показ картины И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. Левитана «Октябрь»).
Поэты писали стихи, а композиторы музыкальные произведения.
Слышите, какие чарующие звуки нашел для описания осени композитор П.И.Чайковский – давайте послушаем.
Дети слушают фрагмент произведения.
Логопед:
- А вам нравится осень?
- А осень какая?
Сегодня мы отправимся в гости к Осени, которая уже заканчивается.
- Назовите осенние месяца.
- Назовите периоды осени.
Логопед: Сначала мы побываем в ранней осени.
Ранним утром сентября хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря, и открылась школа.
Давайте вспомним признаки ранней осени. /слайд 20/
- Почему мы говорим, что осень щедрая?
В садах и огородах собирают богатый урожай. /слайд 21-22/
Логопед загадывает детям загадки. /слайд 23 – 25/
- Как надела сто рубах, захрустела на зубах. /капуста/
- И зелен и густ, на грядке вырос куст.
Покапай немножко под кустом …. /картошка/
- Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. /лук/
- Я красавец – великан, тёмно-синий … /баклажан/
- В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. /помидор/
- Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,
Как зелёный чурбачок под названьем …./кабачок/
- Колобок висит всё лето среди зелёных веток.
Ударит гулко оземь когда ударит осень. /яблоко/
- Я румяную матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, когда матрёшка упадёт сама в траву. /груша/
- Родилась она зелёной на цветущей белой кроне,
А потом росла, краснела, как созрела – посинела! /слива/
- схож он с бусами немножко, каждый листик как ладошка
Был зелёным, а поспел он – стал янтарным, синим, белым. /виноград/
Малоподвижная игра:
«Вершки – корешки».
Педагог называет овощи, а дети должны вспомнить, как они растут, что люди едят – вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку, награждается самый внимательный.
Логопед: Из ранней осени мы отправляемся в золотую осень.
- Почему осень называют золотой?
- Вспомните, в какие цвета, осень окрашивает листья деревьев и
кустарников?
Пальчиковая гимнастика:
«Осень»
Ветер по лесу летал, /плавные, волнообразные движения ладонями/
Ветер листики считал:
Вот дубовый, /загибают по одному пальчику на обеих руках/
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки /спокойно укладывают ладони на стол/
Ветер бросил на тропинку.
Логопед: А теперь мы свами отправимся на прогулку в осенний лес. А поедем мы в лес
на паровозике из Ромашкова. Звучит сигнал паровозного гудка, дети образуют поезд.
/слайд 26/
Упражнение – игра:
«Кто за кем».
Звучит сигнал, поезд движется, / звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
Логопед: Ну, вот мы и приехали, выходите из вагончиков. Здравствуй, здравствуй осенний лес,
полный сказок и чудес! /слайд 27/
Как свежо в лесу! Давайте вдохнём аромат осеннего леса.
Дыхательная гимнастика /стоя/.
Логопед: Вы чувствуете, как чист и свеж осенний воздух?
Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Сколько листьев под ногами, давайте походим по опавшей листве и послушаем, как она
шуршит: шур- шур-шур.
Логопед читает стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою гурьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами темнеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной.
Логопед: Что-то тихо стало в лесу! Почему?
Игровое упражнение:
«Улетают - не улетают»
(по типу «Четвёртый лишний») /слайд 28, 29, 30/
Игра: «Кто летит на юг?» /слайд 31/
Группа детей выстраивается клином, косяком, стаей, флангом, остальные дети отгадывают, какие птицы летят.
Игра: «Спит-не спит» /слайд 32 - 35/
(по типу «Четвёртый лишний»)
Выходит мальчик –мухомор, здоровается с ребятами и предлагает рассмотреть грибы в его корзинке.
Игра: «Съедобные-несъедобные»
Дети рассматривают и определяют, какой съедобный гриб, а какой не съедобный.
Игра: «Собери грибок» пазлы /слайд 36, 37/
Логопед: Ребята, небо хмурится, солнце скрылось, подул холодный ветер, скоро пойдёт дождь. /слайд 38/
Упражнение
«Дождик»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке /прыжки на одной ноге по кругу/
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! - /дети стоят лицом в круг;
Он пускает пузыри. ритмичные приседания/
Стали мокрыми кусты, /руки вверх, потряхивание кистями/
Стали мокрыми цветы. /наклон, руки к полу, потряхивания кистями/
Мокрый серый воробей /встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями/
Сушит пёрышки скорей.
Логопед: Садимся в вагончики, а то дождь нас замочит. Звучит сигнал, поезд движется /под музыку
из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»
Логопед: Ну, вот мы и приехали. Сколько луж после дождя.
Игра-соревнование:
«Не замочи ноги»
Детям предлагается дойти до детского сада по разноцветным листочкам.
Логопед: Тучи небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края. /слайд 40-44/
Логопед: О каком периоде осени это стихотворение?
Какие краски надо взять художнику, что бы нарисовать картину
поздней осени?
Что происходит с растениями поздней осенью?
Упражнение:
«Покажи мимикой»
- завядший цветок.
- пожухлая ботва на огороде.
- выглянуло солнышко.
- подул холодный ветер.
Игра: «Что будет, если?»
Дети слушают вопрос и дают ответ или вариант ответа.
*что будет, если деревья не сбросят осенью листья?
* если медведь не нагуляет осенью жир?
* если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы?
* если в лесу собирать каждый год опавшую листву?
* если лесные звери не заменят мех на зимний?
Логопед: Ой, ребята, у меня все картинки перепутались, помогите мне!
Упражнение:
«Назови и расскажи»
Отобрать, назвать и обосновать по картинкам, к какому периоду осени относятся нарисованные явления (ранняя, золотая, поздняя).
Логопед: Музыканты, художники, поэты восхищались красотой этого времени года. А вы знаете
стихи об осени?
Дети читают стихи.
Логопед: Ну, вот мы с вами побывали в гостях у осени. Давайте попрощаемся с этим удивительным
временем года. Скажем дружно – до свидания!
Давайте ребята, как художники, нарисуем свои рисунки об осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия "Щедрые дары осени"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 13 СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА...
Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»
Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...
комплексное логопедическое занятие "В гостях у Снежной королевы"
конспкт занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
музыкально-логопедическое занятие "В гостях у осеннего леса"
, "Упражнение «Посчитай-ка»,Скороговорки,зрительная гимнастика,Пальчиковая гимнастикаАртикуляционная гмнастикаДыхательное упражнение Согласование существительного с числительным...
Конспект-презентация комплексного логопедического занятия "В гостях у золотой рыбки"
Конспект-презентация комплексного логопедического занятия "В гостях у золотой рыбки".Лексическая тема: "Сказки А.С. Пушкина".Фронтальное занятие в условиях реализации ФГОС в подгот...
Конспект комплексного логопедического занятия "В гости к Старичку-Лесовичку"
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР решает задачи речевого развития, а также способствует экологическому воспитанию дошкольников в игровой форме....