Практическое занятие логопеда с родителями и детьми.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Хлупнова Наталия Анатольевна

 КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ  КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА  ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАБОТЫ  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiekursy.docx26.96 КБ
Файл zanyatiekursy.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие логопеда с родителями и детьми

как средство формирования позитивного родительства.

Тема «Мяч и речь»

Цель:

  • научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
  • расширять словарный запас детей и родителей;
  • развивать артикуляционный аппарат детей;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).

План занятия:

  1.         I.            Теоретическая часть
  • Когда появились мячи?
  • Для чего нужен мяч?
  1.      II.            Практическая часть
  • Развитие речевого дыхания и психологической базы речи.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие общей моторики. 

Оборудование:

  • проектор, экран, ПК;
  • ножницы;
  • альбомные листы с нарисованными кругами;
  • цветные карандаши;
  • клей;
  • нитки (для бумажных мячиков);
  • фольга;
  • резиновые мячи по количеству детей;
  • массажные мячи по количеству детей;
  • картинка зашифрованная (мяч с ушками);
  • зеркала по количеству детей;
  • салфетки.

Ход занятия

Теоретическая часть.

Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.

Для чего нужен мяч?

                 Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

                 Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

                 Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

                 Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

                 Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

                 Регулируют силу и точность движения

                 Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

                 Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

                 Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

                 Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.

Практическая  часть.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми. Дети закрашивают круги на листе бумаги.

-Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

-А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

-Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

-А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Правило дыхания то же.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота».

Пальчиковая гимнастика  «Будем мячики считать»

Будем мячики считать                                 (Дети сжимают и разжимают все пальчики)

Этот мяч — он из резины.                             (Загибают пальчики, начиная с большого)

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,                               (Выполняют круговые движения между ладонями)

Будем с ним мы играть.

Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка. Гимнастика на экране для шипящих звуков.

Упражнения артикуляционные:

  • чередование «Птенчик» - «заборчик»;
  • «Накажу непослушный язычок»;
  • «Лопаточка»;
  • «Чашечка»;
  • «Маляр»;
  • «Вкусное варенье».

После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча «с ушками».

Логопед:

Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

-Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

-А теперь поиграем.

  1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение.     Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
  2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
    сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
  3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
  4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
  5. Пальчиковая игра «Игрушки» с массажным шариком.

Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(катать шарик между ладоней)

2 медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно катать шарик к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(катать шарик между ладоней)

6. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч» 

Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

-Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?

Дидактическая игра «Поймай скажи»(показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы. Например, высокий забор – низкий… 

Дидактическая игра «Что это? Кто это?» 

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Логопед. Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы! Получайте-ка призы! Конфеты – шарики. Спасибо родителям за участие!

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения

 квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй»

 Практическое занятие логопеда с родителями и детьми

как средство формирования позитивного родительства.

Тема: «Мяч и речь»

                                                                                            Время обучения: 11.09. – 15.09.2017г

                                                                                            Выполнила: Хлупнова

                                                                                            Наталия Анатольевна,

                                                         учитель-логопед,

                                                                  СП «Детский сад  № 3

                                                                                    ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»

 

Самара, 2017 г

                                СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»

Практическое занятие логопеда с родителями и детьми

Тема: «Мяч и речь»

Выполнила: Хлупнова

                                                                                            Наталия Анатольевна,

                                                         учитель-логопед,

                                                                  СП «Детский сад  № 3

                                                                                    ГБОУ СОШ № 30

 г.о. Сызрань»

 

 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие логопеда с родителями и детьми

как средство формирования позитивного родительства.

Тема«Мяч и речь»

Цель:

  • научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
  • расширять словарный запас детей и родителей;
  • развивать артикуляционный аппарат детей;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).

План занятия:

  1.         I.            Теоретическая часть
  • Когда появились мячи?
  • Для чего нужен мяч?
  1.      II.            Практическая часть
  • Развитие речевого дыхания и психологической базы речи.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие общей моторики.

Оборудование:

  • проектор, экран, ПК;
  • ножницы;
  • альбомные листы с нарисованными кругами;
  • цветные карандаши;
  • клей;
  • нитки (для бумажных мячиков);
  • фольга;
  • резиновые мячи по количеству детей;
  • массажные мячи по количеству детей;
  • картинка зашифрованная (мяч с ушками);
  • зеркала по количеству детей;
  • салфетки.

Ход занятия

Теоретическая часть.

Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.

Для чего нужен мяч?

                 Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

                 Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

                 Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

                 Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

                 Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

                 Регулируют силу и точность движения

                 Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

                 Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

                 Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

                 Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.

Практическая  часть.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.Дети закрашивают круги на листе бумаги.

-Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

-А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

-Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

-А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Правило дыхания то же.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота».

Пальчиковая гимнастика  «Будем мячики считать»

Будем мячики считать                                 (Дети сжимают и разжимают все пальчики)

Этот мяч — он из резины.                             (Загибают пальчики, начиная с большого)

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,                               (Выполняют круговые движения между ладонями)

Будем с ним мы играть.

Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка. Гимнастика на экране для шипящих звуков.

Упражнения артикуляционные:

  • чередование «Птенчик» - «заборчик»;
  • «Накажу непослушный язычок»;
  • «Лопаточка»;
  • «Чашечка»;
  • «Маляр»;
  • «Вкусное варенье».

После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча «с ушками».

Логопед:

Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

-Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

-А теперь поиграем.

  1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение.     Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
  2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
    сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
  3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
  4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
  5. Пальчиковая игра «Игрушки» с массажным шариком.

Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(катать шарик между ладоней)

2 медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно катать шарик к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(катать шарик между ладоней)

6. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра«Выбери мяч»

Логопед(таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

-Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?

Дидактическая игра«Поймай скажи»(показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы. Например, высокий забор – низкий…

Дидактическая игра«Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Логопед.Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы! Получайте-ка призы! Конфеты – шарики. Спасибо родителям за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Совместное занятие логопеда и воспитателя с детьми по теме:"Закрепление знаний детей о букве Р". Тема инсценировки "Любопытная ворона"

Цель инсценировки: Развитие умения коммуникативного взаимодействия ребенка и педагогов. Обеспечения естественного развития ребенка с учетом его природных задатков и индивидуальных личностных особ...

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»

    Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...

Конспект практического занятия детей с родителями

Конспект практического занятия детей с родителями«Я здоровым быть хочу»(Физическое развитие)Цель: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Нас...