Сравнительный звуковой анализ двухсложных слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов у старших дошкольников с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сравнительный звуковой анализ двухсложных слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов у старших дошкольников с ОНР.
Цели:
– продолжать обобщать знания учащихся о различных типах слогов;
– систематизировать учебные действия в проведении сравнительного звукового анализа.
Задачи:
– обеспечить условия для успешного выполнения сравнительного звукового анализа двусложных слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов;
– помочь обучающимся уяснить слогообразующую роль гласных;
– привлечь внимание школьников к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов;
– использовать динамическую паузу для развития общей моторики, закрепления навыков звуко-слогового анализа слов;
– расширить знания о перелетных птицах;
– осуществлять межпредметную связь;
– упражнять в согласовании имен существительных с количественными числительными 1, 3, 4, 5 и в словоизменении;
– использовать прием преднамеренной ошибки для развития внимания обучающихся;
– приобщить детей к системному мышлению через ТРИЗ;
– упражнять в подборе и запоминании родственных слов с помощью схемы «Солнышко»;
– развивать связную речь и действия, направленные на взаимосотрудничество и групповое сплочение.
Оборудование: предметные картинки с птицами: 5 кукушек, 1 журавль, 3 соловья, 3 ласточки, 4 утки, 4 лебедя, курица; лук, кран, рак, жук, стол, сыр, слон, паук; магнитофон, кассета, плакат с горой Внимания, игрушки: гномик, кот Леопольд, пластмассовая уточка, обруч-озеро, 3 удочки, маленькие куколки и символические буквы «У» для поощрения, схемы «Солнышко» по количеству детей с девятью лучами, портрет Забывули, плакат с приметами осени, написанными с преднамеренными ошибками.
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
Игра на развитие группового сплочения «С кем ты пойдешь гулять? Почему?».
II. Фронтальная проверка ранее пройденного материала.
– Послушайте загадку:
Голы поля, мокнет земля,
День убывает. Когда это бывает?
– О каком времени года загадка? (Об осени.)
По календарю уже началась зима, а за окном поздняя осень. Давайте назовем ее приметы.
Да, на дворе все еще предзимье. Одни перелетные птицы улетели в теплые края, другие птахи только собираются.
Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы обучющихся.)
По каким признакам мы называем их птицами? Что у них всех есть общее?
Как называется рот у птиц? (Клюв.)
Сколько крыльев у всех птиц?
Как называем птичьи ноги?
А группу птиц как мы называем? (Стая.)
Посмотрите на необычную стаю, в которую входят разные птицы. Посчитайте, сколько в стае кукушек (5), журавлей (1), соловьев (3), ласточек (3), уток (4), лебедей (4).
А это кто? (Курица.) У нее тоже есть хвост, клюв, 2 крыла, 2 лапки.
Можем мы поместить ее в нашу стаю? Почему нет? (Курица – птица домашняя, в теплые края не улетает, живет рядом с человеком, человек за ней ухаживает.)
Чем птицы для нас полезны?
Чем птицы радуют человека?
ТРИЗ: хорошо это или плохо, что птицы улетают в теплые края? Докажите почему?
III. Усвоение нового материала.
1. Сюрпризный момент.
– Хотите отправиться в путешествие? Полетим мы с вами в сказочную страну Словандию, где живут разные интересные слова. Отправляемся в путь.
Положите руки на парты. Опустите на них голову, закройте глаза.
Наш полет начнется, как только зазвучит музыка.
Отдыхайте и представляйте себе сказочную страну Словандию.
Откройте глаза! Вот мы и на месте. Нас встречает Забывуля. Здравствуй, Забывуля! Ты узнала, что прилетают ребята из школы и пришла попросить их помощи?
Дело в том, что Забывуля делает много ошибок при письме и не всегда их находит. В школе она получила задание написать приметы поздней осени. Давайте проверим, правильно ли Забывуля написала. Если же она допустила ошибки, исправим их (фломастером исправляют на прикрепленном к доске плакате или на интерактивной доске) слова: «лужма», «тучап», «стадя», «дождьи», «листопард». Очень обрадовалась Забывуля тому, что вы помогли ей. Она обращается к вам с просьбой выполнить и второе задание.
