Консультация для воспитателей "Скороговорка как театрализованная миниатюра"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Консультация для воспитателей об эффективном использовании скороговорок в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Скороговорка как театрализованная миниатюра.
Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития чёткой дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, силы, высоты, звучности, выносливости голоса. Но возможности скороговорок значительно шире. Их можно использоватькак средство развития воображения ребёнка, умения понять забавную ситуацию и передать её выразительно и чётко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.
В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребёнка использовать выразительные движения – мимику и пантомимику, различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту ( грусть, радость, удивление и т. д), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.
Правила,которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками:
*Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговаривалочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
*В скороговорке не должно быть звуков, которые ребёнок произносит дефектно. Это обязательное условие.
*Работу следует начинать с лёгких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
*Обязательно объяснять ребёнку значение непонятных слов.
*Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить её смысл.
Скороговорка особенно эффективна, если её проговарить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам», или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки. Представь, что я мама медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно попросить ласково, а можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (взрослый изображает варианты интонаций). Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме – медведице? Изобрази её ещё раз. Рано утром мастер – кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение). Бодро и весело зазывает он покупателей. Представь, что ты этот кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Данила достал кошелёк. Обрадовался кузнец, радостно закричал. Изобрази радостного кузнеца.
В длинных скороговорках логичнее повторять только два – три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями. Например, «Уточка – вертихвосточка» (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо – влево).
Ныряла, да выныривала, ныряла, да выныривала, да не вынырнула (удручённо развести руки в стороны). Шалила, потому и не вынырнула. Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой), да с уточкой и вынырнул( радостно встать, вытянув руки перед собой).
Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп. «Маланья – болтунья молоко болтала – болтала ( с нарастающим ускорением), болтала – болтала, болтала – болтала, да не выболтала». Или: «Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал (с ускорением), лакал … да не вылакал.
При разучивании скороговорки можно использовать следующие приёмы:
*Проговорить скороговорку очень мндленно, беззвучно артикулируя.
*Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать и ловить мяч двумя руками, отбивая его от стены или от пола.
*Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.
*На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щётке( «У ёлки иголки колки»), руки попеременно менять.
*Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговарит скороговорку. У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!
Повторяйте , детвора:
Посреди двора дрова.
Жук над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
В перелеске перепел
Перепёлку перепел!
Мышь шуршит у шалаша,
Шишку, шишку шелуша.
Лилии полили ли,
Иль увяли лилии?
Мамами любимы мы
Самыми любимыми!
То – то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Мне поставите пятёрки!
Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов"Использование театрализованной деятельности для адаптации детей с диагнозом ОНР "
Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми -логопатами. ...
Театрализованная миниатюра « ПОЧЕМУ У ЕЛКИ ЗЕЛЕНЫЕ ИГОЛКИ»
Театрализованная миниатюра для детей среднего возраста с задержкой в развитии....
Сценарий театрализованной миниатюры по мотивам произведения С.Вяловой «Дети войны»
Развитие у детей правильного отношения к историческому наследию нашей страны...
Театрализованная миниатюра ко Дню семьи
В помощь педагогам дополнительного образования и воспитателям....
театрализованная миниатюра "Котенок, который разучился разговаривать по-кошачьи"
Миниатюра предназначена для старшего дошкольного возраста...
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка». Консультации для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству".
Из этих материалов вы узнаете какова роль театрализованной игры в развитии детей младшего дошкольного возраста ....
Театрализованная миниатюра по мотивам произведения С.Я.Маршака "Сказка о глупом мышонке"
Театрализованная миниатюра по мотивам произведения С.Я.Маршака "Сказка о глупом мышонке"...