Влияние домашнего чтения на развитие речи дошкольников
материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Влияние домашнего чтения на развитие речи дошкольников
I Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.
Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.
Художественная литература создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
При знакомстве с произведениями художественной литературы мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление. Развивая любую ВПФ, мы активируем проводящие пути, ведущие к речевым зонам, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи.
Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому родителю важно знать особенности восприятия детьми художественной литературы.
Для младших дошкольников характерно следующее:
- тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;
- детей интересует, прежде всего, фабула (цепь связанных между собой событий);
- установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;
- способность некоторое время слушать не отвлекаясь;
- в центре внимания детей – главный персонаж;
- эмоциональное отношение к героям ярко выражено, что проявляется в отрытом, непосредственном проявлении эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика);
- ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;
- тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);
- воображение малышей развито слабо, поэтому мысленно представить героев, события ребенок не может. Важную роль приобретают рисунки художника.
Дети среднего дошкольного возраста:
- способны глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере, возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к событиям, героям;
- уже в состоянии не только слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;
- проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.
- легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;
- характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт;
- развивается воссоздающее воображение.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:
- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;
- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;
- рост внимания к выразительным средствам языка;
- герои произведения становятся им ближе и понятнее;
- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;
- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;
- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);
- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;
- способность к элементарному анализу литературных произведений.
Таким образом, активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства.
Чтобы художественное произведение служило средством умственного, нравственного и эстетического развития, родителям следует придерживаться некоторых критериев отбора литературы:
- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
В младшем дошкольном возрасте литературные жанры могут быть представлены потешками, песенками, сказками, стихами, рассказами, книгами-картинками. Тематика книг - об игрушках и играх детей, о животных, о природных явлениях, понятных детям.
В старшем дошкольном возрасте - это рассказы, русские народные, зарубежные, авторские сказки. Малые фольклорные жанры - загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Обязательно должны присутствовать поэтические произведения. В подготовительной к школе группе возможно знакомство детей с некоторыми баснями, былинами.
Тематика книг – о природе, научно-познавательные, юмористические, о труде людей, о Родине (о ее истории и сегодняшней жизни), о родном городе, об общественных праздниках.
Чтение и рассказывание книг следует использовать в разные моменты жизни детей.
М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3-4 лет не следует читать дольше 10-15 минут, детям в возрасте 5-6 лет – дольше 25 минут, детям 6-7 лет – 30-35 минут.
При чтении литературных произведений решаются следующие задачи:
- Воспитание положительного эстетического отношения к произведению; умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература была не только прочитана, но и закреплена Для закрепления прочитанного можно использовать беседу по произведению, рассматривание иллюстраций к знакомым книгам и рассказам, своеобразные викторины, разговоры о творчестве писателя. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге.
- Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
Осуществление второй задачи связано с решением проблем воспитания у дошкольников таких качеств личности как вежливость, доброта, желание прийти на помощь нуждающемуся в ней, а также с формированием навыков правильного поведения. Для этого важно правильно подобрать литературу для чтения.
Главная задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.
Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.
Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:
- Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа
- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка
- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
- Читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению
- Детские книги должны находится в доступном для малыша месте
- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг
В круг детского чтения следует включать книги , разнообразные по темам и жанрам.
Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.
Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума.
Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание. Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».
К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».
Весёлая книга открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться.
Произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, С.Я. Маршака, Э.Н. Успенского и другие.
Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.
Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.
Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные , проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.
Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.
У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.
Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей («Приключения Нильса с дикими гусями» С Лагерлёф, «Приключение Незнайки и его друзей» Н.Н.Носов, «Золотой ключик» А. Толстой, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен и др.)
Уважаемые родители!
Помните, что книга – ваш хороший собеседник и лучший друг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»
Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....
«Влияние ручной умелости на развитие речи дошкольников»
Консультация для родителей среднего и старшего дошкольного возраста...
Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...
Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.
Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....
Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.
В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...
"Влияние домашнего театра на развитие речи детей" консультация
quot;Влияние домашнего театра на развитие речи дошкольников" консультация...