2. Задание на соотнесение схем с картинками.
– Рассмотрите на доске 2 схемы. Нужно подобрать и расставить те картинки, названия которых соответствуют этим схемам.
Сколько синих кружочков на этой схеме? Какие звуки они обозначают? Гласные или согласные? А красных? Какой звук он обозначает? Сколько слогов в слове, если гласный один? Сколько всего звуков обозначено на этой схеме? А на другой? Сколько здесь обозначено гласных звуков? Можем ли мы сделать вывод о том, что и эта схема составлена для односложных слов?
Каким по счету стоит гласный в этой схеме? (Третьим.)
Слова-картинки для соотнесения со схемами: лук, кран, рак, жук, стол, сыр, слон, паук.
Учитель помогает учащимся заметить и осознать, что слово «паук» не подходит ни к одной схеме, так как в нем 2 гласных, а значит и 2 слога. Решение: картинку ставить нельзя.
Забывуля благодарит вас за помощь и говорит, что еще увидится с вами.
3. Выполнение дидактического задания «Поможем Торопыжке выполнить задание, чтоб вход открыть в горе Внимания».
– Идем дальше по Слованидии. Перед нами гора Внимания. В ее пещере живет гномик Торопыжка. Был камнепад, вход в его пещеру завалило волшебными камнями. Если мы правильно выполним задание, волшебные камни превратятся в песок. И тогда Гномик сможет попасть в свой домик. Согласны помочь?
На доске написаны слова.
– В каждом слове по 4 буквы, из которых 2 буквы – гласные. Назовите любые 2–3 слова, произнесите в них гласные. Нам известно: сколько в слове гласных… – (ученики заканчивают предложение) столько и слогов. В каждом из этих слов по 2 слога. Мы с вами уже группировали слова из одного слога (односложные), познакомились с двусложными словами, состоящими из разных типов слогов. Сегодня вы будете группировать двусложные слова в три столбика в соответствии со схемами. На что нужно будет вам обратить внимание? (На место гласных в слове.) Где расположены красные кружочки в первой схеме? Во второй? В третьей? На что, ... (Гена), ты будешь обращать внимание? А что думаешь ты, ... (Дима)?
4. Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.
рыба рука вода роса шуба | паук заяц рост | утро ёлка утка усни |
Гномик «ходит» по классу и с любопытством заглядывает в тетрадки детей.
Коллективная проверка.
Слова, записанные в первый столбик, прочтет … (называет ученика), слова второго столбика прочтет … (называет ученика), слова третьего столбика читаем все хором. Молодцы!
Гномик Торопыжка благодарит вас за помощь, теперь он сможет попасть домой. Так как гномик живет в горе Внимания, то самому внимательному он предлагает надеть корону, а за самую аккуратную работу в тетради вручает поощрительный знак.
Около горы Внимания раскинулось озеро. В нем утка плавает. Она отдыхает перед перелетом в теплые края.
IV. Динамическая пауза.
Дидактическая игра «Живые звуки».
Произнесите вместе со мной, повторяя за мной: уууутка.
– Какой первый звук в слове утка? (У.) Он гласный или согласный? Гена, ты будешь звуком [У], иди ко мне на носочках; Какой следующий звук в слову «утка»? Он гласный или согласный? Он твердый или мягкий в этом слове? Он звонкий или глухой? Почему?
– Кто хочет быть звуком [т]? Скачи ко мне на одной ножке! Встань за звуком [у]. Какой звук после [т] слышим в слове «утка»? [к] Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? … (называет ученика) , ты будешь звуком [к]. Иди к нам шагом лошадки! Встань за звуком [т]. Какого звука не хватает? [а] Каким по счету будет звук [а]? Иди к нам, [а], утиным шагом. Звуки, назовите себя ... (называют). Возьмитесь дружно за руки! Теперь вы не звуки, а слово «утка». Я делю вас на слоги. Гласные в слогах, поднимите руки вверх. Первый слог, назови себя. [ут] Второй слог, назови себя. [ка]
Сначала уходит первый слог, затем – второй.
