Конспект фронтального занятия логопеда на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дорофеева Татьяна Васильевна

Конспект занятия на тему "Транспорт"  поможет систематизировать представления детей о транспорте. В занятие включены задания на совершенствование грамматического строя речи; развитие  у детей правильного употребления пространственных наречий и предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия

Тема: «Транспорт»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные – систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно – падежные конструкции). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно – развивающие – развитие  у детей правильного употребления пространственных наречий и предлогов; учить выделять предлоги в тексте и составлять предложения с предлогом; развитие слухового, зрительного восприятия и оптико-пространственной    деятельности, через дидактическую игру «Куда пойдешь и что найдешь?»; развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления,  координации речи с движением.

Воспитательные – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Магнитная доска, набор картинок “виды транспорта”, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, тетради, карандаши, слоги:

Ход занятия:

I.        Организационный момент.

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

Игра с мячом “Вспомни и назови” (развитие речевого слуха, внимания экспрессивной речи сложными словами).

Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое пассажирское транспортное средство, грузовое, специальное транспортное средство. (Автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).

Логопед: «Правила игры меняются, я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта» -

- Молоко возит (молоковоз)

- Цемент возит (цементовоз)

- Мусор возит (мусоровоз)

- Контейнер возит (контейнеровоз)

- Автомобили возит (автовоз)

- Бетон мешает (бетономешалка)

II  Основная часть

1.Упражнение “Придумай загадку” (развитие связной речи, памяти, мышления.).

Логопед: Посмотрите на доску. Выберите понравившееся транспортное средство. Придумайте загадку – описание, используя план – схему, размещенную на доске:

1. Вид транспорта.

2. Цвет.

3. Форма, размер.

4. Материал.

5. Детали.

6. Как используется:

 - Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)

- Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (Самосвал)

- Это специальный дорожный транспорт, желтого цвета. Эта машина большая, металлическая. У нее есть кабина, два ковша с металлическими зубьями, два огромных колеса и два колеса поменьше. Это транспортное средство роет котлованы, выкапывает ямы. Что это (экскаватор).

2. Дидактическая игра с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).

Логопед: ребята, давайте попробуем  составить предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом.

Но сначала давайте вспомним, когда появляется «маленькое слово» - предлог. 

В - когда  предмет находится…;

НА – когда предмет находится…;

ПОД – когда предмет находится…;

ЗА – когда предмет находится..;

К – когда один предмет …;

ОТ – когда один предмет ….;

ИЗ – когда предмет….

Ответы детей:

-предмет внутри;

-предмет сверху;

-предмет внизу;

-предмет находится позади чего-то;

- приближается к другому;

- отступает от другого.

- достают из чего-то.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под, к, от, из и совместно с детьми уточняет.

Дети по очереди говорят слова: “Один, два, три, четыре, пять, буду кубик я вращать”. Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.

«В» - В такси едут пассажиры.

 «ПОД» - Под мостом проплыл пароход..           «На» - На мусоровозе сидит ворона.

«К» - К остановке подъехал автобус.                    «ЗА» - За автомобилем спрятался щенок.

«От» - От причала уплывают корабли.               «Из» - Из гаража выезжает самосвал.

Молодцы ребята! А теперь давайте сыграем а игру?

3.Подвижная игра «Куда пойдешь, что найдешь!»        

Дети, поочередно, встают в обруч, закрывают глаза. (Вокруг обруча расставлены игрушки)

Ребенок - водящий стоит около обруча и дает команду: Вперед пойдешь и найдешь…

1-й ребенок в обруче: Я вперед пойду и машину найду.

Ребенок-водящий: Назад пойдешь и найдешь…

2-й ребенок в обруче: Я назад пойду и куклу найду.

Логопед: В эту игру можно поиграть и другим способом. Направление можно «прозвонить».

Ребенок в обруче закрывает глаза, а логопед звонит колокольчиком сзади.

3-й ребенок: Я назад пойду и …найду.

Логопед звонит справа.

4-й ребенок: Я направо пойду и …найду.

Логопед: Ребята, а как еще мы можем указать направление? Правильно, мы можем дотронуться рукой.        

Ребенок в обруче закрывает глаза. Логопед рукой дотрагивается  до правого плеча, другому ребенку  до левого.

5-й ребенок: Направо пойду и …найду.

6-й ребенок: Налево пойду и … найду.

(Игрушки дети держат их в руках)

Логопед: Молодцы ребята.

4.Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»        

- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь? - Вот так! (руки в «бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

5. Работа с пеналами (совершенствование навыка слогового анализа слов).

На столах разложены карточки рисунком вниз.

Логопед: « Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название ваших видов транспорта и отразите это на схеме. (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).

III Итог занятия.

Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали (называли сложные слова, придумывали загадки, составляли предложения, составляли схему слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна

Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,Автоматизировать звуки "С-З",Учить взаимодействовать детей друг с другом....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект фронтального занятия по логопедии на тему: «Овощи. Огород»

Тема: «Овощи. Огород»Фронтальное  занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.Количество детей: 12 человек. Старшая группа.Речевой статус: общее  недоразвитие речи...


 

Комментарии

Агафонова Ольга Александровна

Материал грамотно систематизирован в данном конспекте,включено много разнообразных и интересных заданий,с моей точки зрения дети будут с удовольствием вовлечены в образовательный процесс.Автор молодец,дальнейших успехов в профессиональной деятельности!!!