Составление рассказа по опорным картинкам с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Многие известные педагоги утверждают, что использование творческого рассказывания на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка. Это подтверждает и опыт моих коллег, которые активно в своей работе используют методы ТРИЗа. И я тоже решила попробовать, меня заинтересовал метод фокальных объектов ( МФО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_testu_rasskaza_chudo-tsvetok_metodika_mfo.docx | 779.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по опорным картинкам
с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.
Многие известные педагоги утверждают, что использование творческого рассказывания на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка. Это подтверждает и опыт моих коллег, которые активно в своей работе используют методы ТРИЗа. И я тоже решила попробовать, меня заинтересовал метод фокальных объектов ( МФО).
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Задачи МФО:
Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии, активизация творческого мышления детей.
Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д. У нас получается целый рассказ, а то и необычная, весёлая сказка!
Алгоритм работы по МФО:
- Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
- Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
- Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
- Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
- Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
- Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.
Адаптировав этот алгоритм работы по МФО для работы с дощкольниками, я применила его для коррекции связной речи детей по составлению творческих рассказов.
Работа состоит из нескольких этапов:
- Выбирается картинка-понятие по лексической теме, о которой будет составлен рассказ. Она закрывается белым листом и помещается в верхней центральной части доски.
- Детям предлагаются другие картинки-понятия, к которым они подбирают характерные определения ( для себя ребята могут делать подсказки-рисунки, т.к. они ещё не умеют читать и писать)
- Далее открывается верхняя картинка и детям предлагается соотнести её с придуманными ранее словами \характерными определениями. Работа проводится в виде упражнения « Почему так? Что так?»
- После этого детям предлагается свои ответы объединить в рассказ. Необходимо предупредить ребят, что их рассказ может быть необычным, или шутливым, или сказочным и т.д.
- Картинки –понятия дети используют как опорный план, а придуманные ими характерные определения развивают у них ассоциативную память.
Пример практической работы по составлению творческого рассказа с использованием метода фокальных объектов.
- Центральная картинка (закрытая): мама
- Картинки-понятия: бумага, кошка, солнце
Характерные определения:
бумага – тонкая, белая
кошка – пушистая, мурлычет
солнце – греет, светит
- Упражнение « Почему так? Что так?»
Тонкая(что?) талия, белая (что?) кожа, пушистые (что?) волосы, мурлычет (что?) песенки, солнце (что делает?) греет, светит.
- Рассказ:
У моей мамы тонкая талия и белая красивая кожа . У мамы пушистые волосы. Когда у мамы хорошее настроение, то она тихонько мурлычет себе песенки. Мамочка греет нас своим теплом. Мы любим нашу маму , и она светит (освещает) нам нашу жизнь как (путеводная ) звезда.
После составления детьми рассказа, логопед может подкорректировать его, предложив ребятам заменить кое-какие слова или добавить недостающие.
По такому же алгоритму мы работали с детьми по теме « Цветущая весна». У нас получился рассказ об одуванчике, который мы и представляем вашему вниманию.
Яркое Смелые, храбрые Точные
Волшебный, Жёлтый Лечит Пушистый
фокусник
Лёгкий Летает Вкусный
Упражнение «Почему так? Что так?»
- Одуванчик яркий, как маленькое солнышко;
- Одуванчики смелые, потому что появляются ранней весной и храбрые, потому что не боятся морозов ;
- Одуванчики как часы : вечером закрывают свои цветы, а утром открывают;
- Фокусник показывает чудеса, и одуванчик может превращаться из желтого в белый как фокусник;
- Потому что одуванчик и цыплёнок – жёлтые;
- Потому что одуванчик может лечить как доктор;
- Когда у одуванчика цветы белые, он пушистый как котёнок;
- Пушинки одуванчика лёгкие как пёрышко;
- Потому что семена одуванчика умеют летать как самолёт;
- Из одуванчика можно приготовить разные вкусные блюда
ЧУДО – ЦВЕТОК.
Наступила весна. Солнышко стало греть сильнее, появилась зелёная травка. И на зелёных полянках, как маленькие солнышки, появились яркие весенние цветы – жёлтые одуванчики. Эти цветы очень смелые и храбрые, потому что не боятся холодной погоды.
Одуванчик - это чудо-цветок! Сначала он желтый, а потом , как фокусник, превращается в пушистую белую головку. Если дунуть на одуванчик, его пушинки , лёгкие как пёрышки, оторвутся от цветка и улетят в дальние страны, как настоящие самолёты.
Одуванчик любит солнце, когда оно уходит, он закрывает свои цветы, а утром снова открывает, по этому цветку можно узнавать время: закрыт – вечер, ночь, открыт- утро, день. Также по одуванчику можно точно предсказать погоду : перед дождём он тоже закрывает свои цветы.
С помощью лекарств из одуванчиков можно лечить много болезней: они борются с вирусами, лечат кашель, помогают убрать веснушки, улучшают аппетит. А если у человека хороший аппетит, то он может много съесть . И поможет ему в этом тоже одуванчиик! Потому что из одуванчиков можно приготовить разные вкусные блюда: из цветков одуванчика люди варят варенье, из листьев делают полезный салат.
И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый нектар, а пчелы потом из него делают одуванчиковый мед.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".
Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....
Составление рассказа по опорным картинкам
Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...
Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»
Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ, подр...
Составление рассказа по опорным картинкам
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....
Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам
В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста «Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
Конспект занятия по развитию речи в поготовительной группе ТНР....
Занятие по развитию речи «Составление рассказа по опорным картинкам «Как медведь лег в спячку»
Цель: создать условия для развития умения детей составлять связный рассказ с помощью опорных картинок....