Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа) Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Дифференциация звуков [р] и [л]» | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа)
Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»
Цель: Дифференциация звуков [р] и [л] на слух и в произношении.
Задачи:
1. Обучающие:
- Закреплять знания о звуках [р] и [л], определять положение губ и языка при произнесении этих звуков;
- Развивать фонетический слух;
- Закреплять умение чётко произносить звуки [р] и [л] в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и скороговорках.
- Закреплять умение дифференцировать и выделять звуки [р] и [л] в словах.
2. Коррекционные:
- Развивать слуховое внимание и память;
- Формировать интонационную выразительность;
- развитие логоритмических навыков.
3. Воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к обучению;
- Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- Воспитывать внимание к обращенной речи;
- Развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: символы звуков [р] и [л], настольная игра «Сделай посадки» (мини-клумбы с горохом и разной лапшой, палочки и пружинки), дидактическая напольная игра «Музыкальная тропинка» , дидактическая игра «Подбери гардероб» (картинки с предметами гардероба, буквы Р и Л), дидактическая игра на координацию речи с движениями «Зеркало» (логоритмика под Железнову) , дидактическая игра «Заборчик» (заборчик с картинками), дидактическая игра «Регулировщики» (речевой материал, картинки, схемы), дидактическая игра «Подбери домик для картинки» (схемы, картинки), мнемокартинки к скороговорке, дидактическая игра «Придумай новое слово», карандаши, листы в клетку для составления схемы предложения.
Ход занятия.
- Орг. момент
Л: Ребята, я так рада вас всех видеть! Передали утром мне письмо. Давайте узнаем, что же там написано. Ой, загадки. Сесть тому я разрешу, кто загадку отгадает. Руку поднимайте, и ответ свой называйте.
Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (ромашки)
Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко. (ласточка)
И зелен, и густ – на грядке вырос куст. Начали щипать – стали плакать и рыдать. (лук)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днем –
ищем, ищем, не найдем. (роса)
Л: Послушайте внимательно слова - отгадки. (называю слова-отгадки, выделяя голосом звуки [Л], [Р]). Ромашки, ласточка, лук, роса.
Какие звуки выделяла голосом?
Д: [Л], [Р].
Л: Вот с ними сегодня и поиграем.
Показываю на ладонях, что язычок наверху за верхними зубками, при произнесении обоих звуках. И что язычок вибрирует, дрожит при произнесении [Р].
Л: Так чем же отличаются эти звуки? Что язычок у нас делает?
Д: При произнесении [Л] язычок безотрывно находится за верхними зубками, а при произнесении [Р] – от вибрирует, дрожит.
Л: Правильно! Поэтому мы будем обозначать [Л] – стрелочкой, а [Р] – пружинкой. Запомнили? Сейчас мы это проверим.
1. ИГРА «Сделай посадки»
Л: Будем делать посадку в мини-клумбы, но посадка необычная. Я буду называть слова, а вы, какой звук услышали в нем, посадите палочку или пружинку. На какой звук посадим палочку?
Д: [Л].
Л: А пружинку?
Д: [Р].
Л: Слушаем внимательно. Мотоцикл, муравьи, самосвал, грузовик, кровать, лодка, теплоход, груша, пчела.
Дети «сажают». Между собой проверяют правильность, соединяя клумбы, друг к другу.
Л: Ребята, у кого-то остались палочки и пружинки. Поднимите руки?
Л: Придумаем слова, которые содержат данные звуки.
Придумывают, называют.
2. ИГРА «Музыкальная тропинка»
Л: Ой ребята, посмотрите, а что это такое? Музыкальная тропинка. Как вы думаете, почему она так называется?
Д: Потому что на ней ноты.
Л: А ноты нужно петь. Ножкой ноты выбирайте, громко четко пропевайте.
3. ИГРА «Подберите гардероб».
Л: А теперь мы отдохнем и за стол со мной пройдем.
Л: Скажите, что вы видите перед собой?
Д: Картинки и буквы Л и Р.
Л: На столе такой беспорядок. Представьте, что он у вас в шкафу. Нужно разложить картинки по местам. Со [Л] на полку буквы Л, а со [Р] на полку буквы Р. Наведем порядок? Не называя картинок, кладите на полки.
А теперь проверим, правильно ли мы навели с вами порядок, прошу картинки перевернуть, оставляя на том же месте.
(на Л – все со стрелочками, на Р – со пружинкой).
