Влияние домашнего чтения на развитие речи дошкольников
материал по логопедии на тему

Никишина Ольга Николаевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon domashnee_chtenie.zip443.93 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние домашнего чтения на развитие речи дошкольников

I Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

Художественная литература создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

При знакомстве с произведениями художественной литературы мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление.  Развивая любую ВПФ,  мы активируем проводящие пути, ведущие к речевым зонам,  обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи.

Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому родителю важно  знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

Для младших дошкольников характерно следующее:

- тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;

- детей интересует, прежде всего, фабула (цепь связанных между собой событий);

- установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

- способность некоторое время слушать не отвлекаясь;

- в центре внимания детей – главный персонаж;

- эмоциональное отношение к героям ярко выражено, что проявляется в отрытом, непосредственном проявлении эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика);

- ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;

- тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);

- воображение малышей развито слабо, поэтому мысленно представить героев, события ребенок не может. Важную роль приобретают рисунки художника.

Дети среднего дошкольного возраста:

- способны глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере, возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к событиям, героям;

- уже в состоянии не только слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;

- проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.

- легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;

- характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт;

- развивается воссоздающее воображение.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

- рост внимания к выразительным средствам языка;

- герои произведения становятся им ближе и понятнее;

- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);

- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;

- способность к элементарному анализу литературных произведений.

Таким образом, активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства.

Чтобы художественное произведение служило средством умственного, нравственного и эстетического развития, родителям следует придерживаться некоторых критериев отбора литературы:

- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

В младшем дошкольном возрасте литературные жанры могут быть представлены потешками, песенками, сказками, стихами, рассказами, книгами-картинками. Тематика книг - об игрушках и играх детей, о животных, о природных явлениях, понятных детям.

В старшем дошкольном возрасте - это рассказы, русские народные, зарубежные, авторские сказки. Малые фольклорные жанры - загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Обязательно должны присутствовать поэтические произведения. В подготовительной к школе группе возможно знакомство детей с некоторыми баснями, былинами.

Тематика книг – о природе, научно-познавательные, юмористические, о труде людей, о Родине (о ее истории и сегодняшней жизни), о родном городе, об общественных праздниках.

Чтение и рассказывание книг следует использовать в разные моменты жизни детей.

М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3-4 лет не следует читать дольше 10-15 минут, детям в возрасте 5-6 лет – дольше 25 минут, детям 6-7 лет – 30-35 минут.

При чтении литературных произведений решаются следующие задачи:

  1. Воспитание положительного эстетического отношения к произведению; умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература была не только прочитана, но и закреплена Для закрепления прочитанного можно использовать беседу по произведению, рассматривание иллюстраций к знакомым книгам и рассказам, своеобразные викторины, разговоры о творчестве писателя. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге.

  1. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

Осуществление второй задачи связано с решением проблем воспитания у дошкольников таких качеств личности как вежливость, доброта, желание прийти на помощь нуждающемуся в ней, а также с формированием навыков правильного поведения. Для этого важно правильно подобрать литературу для чтения.

Главная задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.

Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа
  • Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка
  • Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
  • Читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению
  • Детские книги должны находится в доступном для малыша месте
  • Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг

В круг детского чтения следует включать книги , разнообразные по темам и жанрам.

Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.

Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума.

Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание. Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».

К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Весёлая книга  открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться.

Произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева,          С.Я. Маршака, Э.Н. Успенского и другие.

Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.

Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные , проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.

Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей («Приключения Нильса с дикими гусями» С Лагерлёф, «Приключение Незнайки и его друзей» Н.Н.Носов,  «Золотой ключик» А. Толстой,  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен и др.)

Уважаемые родители!

Помните, что книга – ваш хороший собеседник и лучший друг! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....

«Влияние ручной умелости на развитие речи дошкольников»

Консультация для родителей среднего и старшего дошкольного возраста...

Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...

Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.

Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

"Влияние домашнего театра на развитие речи детей" консультация

quot;Влияние домашнего театра на развитие речи дошкольников" консультация...