Пока ученики уходят и садятся, учитель помещает в обруч-озеро рыбок.
V. Закрепление учебного материала.
– Кто в озере рыбу ловит? (Кот Леопольд.) Посмотрите, рыбы в реке много, а у кота в ведерке – ни одной!
Давайте Леопольду поможем рыбок поймать! Для этого нужно выполнить задание: поймать рыбку удочкой. На каждой рыбке написано слово, нужно разделить его на слоги и переставить слоги местами, то есть второй слог поставить на место первого, и первый окажется вторым.
– Запишите прямо на бумажной рыбке получившееся слово.
ра-ды – дыра но-ра – рано ши-на – наши | па-ли – липа во-ди – диво жи-лы – лыжи |
– Молодцы, теперь можем рыбок отдать Леопольду. Леопольд благодарит вас за помощь и хочет познакомить со своей птичкой, говорит, что она у него ручная, потому что не боится садиться к нему на лапу и на руки к людям, даже клюет с ладони.
VI. Работа с родственными словами по схеме «Солнышко».
Слово «ручная» появилось от слова «рука». Подберите родственные слова к слову «рука». Сделайте это с помощью схемы «Солнышко». Каждый ребенок получает листок со схемой. Принимая участие в диалоге, подбирает родственные слова к слову « рука» и последовательно рисует в маленьких кружочках схемы картинки: рукава, ручку (маленького ребенка), ручищу (великана),рукавицу, авторучку, рукоятку, ручную (птичку), рукомойник, рукоделие, опираясь на образцы рисунков учителя-логопеда на доске.
Затем школьники приступают к первичному закреплению слов по рисункам и по памяти.
Словарная работа.
Объяснить значение слов «рукомойник», «рукоделие», «рукоятка», показав рукомойник на картинке, вышивку на пяльцах, у молотка – рукоятку.
VII. Итог занятия.
– Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в школу. Вам оно понравилось? Кому вы помогли в Словандии? (Забывуле, гному Торопыжке, коту Леопольду.) Что делали со словами?
Учащиеся отвечают:
– распределяли по схемам;
– делили на слоги;
– слоги переставляли и получали новые слова;
– играли в игру «Живые звуки»;
– подбирали родственные слова к слову «рука».
– Чем еще занимиались? (Говорили о перелетных птицах, считали, сколько птиц в нашей стае.)
Забывуля пришла проводить вас. За то, что вы ей помогли, она дарит вам буквы-символы «У». Каждая буква-символ означает, что ее обладатель – умник. Забывуля обещает, что будет хорошо учиться и тоже станет умной.
Пароль на выход с занятия.
– Чтобы вновь очутиться в нашей школе, вам нужно перелетных птиц назвать ласково.
Кукушки – кукушечки. Журавль – журавлик.
Соловьи – соловушки. Скворец – скворушка.
Утки – уточки. Лебеди – лебёдушки.
Домашнее задание.
– Вот мы снова в родной школе! В память о нашем путешествии я дарю вам этих куколок из Словандии. Дома вы должны будете придумать им сказочные имена. Обязательное условие – слова-имена содержат по два слога. Пофантазируйте, как живут ваши сказочные человечки и чем занимаются. На следующем занятии каждый из вас расскажет о своей куколке. Думаю, это будет очень интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация навыка произношения звука [С] в составе прямого и обратного слога на уровне слов (презентация)
Автоматизация навыка произношениязвука [С]в составе прямого и обратного слога на уровне слов (с учетом изменения грамматических форм)...
Автоматизация звука [ч] в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях.
Закрепить правильное произношение звука [ч] в слогах, словах, словосочетаниях....
Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."
Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
Конспект НОД на тему "Путешествие в подводный мир". Этап автоматизации звука "Р" в прямом и обратном слоге, слове с прямым и обратным слогом
Закреплять умение детей правильно произносить звук "Р"...
Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, слова...
«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»
Задачи: а) коррекционно-образовательные:- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»...