4. ИГРА «ЗЕРКАЛО» Координация речи с движениями (под музыку Железновой)
Л: А вы знаете как самим изобразить буквы Р и Л? (показываю) Покажите сами. (дети повторяют) За мной повторяйте все что скажу и покажу.
|
5. ИГРА « Подбери картинку»
Л: Кто мне скажет, ребята, где звук в слове может жить?
Д: В начале, в середине, в конце.
Л: Картинку называйте и под схемы смело расселяйте.
(Перед детьми доска со схемами и стол с картинками, детям определить по очереди, где звук в словах: в начале, в середине, в конце и поселить под нужной схемой).
6. ИГРА «Заборчик»
Л: Немножко с вами отдохнем и у заборчика присядем. Рассмотрите внимательно и запомните картинки. Проговариваем все вместе. (Проговариваем вместе картинки на заборе: белая роза, красные лыжи, золотая корона и т.д.) Глазками запоминаем, какая картинка по счету. Отвернулись. Ответит лишь мне тот, до кого я прикоснусь. Закрыли глазки и представили наш заборчик. Какая вторая картинка? пятая? и т.д.
Дети отворачиваются, я задаю вопрос и до кого прикоснусь, тот дает ответ.
На свои места пройдем и немного отдохнем.
7. ИГРА «Придумай новое слово»
Л: Возьмите в руку палочку, как напоминалочку. Я вам словечко со звуком Р скажу, а вы меняете на Л, назовете новое. (рад – лад, рама – лама, мир – мил, жир – жил)
А теперь возьмите пружинку, какой звук будем в слове менять?
Д: Л на Р.
Л: Правильно. (ложь – рожь, лак – рак, лов – ров, пил – пир, вол – вор)
10. ФИЗМИНУТКА «Карл у Карлы украл кораллы» с элементами мнемотехники.
Л: Ребята, прошу ко мне вас подойти. Я раздам сейчас картинки, а вы запомните, что каждая из них обозначает. Тебе – Карл, Полине – у Клары, следующему – украл, а тебе – кораллы. Давайте проговорим, как сейчас с вами стоим.
Д: Карл у Клары украл кораллы.
Л: Пока звучит музыка, двигаемся.
(Музыка затихла, и кто первым под крылышко ко мне встанет, тот и начнет произносить.)
Меняются картинками, двигаются, останавливаются, произносят….
11. ИГРА «Придумай и составь схему предложения»
Л: Придумайте предложение со словами Рома и ландыши.
Придумали, называют.
Л: Молодцы, а мне понравилось такое предложение.
- Рома купил красивые ландыши.
Сколько в этом предложении слов?
Д: 4.
Л: Считаем вместе, загибая пальчики. «Рома, купил, красивые, ландыши.» Составьте схему этого предложения. (Составили) В конце предложения ставим, что?
Д: Точку.
Л: Правильно. Давайте проговорим предложение, следим пальцем по схеме за мной. Назовите мне слова со [Л].
Д: Ландыши.
Л: Покажите пальчиком в схеме слово «ландыши».
Где звук [Л] слышим в начале, в середине или в конце?
Д: В начале.
Л: Обозначаем в схеме слова ландыши буквой Л местоположение [Л].
Есть еще у нас слова со [Л]?
Д: Купил.
(Далее аналогично)…
Л: А со [Р] есть у нас слова в этом предложении. Читаем по схеме пальчиком еще раз предложение.
Д: Рома. (аналогично)
Итог занятия
Л: Молодцы, ребята, вот и настало время нам с вами возвращаться в детский сад. С какими звуками мы сегодня играли? Чем они отличаются? (Показываем на ручках). Какое задание было самым трудным? Я очень надеюсь, что вы никогда не будете больше путать звуки [Л] и [Р] и они будут жить дружно, как и вы. Так как вы сегодня все хорошо постарались, вручаю вам мед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.
Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять по...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема "Дифференциация звуков [К]-[К\']-[Г]-[Г\']"
Конспект логопедического занятия был разработан и апробирован на открытом занятии в подготовительной группе...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема "Дифференциация звуков [Р]-[Р\']"
Дифференциация звуков на слух и в произнесении...
Конспект фонетического логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [д] – [т]»
Фонетическое логопедическое занятие включает в себя игры на развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ, фонетическую и фонематическую работу со слогами, словами, предложениями по теме, работу с &quo...